Россия является самой богатой лесными ресурсами страной в мире. Работники лесного хозяйства в своей деятельности большое внимание придают преемственности, передаче своего опыта подрастающему поколению. Вся история развития лесного хозяйства и системы образования России показывает, что передаче опыта и знаний в области лесного хозяйства от старшего поколения младшему в нашей стране всегда уделялось большое внимание.
Ещё в 1898 году в преддверии торжеств по поводу 100-летия Лесного Департамента был впервые проведён праздник древонасаждений, была впервые выдвинута идея включения элементов лесоводственных знаний и практических навыков в программы общеобразовательных учебных заведений.
Историческим основанием развития школьных лесничеств выступает внешкольное образование. С 90 годов школьное лесничество рассматривается как одна из форм дополнительного эколого-лесохозяйственного образования учащихся 5-11 классов.
Сегодня «Школьное лесничество» это форма организации деятельности обучающихся образовательных учреждений в сфере дополнительного образования детей, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.
Школьные лесничества в системе дополнительного экологического образования детей - это сфера, где ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Школьные лесничества обеспечивают адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей.
В этом пособие мы раскроем историю возникновения и развития школьных лесничеств в Республике Марий Эл, определим основные понятия и составляющие компоненты развития школьных лесничеств в условиях обновления содержания дополнительного экологического образования детей, рассмотрим различные подходы в построении модели развития школьных лесничеств в региональной системе дополнительного образования детей.