КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
«Могу», «хочу» и «надо» - соотношение возможностей, способностей человека и потребностей общества. Потребность в самореализации - одна из высших потребностей человека.
ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ?
Способности = биологические задатки + труд. У каждого человека есть способности или задатки. Понятие способностей общих и специальных. Уровни развития способностей: задатки, способности, талант, гениальность.
Любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физиологическому и психологическому состоянию, уровню и качеству образовательной подготовки человека.
Поэтому одним из первых вопросов, на который следует ответить, при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?».
Способности - это качества, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Основные показатели способностей:
· легкость усвоения новых знаний и умений;
· быстрота совершенствования умений;
· достижение высоких результатов в деятельности.
Способности человека в данный момент (это и есть его Я-могу) – предпосылка успешного дальнейшего профессионального обучения, а также итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности, полученного воспитания.
Способности различают:
· общие, одинаково необходимые для работы в различных сферах труда (интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.);
· специальные, применяемые только в данной профессиональной сфере (педагогические, технические, художественные и др.).
Физические и психофизиологические качества человека важны для ряда профессий.
· Так, для профессионалов-спортсменов имеют значение рост, вес, физическая подготовка, гибкость и др.
· Быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублерам, испытателям.
· Координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства).
· Выносливость необходима космонавтам, гонщикам, водолазам, т.е. людям, работающим в сложных условиях (давление, шум, перегрузки и т.п.).
Психические качества личности:
· Внимание (внимательность) – способность следить за окружающей обстановкой, ее изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия, - необходимо в любой профессии.
· Память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, - необходима для любой профессии.
· Мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, а и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений, - необходимо для всех профессий,
· Воображение – способность человека представлять что-либо в своем сознании мысленно, важно для людей творческих профессий.
Связь свойств внимания с различными профессиями.
· Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор и др.
· Концентрация – степень сосредоточенности на объекте.Профессии: микробиолог, часовой, мастер, хирург, скульптор, токарь и др.
· Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте.Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор и др.
· Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.Профессии – воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель и др.
· Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько различных видов действий.Профессии: летчик, диспетчер сложных систем, оператор, педагог, водитель, наладчик и др.
Упражнение «Карта развития трудовых психофизиологических качеств»
Содержание. Оцените степень развития своих психофизических качеств (по пятибалльной системе: отсутствие качества – 1 балл, яркое проявление 5). Общая сумма сравнивается с максимальной (60 баллов) в %.
· Выполнение точных движений (пальцами, кистью, руками)
· Выполнение координированных движений (двумя руками; руками и ногами; глазами, руками и ногами)
· Сохранение быстрого темпа работы в течение длительного времени
· Различение цветов
· Определение на глаз (размеров предметов, расстояние между ними, небольших отклонений от заданной формы)
· Оценка осязанием (гладкости поверхности предметов, толщины предметов, малых расстояний)
Упражнение «Карта развития трудовых психофизиологических качеств»
Содержание. Оцените степень развития своих психофизических качеств (по пятибалльной системе: отсутствие качества – 1 балл, яркое проявление 5). Общая сумма сравнивается с максимальной (60 баллов) в %.
· Запоминание раз или редко слышанных или виденных текстов
· Сохранение внимания на одном и том же объекте длительное время
· Одновременное наблюдение нескольких объектов
· Длительное выполнение однообразной работы
· Быстрое переключение с одной деятельности на другую
· Принятие правильных решений при внезапном возникновении сложных ситуаций
Общая сумма баллов будет говорить об уровне вашей физиологической подготовленности к включению в трудовую деятельность.
Связь нравственно – волевых качеств личности с различными профессиями
· Коммуникативность, общительность необходимы для всех профессий типа «Человек – человек».
· Эмпатия, сострадание.Профессии: социальный работник, медсестра.
· Воля, работоспособность, трудолюбие.Профессии: моряк, инженер-конструктор, испытатель машин, альпинист.
· Самостоятельность, предприимчивость, находчивость.Профессии: дилер, бизнесмен, менеджер.
Упражнение «Я - могу быть»
СОДЕРЖАНИЕ. Сопоставьте данные «Я – хочу» и «Я – могу». Идеальный случай – совпадение этих данных. В других случаях надо искать профессию, в которой осуществлялся бы компромисс между ХОЧУ и МОГУ