Пропустить до основного содержимого
http://edu.mari.ru/ou_respub/sh3/DocLib8/210420_bpo_1-01.png

ГБОУ РМЭ "Многопрофильный лицей-интернат"

Домашняя
Жалобы
Обращения
Заявки
Электронный дневник
Сведения об образовательной организации
Поступающим в лицей
  
ГБОУ РМЭ "Многопрофильный лицей-интернат" > Нoвости > Советы от психолога  

Нoвости: Советы от психолога

Оповестить меня

Название

Советы от психолога 

Основной текст

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

«Могу», «хочу» и «надо» - соотношение возможностей, способностей человека и потребностей общества. Потребность в самореализации - одна из высших потребностей человека.

ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ?

Способности = биологические задатки + труд. У каждого человека есть способности или задатки. Понятие способностей общих и специальных. Уровни развития способностей: задатки, способности, талант, гениальность.

Любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физиологическому и психологическому состоянию, уровню и качеству образовательной подготовки человека.

Поэтому одним из первых вопросов, на который следует ответить, при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?».

Способности - это качества, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Основные показатели способностей:

· легкость усвоения новых знаний и умений;

· быстрота совершенствования умений;

· достижение высоких результатов в деятельности.

Способности человека в данный момент (это и есть его Я-могу) – предпосылка успешного дальнейшего профессионального обучения, а также итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности, полученного воспитания.

Способности различают:

· общие, одинаково необходимые для работы в различных сферах труда (интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.);

· специальные, применяемые только в данной профессиональной сфере (педагогические, технические, художественные и др.).

Физические и психофизиологические качества человека важны для ряда профессий.

· Так, для профессионалов-спортсменов имеют значение рост, вес, физическая подготовка, гибкость и др.

· Быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублерам, испытателям.

· Координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства).

· Выносливость необходима космонавтам, гонщикам, водолазам, т.е. людям, работающим в сложных условиях (давление, шум, перегрузки и т.п.).

Психические качества личности:

· Внимание (внимательность) – способность следить за окружающей обстановкой, ее изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия, - необходимо в любой профессии.

· Память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, - необходима для любой профессии.

· Мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, а и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений, - необходимо для всех профессий,

· Воображение – способность человека представлять что-либо в своем сознании мысленно, важно для людей творческих профессий.

Связь свойств внимания с различными профессиями.

· Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор и др.

· Концентрация – степень сосредоточенности на объекте.Профессии: микробиолог, часовой, мастер, хирург, скульптор, токарь и др.

· Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте.Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор и др.

· Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.Профессии – воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель и др.

· Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько различных видов действий.Профессии: летчик, диспетчер сложных систем, оператор, педагог, водитель, наладчик и др.

Упражнение «Карта развития трудовых психофизиологических качеств»

Содержание. Оцените степень развития своих психофизических качеств (по пятибалльной системе: отсутствие качества – 1 балл, яркое проявление 5). Общая сумма сравнивается с максимальной (60 баллов) в %.

· Выполнение точных движений (пальцами, кистью, руками)

· Выполнение координированных движений (двумя руками; руками и ногами; глазами, руками и ногами)

· Сохранение быстрого темпа работы в течение длительного времени

· Различение цветов

· Определение на глаз (размеров предметов, расстояние между ними, небольших отклонений от заданной формы)

· Оценка осязанием (гладкости поверхности предметов, толщины предметов, малых расстояний)

Упражнение «Карта развития трудовых психофизиологических качеств»

Содержание. Оцените степень развития своих психофизических качеств (по пятибалльной системе: отсутствие качества – 1 балл, яркое проявление 5). Общая сумма сравнивается с максимальной (60 баллов) в %.

· Запоминание раз или редко слышанных или виденных текстов

· Сохранение внимания на одном и том же объекте длительное время

· Одновременное наблюдение нескольких объектов

· Длительное выполнение однообразной работы

· Быстрое переключение с одной деятельности на другую

· Принятие правильных решений при внезапном возникновении сложных ситуаций

Общая сумма баллов будет говорить об уровне вашей физиологической подготовленности к включению в трудовую деятельность.

Связь нравственно – волевых качеств личности с различными профессиями

· Коммуникативность, общительность необходимы для всех профессий типа «Человек – человек».

· Эмпатия, сострадание.Профессии: социальный работник, медсестра.

· Воля, работоспособность, трудолюбие.Профессии: моряк, инженер-конструктор, испытатель машин, альпинист.

· Самостоятельность, предприимчивость, находчивость.Профессии: дилер, бизнесмен, менеджер.

Упражнение «Я - могу быть»

СОДЕРЖАНИЕ. Сопоставьте данные «Я – хочу» и «Я – могу». Идеальный случай – совпадение этих данных. В других случаях надо искать профессию, в которой осуществлялся бы компромисс между ХОЧУ и МОГУ

Срок действия

 
Вложения
Создан в 17.06.2020 8:56  пользователем: Протасова Татьяна Александровна 
Изменен в 17.06.2020 8:56  пользователем: Протасова Татьяна Александровна