Содержание образовательной программы
Пояснительная записка |
I ЧАСТЬ (обязательная) |
1. Организация режима пребывания детей в ДОУ. |
1.1 Примерный режим дня |
1.2 Система физкультурно-оздоровительной работы |
1.3 Система закаливающих мероприятий |
2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей |
2.1. Учебный план |
2.2. Календарь праздников |
2.3 Задачи психолого-педагогической работы |
2.4 Формы работы |
2.5 Программы и технологии |
2.6 Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы |
3. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников |
4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы
(промежуточная и итоговая оценки) |
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов |
II ЧАСТЬ (вариативная) |
6. Региональный компонент |
7. Управление программой |
8. Создание и обновление предметно-развивающей среды |
9. Взаимодействие с семьями воспитанников |
10. Преемственность ДОУ и школы |
11. Дополнительное образование |
Приложения
|
Пояснительная записка.
Основная общеобразовательная программа МДОУ «Суслонгерский детский сад «Аленушка» разработана на основе комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд. Испр и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 208 с.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Данная цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка:
а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно- ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
МДОУ « Суслонгерский детский сад «Аленушка» – детский сад общеразвивающего вида. Общее количество групп в ДОУ – 7 .
Все группы однородны по возрастному составу детей:
2 группа раннего возраста-1,5- 2 года
1 младшая группа – 2-3 года
2 младшая группа – 3-4 года
Средняя группа– 4-5 лет
Старшая группа– 5-6 лет
Подготовительная группа – 6-7 лет.
Цели программы:
1) обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования);
2) реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой».
Цели деятельности ДОУ по реализации ООП:
- разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому,
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ. Для успешной деятельности по реализации ООП необходимо (в соответствии с п.8 «Типового положения»):
- учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;
- синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;
- осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программы:
Физическое развитие дошкольников:
Охрана жизни и укрепление здоровья.
Поддержание бодрого, жизнерадостного настроения.
Профилактика негативных эмоций и нервных срывов.
Совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие.
Воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности.
Формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях.
Воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Воспитание физических качеств.
Развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве.
Формирование способности к самоконтролю за качеством выполняемых движений.
Художественно – эстетическое:
Формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие ребенка средствами искусства.
Приобщение детей к высокохудожественной литературе.
Развитие художественных способностей ребенка (музыкальных, литературных, изобразительных)
Развитие детского творчества в различных видах детской деятельности.
Формирование умений интегрировать различные виды детской художественной деятельности.
Приобщение детей к истокам марийской культуры, национальным традициям народа.
В ДОУ нет демографических, климатических и других особенностей осуществления образовательного процесса.
Но, следует отметить, что программа построена с учетом национально-регионального компонента, предусматривающего возможности введения в содержание разных видов детской деятельности материала, связанного с традициями региона.
Особенности организации образовательного процесса:
- режим работы детского сада 10,5 часов: с 7.00 до 17.30;
Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
Полный текст образовательной программы доступен по ссылке: Внешняя ссылка или Образовательная программа.doc