Пропустить до основного содержимого

ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат"

Домашняя
сайт школы
  
ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат" > Разное > Публичный доклад 2013-2014 уч. год  

Публичный доклад 2013-2014 уч. год

Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Стуктура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты и требования
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Места осуществления образовательной деятельности
Документы
Снижение документационной нагрузки на педагогических работников
Новости
План работы
План работы учебного заведения на учебный год
Профсоюзная страничка
ПМПК школы
Музей педагогической славы
Педагоги в лицах
Книга памяти
Педагогические династии
Организация питания в образовательной организации
food
Новости Минпросвещения России
Педагогам и сотрудникам
Родителям и ученикам
Дополнительное образование
Школьный спортивный клуб
Театр - территория равных
Политика персональных данных
Безопасность
Памятки
Антитеррористическая защита
Памятки по гражданской обороне
Памятки по противопожарной безопасности
Памятки по безопасности дорожного движения
Поддержка семей, имеющих детей
Специалисты (консультанты)
Консультации
Документация
Часто задаваемые вопросы
Часто задаваемы вопросы
Инновационная площадка
Документы
Отчеты
Школьная жизнь (фото)
Обсуждения
Списки
Противодействие коррупции
Рекомендации по профилактике COVID-19
Карта сайта
Карта узла
Независимая оценка качества условий оказания услуг
Рабочие программы по учебным предметам
Пользователи и группы

Публичный доклад

   ГБОУ  Республики  Марий Эл  «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья VIII  вида»

за 2013 – 2014 учебный год.

 

1.Общая характеристика учреждения:

Полное наименование

Статус учреждения

Государственное  бюджетное  образовательное учреждение Республики Марий Эл «Казанская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Сокращенное наименование

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»

Тип

специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

Вид

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII  вида.

Юридический, фактический адрес

425464  Республика Марий Эл, Сернурский район, с.Казанское, ул.Кооперативная, д.19

Телефон\факс

8(83633) 9-42-47, 8(83633) 9-42-75, 8(83633) 9-42-59, 8(83633) 9-42-85

 8(83633) 9-42-47

Устав

Утвержден Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл

от 04.10.2011 г. № 1202

Учредитель

Учредителем Учреждения выступает Республика Марий Эл. Полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство образования и науки Республики Марий Эл, полномочия собственника имущества - Министерство государственного имущества Республики Марий Эл. Учреждение находится в ведомственном подчинении Минобрнауки Республики Марий Эл.

Организационно-правовая форма

учреждение

Адрес электронной почты

 e-mail:  kasanskinter@rambler.ru,     kasansk2012@yandex.ru

сайт: http://edu.mari.ru/ou_respub/sh18/default.aspx

Свидетельство о государственной аккредитации

  Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия РО № 033993 регистрационный номер  № 165 от 18 ноября 2011 года, срок действия лицензии бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации:  серия 12АО1 № 00000034, регистрационный номер №143 дата выдачи 27 декабря 2012 г. Свидетельство действительно по 27.12.2024 года.

Методическая тема

«Социализация обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья  через практико – ориентированную образовательную деятельность»  по проблеме «Педагогическая реабилитация,  адаптация  и интеграция обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья  в общество»

Миссия

 Школа-интернат обеспечивает обучение и воспитание детей с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической адаптации к самостоятельной жизни и труду.

Основные задачи программы

- создание условий, обеспечивающих выявление и обучение,  развитие детей с особенными потребностями, возможностями, способностями  и интересами, реализация их потенциальных возможностей через различные образовательные программы (индивидуальный образовательный маршрут), позволяющие каждому ребенку получить доступное, качественное образование и профессиональную подготовку;

- создание условий  для перехода на личностно-ориентированное образование (дифференциация, индивидуализация образовательного процесса, ориентация на индивидуальные образовательные потребности);

- ориентация на формирование ключевых компетенций как образовательного результата;

-развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся;

-создание гибкой многовариативной системы  предпрофильного обучения на старшей ступени, базы для получения качественного предпрофессионального образования;

- создание условий  для развития  и коррекции психофизических  процессов;

- создание условий для сохранения здоровья учащихся  в урочное и во внеурочное время посредством  совершенствования здоровъесберегающей деятельности, технологий;

-  реализация интегрированного подхода в обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование социокультурной среды;

       - реформирование органов ученического самоуправления.

       - создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов, формирование коллектива учи­телей, способных на со­временном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов Педагогики Успеха в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ.

      - создание системы активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания.

Нормативно-правовая база

 -          Конвенция о правах ребёнка;

-          Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

-          Закон РМЭ «Об образовании»;

-          Закон РФ «Об образовании»;

-          Локальные акты школы;

-          Устав школы

Экономические и социальные условия территории нахождения, окружение

МОУ «Казанская средняя (полная) общеобразовательная школа», ГУ РМЭ «Казанский дом для одиноких престарелых», Дом Культуры, Отделение связи,  Администрация МО «Казанское сельское поселение», Казанская врачебная амбулатория, сети промышленных и  продуктовых  товарных точек, ЗАО «Марийское».

2.Условия осуществления образовательного процесса:

 

Правила приёма и отчисления

       Учреждение укомплектовано  детьми  в соответствии с «Типовым положением о специальном «коррекционном»  общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

Направление детей в школу - интернат осуществляет Министерство образования и науки Республики Марий Эл на основании заключения республиканского ПМПК и с согласия родителей. 

Режим работы школы

Режим работы школы регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утвержденными самостоятельно в соответствии с базисными учебными планами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации. Режим учебных занятий осуществляется в одну смену  по расписанию с 9.00. 

 

Учебно – материальная база, благоустройство и оснащённость

Материальная - техническая  база школы соответствует для организации образовательного процесса в школе: оснащена учебной мебелью, техническими средствами обучения, оборудованием и компьютерной техникой. В школе имеется:

9 классов комплектов; 3 мастерских (швейная, столярная, строительная); кабинет СБО; логопедический кабинет; кабинет педагога – психолога; актовый зал; административный корпус; столовая, которая оборудована согласно новым требованиям СанПина; конференц-зал;  библиотека. 

Общежитие  двухэтажное, комнаты оборудованы современной мебелью. В общежитии имеются: 20 жилых комнат,1  игровая комната, медицинский пункт,  изолятор, спортзал, тренажёрный зал, музей.

     Укомплектованность школы компьютерной техникой:

В учебном процессе активно используются:

- 9 ноутбуков;

- компьютерный класс с 7 компьютерами из общего числа; на компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение, комплексная система контент- фильтрации;

- 9 мультимедийных проектора;

-акустическая система;

- цифровая техника: видеокамера, фотоаппарат.

- 3 телевизора (из них 2 ЖК),1 DVD, 1 видеомагнитофон

- музыкальный центр

-интерактивная доска SMART

Компьютерная техника используется в полном объѐме по назначению в подготовке и проведении уроков, внеклассных занятий, презентаций проектов, программ, докладов. В каждом классе имеются магнитофоны. Образовательный процесс обеспечен актуальной информацией из сети Интернет.     У школы есть свой сайт в сети Интернет.

В этом году был приобретено и установлено оборудование для детской игровой и спортивной площадки.        

База для трудового обучения (профиль):

Все мастерские оснащены современным оборудованием:

- швейная мастерская - промышленная швейная машина - 1, оверлог - 1, бытовые электрические – 3, ножные швейные машины – 2, вязальные машины - 2;

 -столярная  мастерская - точильный,  токарный, сверлильный станки,   фуговально-пильный станок, 9 верстаков);

- мастерская строительных работ (строительные материалы,  инструменты и инвентарь)

Подсобное хозяйство:

1.     Земельный участок: учебно – производственный отдел - 20 га,

учебно – опытный участок -2, 3 га

1.     Свинарник - 3 головы свиноматок, 2 хряк, 9 голов откормочной группы.

Библиотечный фонд:

книжный фонд (экз)

книжный фонд учебников (экз)

Обеспеченность учебниками  (%)

11238

 1770

100%

 

В 2013 году по  федеральной программе (модернизация образования) и на спонсорскую помощь приобретено     267 экземпляров   учебников  на сумму 103040  рублей: обновлены все учебники включительно по  2010 год издания.

Необходимо приобрести  рабочие тетради по предметам, заменить  учебники по чтению в 3 и 4 классах, приобрести учебники по технологии- ручной труд для 4 класса, по развитию речи  для 4 класса в соответствии с  Федеральным перечнем учебников рекомендованных  Министерством образования и науки РФ.

Фонд расставлен по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается. Продолжается работа по составлению алфавитного и систематического каталогов, начата работа по составлению электронного каталога в системе MARKS. 

Задачи по укреплению материально-технической базы:

А) предусмотреть строительство   типового спортивного зала  согласно требованиям СанПина;

Б) предусмотреть  строительство общежития  согласно требованиям СанПина  на 108 мест;

В) продолжить благоустройство территории  школы (оборудование спортивной площадки, детской  игровой площадки).

 

Условия для занятия физкультурой и  спортом

 

Спортивный зал находится в приспособленном здании, площадь зала – 78,2 кв. м. В настоящее время идет реконструкция . Спортивный инвентарь для проведения занятий постоянно обновляется и приобретается. Имеется оборудованная спортплощадка. Для проведения занятий ЛФК имеется тренажерный зал, оборудование для тренажерного зала поступило  по программе «Дети – сироты».

 

Условия для досуговой деятельности и дополнительного образования

Разработаны программы по дополнительному образованию, имеются мастерские и кабинеты для проведения кружков. Для досугововой деятельности имеется  актовый зал, медиаппаратура, разработан план мероприятий.

Организация охраны, питания и медицинского обслуживания.

В школе-интернате созданы условия сохранения жизни и здоровья воспитанников и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Разработан паспорт безопасности школы-интерната на 2013-2014 учебный год. В паспорте отражена деятельность по безопасности учреждения: охрана труда, правила техники безопасности, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда, деятельность, включающая все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

В школе-интернате имеется автоматическая пожарная сигнализация. Эвакуационные выходы школы-интерната оборудованы легко открывающимися запорами и обозначены указательными знаками. Проведена проверка внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения на водоотдачу в случае пожара. Также  осуществляются антитеррористические мероприятия. Пост вахты оборудован системой наружного видеонаблюдения с 8 видеокамерами. Организован контрольно-пропускной режим, система видеонаблюдения, выведен сигнал срабатывания пожарной  сигнализации на пульт вневедомственной. Имеется прямая связь с МЧС.  Организован «Мобильный полицейский», «Стрелец мониторинг» Безопасность образовательного учреждения является приоритетной в деятельности администрации и педколлектива. Деятельность по безопасности жизни воспитанников и сотрудников школы-интерната осуществляется постоянно.

      Проводятся инструктажи (вводный и первичный на рабочем месте) по охране труда со всеми вновь поступающими на работу лицами и повторный инструктаж по охране труда с работниками учреждения.

Организация питания

Питание обучающихся школы – интерната полностью обеспечивает растущий организм энергией и основными пищевыми веществами. Рацион питания детей сбалансирован в зависимости от возраста, физической и психической нагрузок. Организация рационального питания предусматривает строгое выполнение режима. В школе организовано пятиразовое питание с интервалами 3  - 3,5 часа. Средняя стоимость  детодня  за 2013-2014 учебный  год составила 83  рубля.

При организации режима питания учитывается:

1.Распределение  калорийности суточного рациона

завтрак

полдник

обед

полдник

ужин

20%

10-15%

30-35 %

10 -15 %

20 %

 

На основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных норм составляется примерное меню на 14 дней, согласованное  Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РМЭ в Сернурском районе. Меню составляется на основании ассортиментного перечня, утвержденного Управлением Роспотребнадзора по РМЭ. На все блюда имеются технологические   карты с указанием перечня сырья, нормами закладки, технологией приготовления, характеристикой изделия, органолептические показатели, с указанием химического состава, витаминов и микроэлементов кулинарного изделия.

Вопросы организации питания рассматриваются на совещаниях при директоре.

           В течение года проводились мероприятия по плану СЭС производственного контроля: лабораторные и инструментальные исследования воды, освещения, микроклимата, температурного режима, исследование  готовых блюд на калорийность, бактериологическое исследование проб пищевых продуктов, качество  термической обработки блюда, овощи на содержание нитратов, качество мытья посуды. Все исследования соответствуют нормативным требованиям. Мероприятия по дезинсекции и дератизации проводятся один раз в месяц согласно договора с организацией «Межрегиональный центр санитарно–эпидемиологического сервиса Республики Марий Эл» (АНО-СЭС Марий Эл)

Медицинское обеспечение

Учреждением созданы  условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся и воспитанников: в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями  СаНПиНа  разработан режим дня, расписание  внеурочной деятельности. На основании лицензии № 12-01-000140  от 20 ноября  2007 года работает медицинский, процедурный кабинет,    изолятор на 4 койки.

По результатам диспансеризации проводился анализ заболеваемости, с заполнением листков здоровья в учительских и воспитательских журналах, даны рекомендации педагогам по коррекции отклонений в состоянии здоровья детей. Также был составлен план работы на год и по месяцам, который выполняли в течение учебного года.

Проведенная работа за год по Всеобщей диспансеризации детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

 

Проведенные лечебно-профилактические мероприятия

назначено

выполнено

1

Лабораторные и инструментальные исследования

8

8

2

Консультации узких специалистов

28

28

3

Стационарное лечение

26

26

4

Оперативное лечение

2

2

 

Проводилась работа по профилактике гриппа и ОРВИ: специфическая профилактика гриппа - все дети были привиты от сезонного гриппа по национальной программе бесплатно. Неспецифическая профилактика гриппа: использовали противовирусные препараты, месячный курс витаминных  препаратов, в рацион питания включался лук, чеснок. Закаливающие мероприятия: воздушные ванны в сочетании с обтиранием холодной водой, контрастное обливание стоп, умывание в сочетании с обтиранием холодной водой, полоскание горла холодной водой, нетрадиционные методы профилактики простудных заболеваний.

            Все дети обследованы на туберкулез с постановкой реакции манту. В течение года еженедельно все дети смотрелись на педикулез и чесотку. В сравнении с прошлым годом идет снижение заболеваемости педикулезом. Все дети были обследованы на гельминты. Проводилась работа с детьми - инвалидами в течение года по плану медицинского ведения: лабораторные  исследования, консультации врачами  Сернурской  ЦРБ, ДРБ 2 раза в год и по показаниям, противорецидивное лечение в условиях школы, стационарное лечение по показаниям. 

Продолжили работу совместно с педагогами  по оздоровительной программе « Школа - источник здоровья».

В течение года проводились мероприятия по  предупреждению курения и алкоголизма подростков.

  Проведено  оздоровление воспитанников в оздоровительных лагерях,  санаториях

 

ДОЛ, санатории

2013-2014 г.

«Журавушка»

11

«Чародейка»

1

«Здоровье»

4

 

            В течение года проводились мероприятия по  предупреждению курения и алкоголизма подростков. Участвовали в фельдшерских конференциях в Сернурской ЦРБ по темам: «Внутрибольничные инфекции», «Острые кишечные инфекции», «Профилактика полиомиелита», «Грипп и его профилактика», в республиканском семинаре по теме «Диаскинтест- инновационный метод диагностики туберкулеза»

 

Кадровый потенциал(состав и квалификация)

Учебно – воспитательный процесс осуществляет педагогический коллектив в составе 27 педагогов

Возрастной состав педагогов.

до 30 лет - 5

от30 до 50 - 17

от 50 и выше - 5

Образование педагогов

высшее

22

сренее специальное

5

специальное(дефектолог-психолог)

13

 

Получить высшее образование: Пидалиной В.А., Шабыковой Л.А., Горшениной И.Ю., Шарниной О.Е., Горшениной И.Ю.

Пройти дефектологические курсы: Булатову М.Н., Шубиной О.И., Капитоновой Э.Н.

категориальный состав педагогов

высшая

8

первая

14

вторая

1

соответствие

3

не имеет

1

 

Аттестовано 2013-2014 год:  высшая - 0, первая – 5 , соответствие - 3

Рекомендуем аттестоваться на следующий учебный год педагогам Романовой Р.В.    (учитель и заместитель директора), Шубиной О.И., Еремеевой Е.И., Капитоновой Э.Н.

 

Педагогический стаж работы

от 1 до 5

3

от 5 до10 лет

5

от 10 до 20

6

от 20 до 30

8

от 30 до 40

2

от 40 и выше

2

Наполняемость классов

В 2013-2014 в школе обучалось на 1 сентября 108  обучающихся в  9   классах - комплектах. 

На сегодняшний день обучаются  -103 человека,

Классы

Численность

учащихся на начало  учебного года

Численность

учащихся на конец  учебного года

2класс

12

10

3 класс

13

13

4 класс

12

10

5класс

12

12

6 «а»

12

12

6 «б»

12

11

7 класс

12

12

8 класс

12

11

9 класс

11

12

итого

108

103

Соотношение учитель/ученик

Один учитель – восемь учеников (1\8)

3.Содержание образования:

Характеристика образовательных программ по ступеням обучения

В 2013-2014  учебном году учреждение работало по учебному плану в соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида, государственными программами в соответствии с видом школы (под ред. В.В.Воронковой):

п/п

Основные и дополнительные общеобразовательные программы

1.

Начальное общее образование

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

Основная, общеобразовательная

4 года

2.

Основное общее образование

А)  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы. Сборник 1. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

  Б)  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы. Сборник 2. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

  В) Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы. Под редакцией   кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника А.М. Щербаковой.

Основная, общеобразовательная

5 лет

 

Обучение и воспитание в ОУ ведется на русском языке. В вариативной части учебного плана  отведены часы на факультативные занятия по изучению (ИКН) истории культуры народов Республики Марий Эл (на русском языке). Воспитание детей в коррекционной школе ведется  по программе:   «Организация и планирование воспитательной работы в специальной коррекционной школе – интернате, в детском доме» под редакцией  Е.Д. Худенко. 

 

Дополнительные образовательные услуги

Дополнительное образование является составной частью коррекционно-образовательного процесса, обеспечивает развитие личности воспитанника, способствует более тесному взаимодействию с семьей. В школе работает 27 объединений дополнительного образования.

Охват детей дополнительным образованием составляет 100% (со 1  по 9 класс).

Программы дополнительного образования  составлены педагогами на три учебных года: «Волшебная филигрань», «Бусинка к бусинке»,  «Домисолька»,  «Юные дарования»,    «Театр на столе»,  «Юный информатик»,  «Мастерица», «Юнкоровский», «Цветочный калейдоскоп»,    «Тканые узоры», «Юный столяр», «Оранжевый мяч», «Волшебный крючок», «Вышивка крестом», «Мастерская чудес», «Фантазия из лент», «Юный краевед», «Волшебная мозаика», «Бумажная симфония», «Умелые ручки», «Изонить». «Цветочная галерея», «Фантазия»  Результаты работы кружков  были представлены в течение всего учебного года в школе-интернате, в районе, республике и  отмечены дипломами, грамотами, а также отражаются в СМИ.

 

Инновационные образовательные программы и технологии

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому используются следующие технологии:

1.    Проблемное обучение (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения)

2.    Исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование)

3.    ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии и мультимедийные технологии)

4.    Интерактивные технологии (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу)

5.     Технология портфолио

6.    Коррекционно-развивающее обучение.

7.    Игровые технологии

8.    Технологии сотрудничества

9.    Тестовые технологии

10.  Здоровьесберегающие технологии

11.  Технологии уровневой дифференциации

12.  Технология коллективного взаимодействия

13.  Технологии дополнительного образования

Современные педагогические  технологии дают  положительный результат в   педагогической  деятельности. Применяемые   элементы  данных технологий позволяют повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволяют  вовлечь учащихся в учебный процесс, повышают  результативность обучения, а также, в максимальной степени учитывают  личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. 

Школа   работает по экспериментальной площадке  «Социализация учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида в процессе предпрофильной подготовки».

Задачи  этапа.

1.     Совершенствование деятельности школы-интерната в области предпрофильной подготовки, способствующей социализации  учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида с ОВЗ

2.        Построение  модели предпрофессиональной социализации выпускников

3.        Многоуровневый  мониторинг хода эксперимента, анализ результатов мониторинга и корректировка деятельности участников эксперимента.

4.        Построение  системы работы по социально-педагогическому сопровождению выпускников при поступлении в учреждения профессионального образования.

Основные направления и формы деятельности (по плану и сверх плана).

- Разработка и реализация комплекса программ, направленных на совершенствование деятельности школы-интерната в области предпрофильной подготовки, способствующей социализации  учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. 

Разработка и реализация программ социально-педагогического сопровождения выпускников.

Анализ проведенных мероприятий (цель, что это мероприятие дало для реализации проекта)

- Проведен анализ программ реабилитационной работы с воспитанниками, целью которого являлось дальнейшее совершенствование и доработка программ предпрофильной подготовки.

- Проведен анализ результатов мониторинга показателей адаптации воспитанников, анализ катамнестических данных все это способствовало тому, что определены направления модификации учебно-воспитательных программ. В настоящее время программы находятся на этапе совершенствования, доработки и экспериментального внедрения.

- Создается программа работы предпрофессиональной социализации учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида в ходе предпрофильной подготовки. (Разработаны и реализуются программы по  трудовому воспитанию со 2 по 9 класс)

- Проводятся текущие обобщения результатов исследований, изучаются отчеты исполнителей отдельных направлений и ответственных за мероприятия.

- В стадии разработки находятся программы социально-педагогического сопровождения выпускников, поступающих в учреждения профессионального образования.

      В  рамках экспериментальной площадки на базе школы прошел республиканский семинар по теме «Инновационные подходы к взаимодействию специалистов, работающих с детьми с ОВЗ».  Был  представлен проект  «Опытная агролаборатория «Учусь,  пробую,  творю», который успешно реализован во время летней практики.

Выпущен сборник «Дорога в будущее».  

Методическая, исследовательская деятельность  педагогического коллектива не замыкается в рамках образовательного учреждения. Педагоги школы-интерната активно принимают участие в трансляции научных и педагогических знаний коллегам коррекционных школ республики.

Одним из направлений современных образовательных технологий  является освоение и использование проектной технологии через реализацию обучающих проектов.  Разработанные проекты представляют собой  практическую значимость,  так как позволяют учащимся активно взаимодействовать с социумом, формируя трудовые навыки  и навыки социального общения.

В школе разработаны и реализуются проекты по направлениям трудового обучения:

-  проект по штукатурно-малярному делу «Облицовка печи мозаикой»,

-  проект по швейному делу «Русский народный костюм»,

- проект по  учебно-опытному  участку «Оазис»,

-  проект по цветоводству «Школьный дворик»,

- социальный проект «Спортивный городок» (благоустройство спортивной площадки),

-  экологический проект «Наш цветущий друг»,

 - проект «Уютная комната»

- социальным  проектом  «Дом,  в котором мы живем», создают фильмы о школе.

-   «Время, школа, память», результатом будет  создание электронной книги.

 

Виды внеклассной, внеурочной деятельности

Воспитательная работа в условиях школы-интерната ведется с учетом интересов, способностей воспитанников, сочетает в себе индивидуальный подход с коллективной деятельностью, имеющей личную и общественную значимость.  Воспитательная работа – это часть учебно – воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения. 

Все общешкольные мероприятия проходят в форме коллективных творческих дел (КТД), делятся на групповые, классные и общешкольные. Особое внимание уделяется работе органов ученического соуправления. Создан Совет школьного соуправления, подкомиссии с представителями от каждого класса (детский актив). Члены Совета принимают активное участие в обсуждении вопросов, связанных с жизнедеятельностью школы-интерната, с подготовкой традиционных мероприятий. Воспитательная работа включает в себя три взаимосвязанных блока: воспитание в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность.

Основные формы, виды внеучебной и внешкольной деятельности: классные часы, общешкольные праздники; предметные недели; праздничные и отчетные концерты, творческие выставки; экскурсии, посещение театров; мастер-классы; участие в разработке проектов, в фестивалях и конкурсах; участие в  спортивных мероприятиях.

В учреждении создана  система воспитания, которая рассматривается как совокупность учебно-воспитательных мероприятий. Основные направления воспитательной деятельности: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое и экологическое, трудовое, охрана здоровья и физическое развитие, знакомство с истоками национальной культуры.  

Главное внимание в ходе воспитательной работы уделялось духовно-нравственному, гражданско-патриотическому направлениям, а также работе по профилактике  правонарушений. В школе работает Совет профилактики, который работает по совместному плану с ПДН Сернурского района. Традиционными стали дружеские встречи и профилактические беседы сотрудниками УУП МО МВД России «Сернурский»   с обучающимися. Воспитательно-профилактическая деятельность осуществляется по всем необходимым направлениям. В планы работ педагогов и специалистов школы обязательно должна быть включена работа:

- по выявлению учащихся, находящихся в социально опасном положении;

- пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, -  профилактике нарушения поведения;

 В учебном году проведены месячники соответственно учебно-воспитательному  плану.

 В школе работает школьный музей. Материалы музея широко используются на уроках и во внеклассных мероприятиях. Особенно большое значение имеют материалы музея на уроках истории и ИКН, географии и изобразительного искусства.

На базе школьного музея организована работа историко-краеведческого кружка «Поиск», членами его являются ученики 7-9 классов. Фонд музея пополнился новыми экспонатами, которые были приобретены в ходе поисковой работы в селе; в школе объявлена акция «Экспонат в музей», где активно принимают участие работники школы, а также привлекаются ученики и их родители.

Библиотека музея пополнилась папками, раскладушками с познавательным материалом об истории школы, истории Республики Марий Эл и др., также  старинными газетами.

Анализ проделанной за год работы показывает, что школьный музей, в соответствии со своей концепцией и своим названием, осуществляет многообразную деятельность, главным в которой является воспитание учащихся в духе патриотизма, любви к своей семье, школе, району, республике, уважения к славной истории нашей страны.

Анализ воспитательного процесса показал, что воспитание ведется систематически, грамотно, во взаимосвязи всех служб школы, с учетом новейших достижений общей и специальной педагогики. В школе организованна работа по патриотическому, эстетическому, духовно-нравственному, трудовому воспитанию. 

Одним из компонентов системного подхода к решению задач социализации учащихся школы является формирование привычки к здоровому образу жизни и работы по здоровьесбережению. В этом году удалось сохранить эффективность работы на высоком уровне за счёт внедрения профилактических Программ по здоровьесбережению. Традиционно низким было количеством заболевших детей в течение учебного года. В 2013-14 учебном году основной акцент сделан на выполнение требований САНПИН в урочной и неурочной деятельности, проведение физ. пауз на уроках и организацию прогулок, экскурсий. Каждый класс работает по своей оздоровительной программе, основанной на данных медицинского осмотра и диспансеризации:

2 класс – «Стоп-плоскостопие».

3 класс -  «Движение плюс движение. Воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой».

4 класс - «И глаза нам скажут спасибо» (самомассаж глаз).

6 а класс -  «Осанка - красивая спина».

6 б класс - «Дыхательная гимнастика».

8 класс - «Секреты доктора Воды». Полоскание горла холодной водой.

9 класс -  «Выбор». Профилактика вредных привычек.

    В школе поставлена система работы классных руководителей, которая реализуется   посредством работы в классном коллективе, совместной деятельности семьи и школы в формировании личности ребенка. Многие аспекты работы классных руководителей были раскрыты на заседаниях МО.

Традиционным стало проведение конкурсов «Ученик год», «Лучший по профессии», а также мероприятия к праздничным датам.

 

Характеристика системы психолого-медико-социального сопровождения

Деятельность психологической службы  ориентирована на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики;

В образовательном учреждении в течение года постоянно действует психолого-медико-педагогический консилиум. В состав консилиума входят: директор, заместитель директора по УВР, психолог, логопед, медицинские работники, дефектологи.

            Основными задачами работы ПМПк являются:

-обследование вновь поступивших обучающихся;

-планирование и реализация индивидуальных программ обучения и по формированию навыков самообслуживания, жизнеобеспечения, с целью дальнейшей адаптации и интеграции детей с ОВЗ о современное общество;

-оказание помощи педагогам в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учащимися, изучение личности школьника, составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

-определение маршрута коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей со сложным дефектом развития.

Проведено обследование состояния речи учащихся 2 -4   классов  -   36 учащихся.   Выявлены  нарушения  речи.

Логопедические занятия проводились с учащимися 2-4 классов; основные диагнозы: нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи, нарушения звукопроизношения.

На логопедических занятиях занимались:

2 класс -  8 учащихся ( 3-индивидуальные занятия, 5 – групповые занятия)

3 класс – 8 учащихся ( 4-индивидуальные занятия, 5- групповые занятия)

4 класс: - 10 учащихся (4  - индивидуальные занятия, 6 - групповые занятия)

Всего занимались: 26 учащихся.

 

Психологическое сопровождение включает в себя индивидуальную и групповую работу с детьми, работу с педагогами и родителями, методическую работу,  которую ведет психолог, логопед, классный руководитель.  Медицинские работники отслеживают динамику развития физического здоровья. Школа – интернат тесно сотрудничает с ГБОУ  РМЭ  «Центр психолого - педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство». Ежегодно проводятся консультации по определению образовательного маршрута учащихся. 

            Также с целью оказания методической помощи педагогам в работе с детьми с особыми образовательными потребностями  работает спецсеминар по олигофренопедагогике. Способствует обеспечению эффективности коррекционной работы с детьми на основе ознакомления с новой методической литературой. Были проведены  занятия, на которых рассматривались познавательная сфера умственно-отсталого учащегося, особенности коррекционной работы на развитие памяти, внимания, мышления детей с нарушением интеллекта. Для педагогов в электронном варианте предложены коррекционные игры и упражнения на развитие высших психических функций, оформлен методический материал. Разработана памятка для правильной постановки коррекционных целей на уроках и внеклассных мероприятий.

 

Характеристика внутришкольной системы оценки (менеджмента) качества

Успешно закончили учебный год  103 человека, 91 человек переведены в следующий класс, 12 обучающихся 9-го класса были допущены к выпускным экзаменам.

По итогам учебного года

Мониторинг   качества  знаний, умений, навыков обучающихся за учебный год.

Прослеживается   положительная динамика показателей качества ЗУН

во 2-ом классе положительная динамика с 58% (  I четверть) до 60% (IVчетверть),

4 класс с 33% (  I четверть)  до 50% (IVчетверть),

5 класс с 42%(  I четверть)  до 50% (IVчетверть),

7 класс с 42% (  I четверть)  до 50% (IVчетверть),

8 класс - 42(  I четверть)  до 64% (IVчетверть)

Прослеживается стабильный показатель  в  3 класс  - 46%,      - 50%, 6 – б класс – 36%, 9 класс – 50%.

По школе  - динамика положительная: качество ЗУН возрос с 46%  (I четверть) до 52% (IVчетверть)

 Показатель качества ЗУН и  успеваемости возрос или стабилен  в течение учебного года,  благодаря  индивидуальной и дифференцированной работе, коррекционно- развивающей работе большинства членов педагогического коллектива  с обучающимися  всех групп по классификации В.В.Воронковой;

Проведя сравнительный анализ качества ЗУН за 3 года, видна волнообразная  динамика:

2011-2012-  51%

2012-2013- 54%

2013-2014- 52%

В целях установления уровня теоретических знаний по письму и математике, их практических умений и навыков проведены итоговые контрольные работы.

 По математике со 2 по 9 класс показывает:

«5» - 16 , «4» - 29, «3» - 50.

Некоторые показатели в IV четверти снизились. Преподаватели математики отметили, что на конец года учащимися  меньше допущено ошибок на арифметические действия при решении примеров и задач. Сложным для детей остаётся выполнение действий  умножения и деления на двузначное число, умножение и деление с переходом через разряд,  выбор действия в задачах и  работа с геометрическим материалом. На следующий год  данным темам стоит уделить большее внимание.            

               Результаты итоговых контрольных работ по письму и развитию речи со 2 по 9 класс показывает:

«5» - 28 , «4» - 38, «3» - 29.

В контрольных диктантах по письму меньше допущено ошибок на безударную гласную в корне слова,  на обозначение мягкости согласных на письме, правописание безударных окончаний имён существительных. Есть ошибки в правописании предлогов и приставок,  не с глаголами, пунктуация при однородных членах предложения и при прямой речи. Необходимо уделить внимание работе над дисграфическими ошибками: замена и пропуски букв. Работу над этой задачей учителя письма и чтения  должны продолжить в сотрудничестве с логопедом.

Рекомендации по результатам выполнения работ:

В целях повышения уровня   подготовленности учащихся необходимо:

- добиваться прочного усвоения школьниками теоретического материала и умения применять теорию на практике;

- систематически осуществлять работу над ошибками;

- учителям использовать в педагогической практике технологии, позволяющие обучать детей с учетом их индивидуальных особенностей;

- использовать современные подходы к разработке инструментария проверки, оценки, организации и  проведению изучения учебных достижений учащихся;

- формировать общеучебные умения и навыки,    умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.            

Анализируя результаты техники чтения, следует отметить, что на начало учебного года выше нормы и норму читали 73,5% учащихся, с хорошей выразительностью и осознанностью, допуская не более 1-2-х ошибок, не вычитывали норму 8 человек.

На конец учебного года было проверено из 105 учащихся 2-9 классов 94, так как 11 учеников находились на лечении в детской республиканской больнице ДРБ г. Йошкар-Ола и в санаториях «Журавушка», «Кичиер». Из них ниже нормы прочитали 5 учеников, что составляет 5,3%  от общего числа проверенных, норму сумели вычитать 80% учащихся, выше нормы 14,7% учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что практически все учащиеся улучшили технику и качество чтения, но учителя и на будущее считают своей задачей развитие навыков чтения, привитие любви к книге. В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения необходимо:

- регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения; 

- вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приемов чтения;

- добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся на самоподготовке, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися;

- на уроках чтения больше внимания уделять применению различных приёмов и методик, способствующих повышению техники чтения: каждый урок необходимо начинать с речевой разминки (особенно для детей III и  IV группы), чтение слоговых таблиц хором и индивидуально,  чтение  по цепочке, по ролям, парами, выборочное чтение, а также работа над пословицами, поговорками и загадками, чтение и проговаривание чистоговорок, заучивание четверостиший, проведение физминуток со словами;

- большую роль в повышении эффективности обучения чтению играют дидактические игры и занимательные упражнения, которые можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание к изучению  нового материала; в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме; в конце урока для закрепления пройденного материала.

По результатам тестирования по другим предметам знания детей соответствуют оценкам в журнале и программным требованиям.

             Из вышеизложенного следует работу педагогов направить на повышение мотивации к учению, коррекционно -  развивающей работы – результата  личностно ориентированного подхода к обучающимся коррекционно - развивающих методик;

Руководителям МО рекомендовано:

  • проанализировать итоги успеваемости за год;

·         продумать систему работы с учащимися, педагогами, классными руководителями по вопросу повышения качества знаний, формированию положительной мотивации к изучению предмета.

Главная цель «школы» – это качественная подготовка каждого воспитанника  к самостоятельной жизни, максимальное раскрытие способностей, творческого и нравственного потенциала, воспитание личности, способности адаптироваться её к современным жизненным условиям, найти свое место в жизни.

 

Методическую службу в школе-интернате возглавляет заместитель директора по учебно - воспитательной работе. В школе функционируют шесть методических объединений, каждое работает над своей методической темой, которая напрямую связана с единой методической темой школы. Работа каждого объединения учителей направлена на повышение педагогической компетенции, профессионального мастерства педагогов.
Работа методических объединений организуется на основе планирования, отражающего план работы школы.
Методические отделения организуют работу через:

-         постоянно действующие семинары;

-         циклы открытых уроков;

-         «круглые столы»;

-         научно – практические конференции;

-         проведение смотров творческих работ;

-         творческие отчеты отдельных учителей, получивших общее признание за их мастерство и опыт.

Ежегодно в школе проходит конкурс «Педагог года», где  педагоги делятся своим мастерством с коллегами.  Традиционными стали в школе педагогические чтения – каждый педагог выступает с наработками по своей методической теме.

Методы контроля состояния процессов, наблюдения, психолого-социологической диагностики были заложены  в основу ВШК. Все это  проводилось в форме текущего, итогового контроля, государственной (итоговой) аттестации,  оформлялось в электронном виде и на бумажном носителе.

Педагоги прошли курсы  повышения квалификации:

 2013 г. -  курсы повышения квалификации  на базе  Автономного учреждения  "Институт развития образования Ивановской области" по теме «Инновационные подходы к взаимодействию специалистов, работающих с детьми с ОВЗ»  - учитель трудового обучения Шамова Н.В. , учитель письма и развития речи, чтения и развития речи Зайцева С.И

2013 г. - курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по теме «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ» учитель истории и географии Еремеева Е.И. и учитель физкультуры Капитонова Э.Н.;

2013 г. - курсы повышения квалификации в г. Чебоксары по теме «Распространение современных организационно - правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов»  учитель письма и развития речи, чтения и развития речи Шабдарова Л.В.,

2013 г. – курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по теме «Современные подходы к организации логопедической службы»  - учитель начальных классов  Таныгина Т.В.

2014 г. – курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по теме «Современные образовательные технологии» - учитель начальных классов  Помыткина М.А.

Семинары:

-                Республиканский семинар «Итоги и перспективы развития экологического образования школьников», участник Горшенина И.Ю.

-                Республиканский семинар «Организация профессиональной подготовки выпускников специальных (коррекционных) ОУ VIII вида в учреждении профессионального образования» на базе ПУ – 8 г.Йошкар - Ола, Шамова Н.В., Ямбулатова Н.П.

-                Межрегиональная научно – практическая конференция ХIII Глушковские чтения «Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы», Шамова Н.В., Рыбакова И.А.

-                Межрегиональный семинар «В условиях интегрированного обучения в ГБОУ СПО РМЭ «Марийский политехнический техникум» - Шабдарова Л.В.

·         Республиканский семинар «Организация профессиональной

подготовки выпускников специальных (коррекционных) ОУ VIII вида в учреждении профессионального образования» - Шабалина Н.В.

Публикации в сборниках:

·         Специальное образование в России и за  рубежом: актуальные проблемы и современные тенденции развития: Материалы  Общероссийской научно-практической конференции на основе Интернет - форума (г.Йошкар-Ола, 11 марта - 15 апреля 2013года)/ Под ред.И.Б. Козиной, е.Ю. Борисовой.-Йошкар-Ола:МарГУ, 2013-137с.

 

Шабалина Н.В. Логопедическое сопровождение - одно из звеньев психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк.

Зайцева С.И. Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Головина Н.Н.  Здравотворческие технологии как средство подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в начальной школе.

 

·         Коррекционно-развивающее обучение: опыт пегионов: Материалы Всерос.научно-практич. конф.Ю г. Волгоград, 28-29 марта 2013года/сост.: Т.В.Барбарош, М.А. Дворецкая, Е.А. Лапп (отв.ред.), Е.В.Шилова; Департамент по образованию администрации Волгограда; Фед.гос.бюдж.образоват. учреждение высшего проф.образования "Волгоградский гос.соц.-пед.ун-т", Каф.спец.педагогики и психологии; Волгогр.регион. общественная организация "Поддержка профессионального становления педагогов - дефектологов".-Волгоград;Изд-во ВолГУ, 2013 - 178с.

Зайцева С.И. Игра на уроках письма и развития речи как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

 

Шамова Н.В.  Использование  информационно -компьютерных технологий на уроках социально - бытовой ориентировки.

 

       1001 идея интересного занятия с детьми

Сборник методических разработок участников 13-го Всероссийского интернет – педсовета. Вып. 34.  Москва: Образ – Центр, 2013

Пирогова Н.Л. Урок письма и развития речи

       Теоретико – практические аспекты анализа и оценки личностных результатов обучающихся с использованием информационных систем: итоги и проблемы. Сборник трудов Всероссийской научно- практической конференции/ под редакцией И.Г. Кревского, О.А. Логиновой. Пенза:Из-во Пензенского филиала РГУИТП, 2013.-203 с.

Шабалина Н.В. Анализ и оценка личностных результатов обучающихся на диагностической основе с использованием  АС в психолого- педагогическом сопровождении учащихся начальной школы

 

       Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы. ХII  Глушковские чтения: Сборник материалов.-Йошкар-Ола – Оршанка, 2013-281с.

Шамова Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках социально-бытовой ориентировки.

Ямбулатова Н.П., Рыбакова И.А. Развитие логического мышления на уроках математики в коррекционной школе  VIII вида.

Горшенина И.Ю., Пидалина В.А.Актуализация познавательной деятельности через использование проектно-исследовательской работы

Рукавишникова Н.А. Формирование экологического  воспитания через изучение окружающей природы

Шабыкова Л.А. Активизация познавательной деятельности через наглядно-раздаточный материал на уроках штукатурно – малярного дела

Шабдарова Л.В. Предупреждение и устранение недостатков письменной речи у детей с использованием ИКТ

Зайцева С.И. Коррекционно – развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Пирогова Н.Л. Фольклор как средство воспитания нравственных качеств обучающихся с ОВЗ

Сидоркина Л.Е., Кузикова М.А.  Развитие творческих способностей детей с ОВЗ через кружковую деятельность

Савинцева Н.Г. Организация практических и лабораторных работ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.

Шабалина Н.В.Проектная деятельность в обучении детей с ОВЗ

Помыткина Р.Г. Формирование трудовых навыков через дополнительное образование у детей с ОВЗ

       Доклады XIV Всероссийского интернет – педсовета

Сборник докладов участников конкурса докладов XIV Всероссийского интернет – педсовета Вып.10.-2013

 

Шабыкова Л.А.  Активизация познавательной деятельности через раздаточный дидактический материал на уроках штукатурно – малярного дела

·         Психолого- педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: тенденции и перспективы современного образования: Материалы XX республиканской научно – практической конференции (по итогам НИР Марийского  Института Образования). – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК)С «Марийский  институт образования», 2014.- 234с.

ISBN 978-5-4325-0087-8

Раздел: Организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Зайцева С.И. Обучающие семинары как форма формирования профессиональной компетентности педагогов.

Пирогова Н.Л. Современные инновационные подходы к социализации обучающихся в условиях специального  коррекционного образования ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»

Шабалина Н.В. Психолого – педагогическое сопровождение учащихся с  особыми образовательными потребностями в школе VIII вида.

Шамова Н.В. Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность  учителя специальных (коррекционных) классов.

       Дорога в будущее: Из опыта работы/ Авт.-сост. Л.В. Шабдарова.-Д69 Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК)С «Марийский институт образования, 2013.- 148с.

Авторы публикаций: Пирогова Н.Л., Савинцева Н.Г., Зайцева С.И, Шабдарова Л.В., Ямбулатова Н.П., Рыбакова И.А., Помыткина М.А., Шабалина Н.В., Таныгина Т.В., Рукавишникова Н.А., Пидалина М.А., Сидоркина Л.Е., Шарнина О.Е., Шамова Н.В., Булатов М.Н., Шабыкова Л.А., Помыткина Р.Г.

В сборник включены материалы внеклассных мероприятий и классных часов педагогов ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат» для обучающихся последующим направлениям: нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, трудовое, санитарно – гигиеническое, социально – бытовая ориентировка. Сборник поможет педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, разнообразить свою педагогическую деятельность.

 

Динамика достижений педагогов

Уровень

Название конкурса     

Результат

II Всероссийский

 

- командный методический конкурс «Мой лучший конспект»

 

дипломы III степени - 9

Всероссийский

-  методический конкурс «Интерактивный учитель»

 

дипломы III степени - 8

 

Всероссийский

  - педагогический конкурс «Инновационные методики и технологии    в обучении»  «Академия педагогики»

 

 дипломы -4

 Районный

 

  -  конкурс сценариев, посвящённый 115-летию Ш. Осыпа

сертификаты

 

Используемые технологии и процедуры оценки учебных и внеучебных

Методы контроля состояния процессов, наблюдения, психолого-социологической диагностики были заложены  в основу ВШК. Все это  проводилось в форме текущего, итогового контроля, государственной (итоговой) аттестации,  оформлялось в электронном виде и на бумажном носителе.

Формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков - одна из важнейших задач школы, поскольку без опорных общеучебных умений и навыков невозможны успешная предметная деятельность, формирование базовых компетенций личности. Поэтому, анализируя результативность учебного процесса по предметам, каждый учитель по четвертям в течение учебного года  отслеживает качество сформированности общеучебных умений и навыков. Подобный мониторинг позволяет «увидеть» каждого ученика - те умения и навыки, которые сформированы или требуют коррекции; определить «профиль» коррекционной работы, выстроить маршрут работы (индивидуальной и с целым классным коллективом) по развитию общеучебных умений и навыков в контексте конкретного предмета.

Осуществляя мониторинг общеучебных умений и навыков, учитель, прежде всего, оценивает уровень сформированности  мыслительных умений и навыков, а именно: анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, умения обобщать, делать выводы. Сформированность мыслительных общеучебных умений и навыков выявляется и оценивается в ходе выполнения обучающимися заданий предметного содержания в виде разноуровневой контрольной работы, контрольно-_методического среза, разноуровнего теста.

Диагностика оценки сформированности общеучебных знаний в сравнении с 1 и 4 четвертями 2013 – 2014 учебного года  со 2 по 9 классы  показывает: механическое умение читать – 3,7 - 4, умение осмысленно читать и понимать – 3,8 - 4, умение работать с учебником – 3,6 - 4, арифметические счётно-расчётные умения и навыки – 3,5 – 3,6, умение рисовать, чертить – 4 – 4,2, умение монологически высказываться – 3 – 3,4, умение выделять главную мысль – 3,6 – 3,8, излагать текст по образцу – 3,7 – 3,9, умение излагать текст на заданную тему – 3,4 – 3,6, умение работать с дополнительной работой – 3,4 – 3,7. 88,6% обучающихся показали необходимые предметные умения и навыки, а остальные 11,4% -  низкий уровень.

Диагностика оценки сформированности базовых умений и навыков отслеживалась по следующим критериям: умение вести учебный диалог, умение ставить вопросы, формулировать, умение составлять алгоритм действий, умение действовать по алгоритму, инструкции, умение использовать умения и навыки в учебной ситуации, составлять алгоритмы «переноса» знаний и умений в практико – бытовую деятельность.

Анализ табличных данных позволяет сделать вывод, что 72,4% обучающихся показали достаточный уровень оценки сформированности базовых умений и навыков. 27,6 % имеют недочеты, что может повлечь затруднения при дальнейшем обучении и которые должны быть скорректированы в процессе обучения.

 Таким образом, рассмотренная система мониторинга предоставляет учителю, учащимся, их родителям, администраторам информацию о функционировании системы формирования общеучебных умений школьников, являющейся составной частью образовательного процесса. Данная система сбора, хранения, анализа и обработки информации обеспечивает непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития, что отвечает современным требованиям к оценке результатов образования.

 

4.Результаты деятельности учреждения,  качество образования

 

 

Данные о выбытии и повторном обучениии

На начало 2013-2014  учебного года обучалось

В течение учебного года выбыли

В течение учебного года прибыли

На конец учебного года  обучается

108 обучающихся

9  учащихся:

2 – надомное обучение

4- по  заключению Республиканского ПМПК и устроены на обучение по линии соцобеспечения.

3 – обучение по месту жительства

4

103

Выбыли в этом учебном году из школы-интерната:

1.Молодцова Е.А., 02.09.13 в ГБОУ РМЭ «Нартасская школа – интернат»

2.Кудрявцев А.А., 02.09.13 в ГБОУ РМЭ «Нартасская школа – интернат»

3.Иголкин О. А.,  06.09.13  в Килемарский район, п. Нежнур.

4.Козлов М.Р., 06.09.13  По заключению республиканского ПМПК.

Обучение  по линии соцобеспечения:

5. Гордеева Д.М., 20.11.13, по заключению республиканского ПМПК. Обучение  по линии соцобеспечения.

6. Нуртаев Р.22.11.13 п. Н - Торъял, надомное обучение.

7. Ведесов Н., 20.01.14, г. Звенигово, надомное обучение.

8. Махов Р., 29.05.14, по заключению республиканского ПМПК. Обучение  по линии соцобеспечения.

9. Морозов В., 29.05.14, по заключению республиканского ПМПК. Обучение  по линии соцобеспечения.

Прибыли:

Иванов И. (3 кл.) Красногорская средняя школа №2 Звениговский р-н,

Иванов М. (4 кл.) Красногорская средняя школа №2 Звениговский р-н,

Никонов Д. (9 кл.) Русскошойская средняя школа Куженерский р-н

Бастраков М. (2 кл.) Нартасская школа-интернат

 

Результаты независимой итоговой аттестации в 9-х классах

В 9 классе в 2013-2014 учебном году обучались 12 обучающихся.  Все выпускники готовятся к итоговой аттестации за курс основной коррекционной школы.

Экзамены  сдавали по трудовому обучению:

1.Сельскохозяйственный труд- 12 человек

2.Швейное дедло -1 ч  (Карафизи К.)

3.Столярное дело – 1 ч. (Акилбаев А.)

4.Штукатурно - малярное дело-  10 человек.

 

Количество выпускников, сдавших экзамен

Количество сдавших экзамен на оценку:     

Качество обученности, показанного на экзамене (в среднем, %)   

 

Успеваемость 

 

 «5»

«4»

«3»

с\х труд

12

2

9

1

4,0

 

100%   

Швейное дело

1

-

1

-

4,0

100%

Столярное дело

1

-

-

1

3,0

100%

Штукатурно-малярное дело

10

2

8

1

4,2

100%

 

Данные о поступлении в учреждения профессионального образования

Количество выпускников в 2013-2014  учебном году  12 человек. К  концу обучения в школе-интернате все учащиеся овладевают начальными профессиональными навыками по вышеуказанным направлениям. Выпускники, завершив обучение, получают документ государственного образца «Свидетельство об окончании специальной (коррекционной) школы» и имеют возможность продолжить  обучение   в учебных заведениях   Республики Марий Эл:

№\№

Учебные заведения

Количество учащихся

желающих продолжить

обучение

1

ПУ-8 г. Йошкар-Ола,

4

2

ГБОУ НПО РМЭ ПУ №28 п. Куженер

2

3

Аграрно – строительный техникум    с. Вятское Советского района

4

4

ГБОУ НПО РМЭ "Ардинсое профессиональное училище"

1

5

ГОУ СПО РМЭ  «Марийский  политехнический  техникум» (отделение для учащихся с ОВЗ) ПУ-9 г.

 1

Данные о достижениях и проблемах социализации обучающихся (правонарушения, поведенческие риски)

Выпускники  2012-2013 учебного года  определились все с выбором профессии, не учится Васильева А., что свидетельствует о недостаточной работе по адаптации     в социуме, а также  узкий спектр предложенных специальностей,  которых готовят учебные  заведения. Они тоже изучают спрос школ, но материальная база в некоторых училищах не позволяет подготовку специалистов по  нашему спросу (сельскохозяйственные специальности, МОП). В данном направлении работа ведется  нашими с социальными партнерами - профессиональными училищами.

 

Достижения учащихся

Уровень конкурса

Мероприятие  

Результат

Республиканский

конкурс рисунков «Дом моей мечты»

10  дипломов

конкурс рисунков «Мир заповедной природы»

участие

конкурс  сочинений, рисунков «Я – человек. У меня есть права!»

Диплом III ст

сертификаты

конкурс-аукцион  детских рисунков и прикладных работ в связи с Годом культуры Российской Федерации в Республике Марий Эл (Министерство юстиции РМЭ)

участие

соревнования по бочче

II-III место

соревнования по бадминтону

Диплом  3 степени

легкоатлетический кросс, посвящённом Дню памяти Шаймардинова З.А.

Диплом 1 степени (2) Диплом 2 степени (2)

Диплом 3 степени – (1)

Районный

конкурс агитбригад  «Мы выбираем ЗОЖ»

Диплом победителя

конкурс электронных презентаций «Профессия моих родителей»

Сертификат, благодарственные письма - 2

конкурс презентаций «Прочитай – не пожалеешь»

Сертификат

конкурс электронных презентаций

«О, человек – венец природы»

Диплом II, III степени

выставка декоративно-прикладного и изобразительного творчества детей

Диплом 1 ст, грамоты - 9

конкурс – выставка детского декоративно-прикладного творчества  «Пасхальное яйцо - 2014»

 Грамоты I м,II м -3,, Благодарности -14

фестиваль «Народная игра»

Грамоты -2

 

 

Достижения учреждения в конкурсах

 

 

Уровень конкурса

Мероприятие  

Результат

Приволжский федеральный округ

Окружная выставка – конкурс прикладного творчества воспитанников детских домов

Ценные подарки

Всероссийский

Участник  Общероссийского Кадастра

«Книга Почёта» за 2014 год,

свидетельство Всероссийского реестра.

Всероссийский

смотр - конкурс  учебно–опытных участков

Диплом, грамота

Республиканский

смотр - конкурс  учебно –опытных участков

Диплом I место

Сельское поселение

- смотр – конкурс снежных фигур «Вьюговей»

 

 Диплом победителя

 

5.Социальная активность  и внешние связи учреждения

Школа-интернат активно взаимодействует с учреждениями района и республики.

Государственные учреждения и организации:  Министерство образования и науки, Министерство социальной защиты населения и труда, Муниципальное учреждение  «Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Сернурский муниципальный район»,  Орган опеки и попечительства администрации Сернурского муниципального района, ГУ  РМЭ  «Центр занятости населения  Сернурского района», администрации сельских поселений, Марийская Епархия, профессиональные училища, ГУ РМЭ «Казанский дом для одиноких и престарелых».

 Правоохранительные органы:  прокуратуры районов республики, УУП МО МВД России «Сернурский», комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Сернурского муниципального района. Организации здравоохранения:  Казанская врачебная амбулатория, ЦРБ, ДРБ, центр планирования семьи, реабилитационный центр «Журавушка», санаторий «Кичиер».

 Общественные организации:  Совет женщин  Сернурского муниципального  района,  Сернурское районное отделение Марийской республиканской организации ВОИ, Совет ветеранов Сернурского муниципального района.

В школе создан и действует Совет школы, Попечительский совет, где рассматриваются вопросы по осуществлению мероприятий по привлечению дополнительных источников финансовых и материальных средств на развитие школы.

А так  же наши педагоги и дети тесно сотрудничают со средствами массовой информации – отражают свои достижения в районной газете «Край Сернурский», «Сорока», в республиканских газетах и журналах «Марийская правда»

Для координации работы по предупреждению и профилактике правонарушений и детского   дорожно – транспортного травматизма среди обучающихся составлен план совместных профилактических мероприятий МО МВД России «Сернурский» и Администрации ГБОУ республики Марий Эл «Казанская школа – интернат».   

 В течение учебного года  проводились встречи обучающихся с сотрудниками  правоохранительных органов:  начальником МО МВД России «Сернурский»  полковником полиции В.Н.Никитиным, уполномоченным участковым  полиции Мошкиным А.А., инспектором ПДН Романовым В.В.

 

6. Финансово-экономическая деятельность

 

Источник финансирования

Сумма поступлений в 2013 году, тыс.руб.

Республиканский бюджет на обеспечение образовательной деятельности

21921.7

ИТОГО

 21921.7

Расходование денежных средств школы-интерната

Статьи расходов

Республиканский бюджет

Заработная плата и отчисления по заработной плате

16501.4

Прочие выплаты

8.9

Услуги связи

72.1

Транспортные услуги

 

Коммунальные услуги

1689.2

Аренда имущества

-

Ус.по содерж.имущества (в том числе кап.ремонты)

151.2

Прочие услуги( подписка на периодическую печать, медосмотр, монтаж ОПС, культурно-массовые мероприятия, охрана, бланочная продукция, семинары, повышение квалификации,составление проектно-сметной документации)

114.5

Прочие расходы(уплата налогов)

700.1

Ув.ст.основных средств

Ув.ст.материальн.запасов

В т.ч. питание

Мягкий инвентарь

ГСМ

Медикаменты

Канцелярские товары, моющие средства, прочие хозяйственные товары

2675

2526.7

43.8

63.0

28.7

12.8

ИТОГО

21921.7

Собственных доходов, полученных от предпринимательской и собственной деятельности школы-интерната

Источник финансирования

Сумма поступлений в 2013 году, тыс.руб.

Собственные доходы учреждения

534.7

ИТОГО

 534.7

Расходование собственных доходов, полученных от предпринимательской и собственной деятельности школы-интерната

 

Статьи расходов

Республиканский бюджет

Коммунальные услуги

10.5

Прочие услуги

33

Прочие расходы(уплата налогов)

1.6

Ув.ст.основных средств

276.1

Ув.ст.материальн.запасов

 

 213.5

ИТОГО

534.7

7.Заключение. Перспективы и планы развития

 

- Обновление системы внутришкольного управления с учетом требований времени.

- Формирование системы непрерывного коррекционного сопровождения и образования

- Развитие и активное внедрение современных информационных технологий.

- Совершенствование углубленной трудовой подготовки воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через работу экспериментальной площадки.

- Подготовить и выпустить методический сборник из опыта работы педагогического коллектива  «Профессия + Я».

- Участие в профессиональных конкурсах республики и района.

- Формирование имиджа школы за счѐт успешной профессиональной подготовки выпускников и повышение спроса на их профессиональные услуги.

- Сохранение и укрепление здоровья детей, путѐм активного развития физической культуры, здоровьесберегающей деятельности.

- Широкое использование в образовательном процессе возможностей

компьютерной техники, Интернета.

  ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»  работает в режиме развития. Педагогический коллектив активно включает в инновационную и экспериментальную деятельность, систематически освещает ее результаты в другие образовательные учреждения района, республики. В школе создана эффективная единая система коррекционной, образовательной деятельности.

 

Заключение

Школа проявляет высокую социальную активность; регулярно на районном, республиканском, всероссийском уровнях предъявляет результаты своей деятельности. Достигнут достаточно высокий уровень технической оснащенности информационной образовательной среды и рост обеспеченности электронными ресурсами. Можно отметить положительный рост повышения профессиональной компетентности педагогов через получение дефектологического образования, через систему стимулирования.  Поднятие имиджа школы через совершенствование работы с образовательными учреждениями, учреждениями социального назначения, родителями, через создание сайта и его обновление, через работу в СМИ.  Стали практикой публичные доклады директора, педагогов, воспитанников перед общественностью, что обеспечивает открытость и прозрачность деятельности нашего учреждения.