2015 год
2014 год
2013 год
Организация и содержание экологического образования
с обучающимися в образовательных организациях
Республики Марий Эл в 2015 году
(по данным, представленным общеобразовательными организациями)
Обеспечение экологической безопасности России, как условия выживания государства, предполагает смену существующих приоритетов на экологические, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей, изменения системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и ответственного участия каждого человека в их решении. Современный этап развития общества характеризуется изменением мировоззрения, происходящим на фоне глобального кризиса в системе «человек - общество - биосфера», связанным не только с научно-техническим прогрессом, но и с потерей духовных ценностей личности в отношении к природе. Академик РАН Н. Н. Моисеев отмечал, что преодоление экологического кризиса невозможно только техническими средствами, «...невозможно поддержание равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет. Человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях, как между людьми, так и с природой...». Формирование ответственного отношения граждан к среде обитания связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, продолжительного по времени, оно должно быть системным, и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры людей всех возрастов, социальных слоев и профессиональных групп общества средствами непрерывного экологического образования и просвещения.
Серьезным шагом в формировании экологической политики на территории Республики Марий Эл стало утверждение в мае 2013 года Правительством Республики Марий Эл Плана реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации в Республике Марий Эл на период до 2030 года. Мероприятия Плана направлены на решение многих задач, в том числе на формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. Бережное отношение к окружающей нас природе должно воспитываться и культивироваться на протяжении всей жизни человека[2], начиная с самого раннего возраста. Экологическое образование – процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Основной задачей экологического образования является формирование экологической культуры личности. Экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека и является ведущим компонентом общей культуры, системы духовных и материальных ценностей.
Организационным стержнем развития экологического образования в образовательных организациях республики на региональном уровне является совместная деятельность Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» и других ведомств и организаций. Координирующую функцию в области экологического образования обучающихся общеобразовательных организаций республики, осуществляемого в сфере дополнительного образования детей, выполняет Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр».
В общеобразовательных организациях на различных уровнях общего образования экологическое образование осуществляется в различных формах: посредством экологической составляющей базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента во внеурочной деятельности. В рамках урочной деятельности в младших классах всех общеобразовательных организаций идет изучение учебных предметов «Окружающий мир», «Природоведение», «Естествознание».
В обязательном порядке основы экологических знаний включены в предметы естественнонаучного цикла, такие как «Биология», «География», «Физика», «Химия», где не всегда учителям удаётся установить межпредметные связи. Поэтому основная нагрузка на реализацию экологического образования ложится на внеурочную деятельность в рамках ФГОС и дополнительное экологическое образование.
Обособленный предмет «Экология» сохранился в 24 общеобразовательных организациях, знания по этому предмету получают 731 обучающийся, что составляет 1 % от общего количества обучающихся в Республике Марий Эл. Расширению возможностей экологического образования в школе способствует организация и проведение элективных курсов экологической направленности. В нашей республике проводится 54 элективных курса с общим охватом старшеклассников – 863 человека (1,2%). Например, в МОУ «Средняя школа № 5 с углублённым изучением отдельных предметов» города Волжска преподаются 5 курсов, а в МОУ «Средняя школа №12» города Волжска – 3 элективных курса. В рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений кроме элективных курсов 560 обучающих посещают факультативы, спецкурсы и другие формы организации образовательного процесса.
Большим потенциалом в области экологического образования обладает организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся. В настоящее время в системе дополнительного образования эколого-биологическая направленность стала составной частью естественнонаучной направленности. Такой подход к качественной стороне дополнительного естественнонаучного образования и экологического воспитания школьников официально закрепляет сложившуюся практику многодисциплинарного характера учебной и исследовательской деятельности учащихся и предоставляет дополнительные возможности осуществления самостоятельных проектов, выполняемых учащимися. Многие образовательные организации Республики Марий Эл ведут активную работу в данном направлении. Разнообразна тематика исследовательских работ по таким направлениям как экология человека, зоология и экология животных, ботаника и экология растений, растениеводство (агроэкология), экология леса. Всего 2793 обучающимися нашей республики было выполнено 581 исследовательская работа, то есть общий охват обучающихся, вовлечённых в данный вид деятельности составил 3,8 %. Исходя из анализа тем работ, можно сделать вывод, что более всего наших детей волнуют проблемы состояния окружающей среды 128 работ), состояние животного мира Республики Марий Эл (117 работ), ботаника и экология растений (115 работ) растёт интерес обучающихся к таким направлениям как «экология человека» (109 работ). Проявляют интерес обучающиеся нашей республики и к проблемам растениеводства (70 работ) и экологии леса (42 работы). Проводимые экологические исследования дают богатый материал для использования в предметной классной и внеклассной работе. Материалы, собранные обучающимися, успешно используются на экологических олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д. Результаты работ имеют значение не только на локальном уровне, но и для более широких слоев населения и административных органов, иллюстрируя данные об экологической ситуации в том или ином муниципальном образовании республики.
Одним из важнейших направлений деятельности в сфере повышения уровня экологической культуры обучающихся является привлечение детей и подростков к практической, природоохранной деятельности (рисунок 1). В 2015 году 2740 обучающихся нашей республики приняли участие в благоустройстве родников и укреплении берегов, 4632 изготавливали и развешивали искусственные гнездовья. Для озеленения населённых пунктов 1948 ребят участвовали в сборе семян древесных и кустарниковых пород, 5085 в выращивании посадочного материала. 2100 обучающихся оказали помощь организациям лесного хозяйства в посадке леса и уходе за ним. Наиболее активно практическая природоохранная работа обучающихся была организована в Горномарийском, Параньгинском, Новоторъяльском, Сернурском, Куженерском муниципальных районах и г. Козьмодемьянске.
Рисунок 1. Участие обучающихся в практической, природоохранной деятельности
Практически любая из острейших проблем современности, затрагивающая все без исключения жизненные интересы человека, так или иначе, связана с экологическим состоянием среды, как в глобальном, так и в региональном масштабе. По словам выдающегося ученого В.И. Вернадского важнейшая задача каждого жителя Земли состоит в том, чтобы научиться «управлять собой в отношениях с природой». Этому и призвано способствовать экологическое просвещение.
Организация просветительской деятельности идёт по таким направлениям как устная, наглядная пропаганда и пропаганда с помощью СМИ. Традиционными мероприятиями по наглядной пропаганде в защиту природы и окружающей среды являются выставки, выпуск листовок, школьных вестников, экологических газет и многое другое. В 2015 г. в общеобразовательных организациях проведены 243 выставки на экологическую тематику, участниками которых стали 16046 детей (21,8 %). Обучающимися многих образовательных организаций Республики Марий Эл проводится большая просветительская работа со сверстниками и населением. Выпускаются листовки, эко- и лесные вестники. Во многих образовательных организациях созданы и действуют экологические агитбригады и мини-театры. В 2015 году в республике 2590 обучающихся стали участниками агитбригад, 1063 – мини-театров экологической тематики.
Ежегодно в преддверии Всемирного дня охраны окружающей среды проходит республиканский конкурс экологических агитбригад. 5 июня 2015 года в рамках государственной программы Республики Марий Эл «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 октября 2012 года № 398, в целях активизации деятельности образовательных учреждений по экологическому воспитанию молодёжи, формирования активной жизненной позиции по сохранению природных богатств, чувства патриотизма у подрастающего поколения, подъёма общего культурного уровня обучающихся, активизации работы школьных лесничеств по проведению лесохозяйственной агитации и пропаганды проходил республиканский конкурс агитбригад, посвящённый Всемирному дню Охраны окружающей среды. Конкурс проведён в рамках первого Всероссийского экологического детского фестиваля, в нём приняли участие 9 команд с 10 образовательных организаций республики (83 обучающихся). Победителями Конкурса стали: I место – Команда МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козмодемьянска»; II место – Команда МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» Мари-Турекского района; III место - Команда МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа № 2» Звениговского района.
Большую активность обучающиеся нашей республики проявляют в выпуске и распространении печатной продукции на экологическую тематику: экологических вестников, листовок (таблица 1). В 90 школах ребята выпускают свою собственную школьную экологическую газету. Активно экологические объединения сотрудничают и с местными средствами массовой информации, где размещены статьи, подготовленные 177 школьниками и их руководителями.
Таблица 1. Участие обучающихся в выпуске и распространении печатной продукции
|
Изготовление листовок |
изготовление аншлагов |
Выпуск школьной экологической газеты (вестников) |
Публикации в СМИ |
Наименование муниципального образования |
кол-во ОО* |
количество обучаю-
щихся |
кол-во ОО* |
количество обучаю-
щихся |
кол-во ОО* |
количество обучаю-
щихся |
количество публикаций |
количество обучаю-щихся |
Волжский район |
6 |
159 |
1 |
158 |
5 |
221 |
4 |
4 |
г.Волжск |
9 |
144 |
|
0 |
8 |
236 |
3 |
120 |
г.Йошкар-Ола |
21 |
1800 |
1 |
35 |
19 |
148 |
1 |
2 |
г.Козьмодемьянск |
2 |
445 |
1 |
16 |
1 |
31 |
|
0 |
Горномарийский район |
5 |
92 |
2 |
42 |
6 |
80 |
2 |
18 |
Звениговский район |
7 |
70 |
1 |
4 |
4 |
43 |
1 |
0 |
Килемарский район |
4 |
95 |
|
0 |
1 |
57 |
|
0 |
Куженерский район |
10 |
266 |
5 |
59 |
4 |
76 |
|
0 |
Мари-Турекский район |
11 |
376 |
1 |
10 |
3 |
12 |
4 |
4 |
Медведевский район |
10 |
278 |
2 |
20 |
7 |
107 |
4 |
12 |
Моркинский район |
4 |
39 |
|
0 |
8 |
172 |
2 |
1 |
Новоторъяльский район |
9 |
290 |
3 |
75 |
4 |
36 |
|
0 |
Оршанский район |
|
0 |
|
0 |
1 |
5 |
|
0 |
Параньгинский район |
5 |
81 |
|
0 |
4 |
81 |
|
0 |
Сернурский район |
7 |
267 |
|
0 |
8 |
153 |
1 |
1 |
Советский район |
4 |
240 |
2 |
55 |
3 |
39 |
|
0 |
Юринский район |
1 |
15 |
1 |
15 |
1 |
15 |
1 |
15 |
ГБОУ** |
|
0 |
|
0 |
3 |
13 |
|
0 |
Общий итог |
115 |
4657 |
20 |
489 |
90 |
1525 |
23 |
177 |
ОО* - Образовательная организация
ГБОУ** - Государственное бюджетное образовательное учреждение
Расширить возможности формирования экологической культуры подрастающего поколения помогают краткосрочные формы организации детей, такие как экологические лагеря, смены, детские площадки, походы, экспедиции, практикумы и другие. В 2015 году всего были проведены 49 пришкольных лагерей экологической направленности, 23 экологических смен, в которых были заняты 3878 обучающихся, т.е общий охват краткосрочными формами экологического образования составил 5,3 %. Участие детей в экспедиционно-исследовательской деятельности помогает детям соприкоснуться с природой, приобрести навыки непосредственного взаимодействия с ней. 2756 (3,8%) обучающихся Республики Марий Эл приняли участие в выездных палаточных лагерях, экспедициях, практикумах, экологических школах. Наиболее активно организацией краткосрочных форм экологического образования детей в истекшем году занимались в Куженерском, Мари-Турекском, Параньгинском, Горномарийском муниципальных районах и г. Козьмодемьянске (рисунок 2). Всего краткосрочными формами экологического образования в 2015 году были охвачены 6634 (9%) обучающихся Республики Марий Эл.
Рисунок 2. Занятость обучающихся краткосрочными формами экологического образования.
В настоящее время наиболее широкие возможности для экологического воспитания подрастающего поколения представляет существующая в республике система дополнительного экологического образования детей, включающая образовательную деятельность детских объединений естественнонаучной направленности в учреждениях общего и дополнительного образования. В настоящее время дополнительное экологическое образование реализуется как в рамках внеурочной деятельности, так и в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организация и организаций дополнительного образования детей. Внеурочной деятельностью в 2015 г. были охвачены 13,5% (9946) детей. В 149 кружках по программам естественнонаучной направленности (эколого-биологический тематический цикл) занимались 2923 обучающихся.
С 2013 года естественнонаучной направленности реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разнообразной тематики, которые кроме эколого-биологического включают физико-географический и физико-химический тематические циклы[4]. Физико-географический тематический цикл – включает, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве, физико-химический – включает физику, астрономию, химию – в аспекте изучения природных явлений и решения экологических проблем[5]. Это значительно расширило количество обучающихся, включённых в натуралистическую деятельность. Так в 16 объединениях физико-географического тематического цикла занимались 365 обучающихся, а в 5 объединениях физико-химического – 73 человека.
Одной из самых эффективных форм дополнительного образования детей, благодаря тесному сотрудничеству с учреждениями лесного хозяйства республики, являются объединения «Школьные лесничества». Школьные лесничества в системе дополнительного экологического образования детей – это сфера, где ребёнок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Школьные лесничества в системе дополнительного экологического образования детей также обеспечивают адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей. В 2015 г. в республике насчитывалось 34 школьных лесничества, где занимались 576 школьников.
Высокий уровень развития школьных лесничеств в Республике Марий Эл признан как на российском, так и на международном уровне. В 2015 г. команда нашей республики была приглашена для участия в Межрегиональном слёте школьных лесничеств, который состоялся с 20 по 21 июня в Чувашской Республике (таблица 2).
Таблица 2. Участие команды Республики Марий Эл в Межрегиональном слёте школьных лесничеств
фИО участника, класс, образовательная организация |
Результат |
Емельянов Андрей, обучающийся 8 класса МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа» Сернурского района |
III командное место |
Любимова Валерия, обучающаяся 8 класса МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа» Сернурского района |
Соловьёв Николай, обучающийся 8 класса МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа» Сернурского района |
Климова Юлия, обучающаяся 8 класса МОУ «Средняя школа № 6» города Волжска Республики Марий Эл |
Участие |
Новикова Анастасия, обучающаяся 9 класса МОУ «Средняя школа № 6» города Волжска Республики Марий Эл; |
Толстых Данил, обучающийся 10 класса МОУ «Средняя школа № 6» города Волжска Республики Марий Эл |
В августе 2015 г делегация нашей республики представляла Российскую Федерацию в Международном летнем лагере членов школьных лесничеств в рамках Программы «ФЛЕГ II», который проводился в Азербайджане. В состав делегации входили Михайлова Наталия, обучающаяся МБОУ «Озеркинская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района, Толстых Данил, обучающийся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 города Волжска», Шургин Пётр, обучающийся МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой» г. Йошкар-Олы, Архипова Наиля Нургаяновна, директор ГБОУ ДО Республики Марий Эл «ДЭБЦ».
Большое внимание развитию данного направления уделяется в Республике Марий Эл. В сентябре 2015 г. приказом Минобрнауки Республики Марий Эл № 1465 от 23.09.2015г. Государственному бюджетному образовательному учреждению присвоен статус региональной инновационной площадки по реализации проекта «Реализация сетевых моделей развития школьных лесничеств на базе опорно-ресурсных площадок как условие сопровождения членов школьных лесничеств. В мае 2015 г. коллективом ГБОУ ДО Республики Марий Эл «ДЭБЦ» на всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» были представлены материалы об опыте организации взаимодействия образовательных организаций, организаций лесного хозяйства и негосударственного сектора по развитию школьных лесничеств в Республике Марий Эл, где стали лауреатами II степени.
В 2015 году ГБОУ ДО Республики Марий Эл «ДЭБЦ» традиционно проводились массовые мероприятия с обучающимися, педагогическими работниками и образовательными организациями. 166 педагогов республики приняли участие в 4 семинарах, на которых рассматривались вопросы обновления содержания экологического образования детей. В смотрах экологической работы, школьных лесничеств, учебно-опытных участков и уголков школьных лесничеств приняли участие 17 общеобразовательных организаций. С обучающимися республики были проведены 14 различных мероприятий, в которых приняли участие 693 человека.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» в 2015 г. являлось организатором региональных туров четырёх всероссийских мероприятий, по результатам которых присуждается премия для поддержки талантливой молодёжи. Победители региональных туров приняли участие в мероприятиях российского уровня, где показали высокие результаты (таблица 3).
Таблица 3. Участники Всероссийских мероприятий, организатором региональных туров которых является ГБОУ ДО Республики Марий Эл «ДЭБЦ»
Наименование мероприятия |
Место и сроки проведения |
фИО участника, образовательная организация |
Результат |
III Всероссийский съезд школьных лесничеств
|
Краснодарский край ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок»
С 3 по 6 ноября 2015 года |
Борисова Надежда, обучающаяся МБОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» Советского района; |
I место в конкурсной программе |
Соловьёва Олеся, обучающаяся МБОУ «Звениговский лицей» Звениговского района; |
I место в конкурсной программе |
Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост»
|
Тверская область 18 - 22 мая
2015 года
|
Михайлова Наталия, обучающаяся МБОУ «Озеркинская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района |
|
Шмарова Анастасия, обучающаяся МОБУ «Куярская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района |
III место |
Архипова Наиля Нургаяновна, директор ГБОУ ДОД Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» |
II место |
Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников |
г. Москва
19 - 24 апреля
2015 года |
Петров Василий, обучающийся МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа» Волжского района |
Победитель номинации «Лучший инновационный проект» |
Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды
|
г. Москва
20 по 24 марта 2015 года
|
Иванова Алла, обучающаяся ГБОУ ДОД Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» и МОУ ДОД «Сернурский районный Дом детского творчества» Сернурского района |
|
Подоплелова Дарья, обучающаяся ГБОУ ДОД Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» и ГБОУ Республики Марий Эл «Политехнический лицей-интернат» |
|
Смирнов Иван, обучающийся ГБОУ ДОД Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» и ГБОУ Республики Марий Эл «Политехнический лицей-интернат» |
I место |
Суфьянова Лилия, обучающаяся ГБОУ ДОД Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» |
|
Ямбашева Юлия, обучающаяся МОУ «Большепаратская средняя общеобразовательная школа» Волжского района |
|
Признанием высокого уровня организации экологического образования детей в Республике Марий Эл стало присвоение Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» статуса федеральной инновационной площадки «Обновление содержания экологического образования детей на основе системы сетевого взаимодействия с использованием ресурсов негосударственного сектора» (Приказ Минобрнауки России от 30.12.2015 № 1563 «Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере дополнительного образования детей, на 2016-2020 годы»).