Список детей:
1) Смирнов И.
2) Лихачёв П.
3) Андреев Г.
4) Аксёнов Е.
5) Егорова В.
6) Ибраева К.
7) Головёшкина К.
8) Сучкова В.
9) Иванова В.
10)Уральская С.
11)Андреева М.
12)Янаева К.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Пояснительная записка………………………………………………….4
3. Механизм реализации программы……………………………………..6
4. Предполагаемый результат……………………………………………..9
5. Тематический план 1 года обучения………………………………….10
6. Тематический план 2 года обучения………………………………….11
7. Содержание программы 1 год обучения………….…………………..12
8. Содержание программы 2 год обучения……………………………...18
9. Результаты освоения программы (мониторинг)……………………...26
10. Методическое обеспечение программы………………………………32
11. Список литературы……………………………………………………..34
12. Приложение (дополнительный материал беседы, сценарии,
мероприятия)……………………………………………………………35
Введение.
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта новым поколениям. В культуре появились новые взгляды, мысли, идеи. Значимость духовно- нравственного и художественно-эстетического воспитания не только формирование способности понимать искусство, традиции, но и формировать с его помощью целостного человека. Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности. На современном этапе развития общество осознало необходимость духовного – нравственного, художественно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей. Учитывая требования современного дополнительного образования, была создана творческая студия «Клио». Клио (греч. – «Дарующая славу» - славить, прославлять) – в древнегреческой мифологии – одна из девяти муз., - покровительница истории. Творческая студия «Клио» – создает театрализованные представления, где соединены воедино история создания костюма, сценическая хореография, актерское мастерство и прикладные виды искусства.
Пояснительная записка.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Особая часть программы это связь духовного воспитания, творческого - создания костюмов и танца. В программу входит такая часть обучения, как «История танцев народов мира» и «танцев нашей республики». Задача бесед - дать учащимся общее представление об основных этапах развития танцевального искусства в России и других странах, сформировать понятие о его видах и жанрах. Работа студии состоит из трёх основных моментов:
1. Изучение культуры, традиции народов населяющих нашу республику.
2. Моделирование, изготовление народных костюмов в традиционной и современной форме.
3. Применение в работе все возможные декоративно-прикладные навыки.
4. Гармоничное слияние с танцем.
Программа студии рассчитана на 12 лет обучения с детьми разного возраста. В студии 4 ступени образования.
Первая ступень - дошкольный возраст дети с 5 до 7 лет реализация программы 2 года.
Вторая ступень - младший школьный возраст дети с 1 по 4 класс. Реализация программы 4 года.
Третья ступень - средний школьный возраст дети с 5 по 7 класс. Реализация программы 3 года.
Четвертая ступень - старший школьный возраст дети с 8 по 10 класс. Реализация программы 3года.
Занятия проводятся на базе «Суслонгерский детский сад «Аленушка» и Суслонгерской образовательной школы (по согласованию).
Целью обучения является формирование у детей художественной культуры как составной части материальной эстетической и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства. Овладение новыми техниками прикладного искусство. Умение создать эскизы работ. Воплотить свои замыслы в реальные изделия. Научиться представлять работы. Создать условия для самореализации ребёнка, воспитания у него способности жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и окружающими людьми.
Задачи:
· закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, этики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
· знакомить с основами знаний в области традиций народов, празднования национальных праздников, композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства, основам шитья, основам моделирования, пластике танца.
· раскрыть истоки народного творчества;
· формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка;
· совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
· пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства.
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание детей;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, своему народу, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Механизм реализации программы
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В процессе обучения дети приобщаются к изучению народных традиций, осваивают самобытные ремесла, что способствует формированию уважения к русской, марийской и другим национальным культурам. Дети овладевают навыками рукоделия, конструирования, моделирования и пошива одежды, дизайна в одежде, основами сценодвижения и актерского мастерства.
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к миру культуры костюма и моды развивается фантазия, формируется художественный вкус. Программа направляет на созидательную деятельность в оформлении предметной среды в пространстве моды и позволяет выявить интерес к выбору будущей профессии.
В наше время, когда существует перенасыщение рынка количеством разнообразных швейных и трикотажных изделий, отпадает острая необходимость пошива одежды по индивидуальным выкройкам. Но сохраняется интерес к процессу создания необычных моделей одежды, целостных коллекций. А для этого все равно необходимо учиться шить, чтобы самим создать придуманное платье и не отстать от моды, которая во все времена была изысканна и капризна, но всегда интересна и привлекательна, особенно для молодежи. Почти все девчонки мечтают когда-нибудь выйти на подиум в модном наряде от известного Кутюрье. Детскую мечту можно осуществить, создав собственную модель и придумав для нее "роль" в необычном спектакле творческой студии. Необходимо поддерживать в детях это желание, насыщая их жизнь творчеством, деятельным и осознанным.
Первая ступень - дошкольный возраст
дети с 5 до 7 лет реализация программы 2 года.
Первая ступень обучения это обучение танцу основа которого лежит в постановочных номерах творческой студии «Клио». Это постепенное вливание детей в студию, совместное участие в конкурсах и концертных номерах. Осознание того, что они становятся часть большой семьи – творческой студии «Клио». Создание и постановка номера это «творение» хореографа - руководителя студии. Сценические костюмы это совместное творчество родителей детей и руководителей студии. Родители являются участниками студии, без их помощи и поддержки не может реализоваться ни одна идея руководителей.
Цели обучения: способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков, художественно-эстетических способностей детей; воспитывать интерес к искусству танца; формировать представления об общих понятиях хореографии.
Задачи обучения: расширять общекультурный кругозор детей; овладеть практическими умениями и навыками в области хореографии; развивать индивидуальные творческие способности обучающихся; развивать творческое воображение; развивать коммуникативные качества личности; прививать учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими.
Задача педагога состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Задачу формирования танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.
Основной принцип программы — постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без нее обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность , и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между участниками коллектива и их педагогами.
Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.
Выступление на конкурсах, концертах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детей чувство ответственности и пунктуальности. Коллектив должен работать в союзе: дети - педагог - родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей.
Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия.
Занятия группы проходят два раза в неделю по 40 минут с десятиминутной переменой на базе д/с «Аленушка» и два занятия по 40 минут с десятиминутной переменой на базе Суслонгерской школы.
Основным условием приема является желание детей.
Постановочная работа.
Постановочная работа определяет творческое и исполнительское лицо творческой студии. Постановка танцевального номера придается соответственное значение. Исполнительский репертуар подбирается с учетом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность участников творческой студии, каждая постановочная работа в процессе ее развития и конечном результате должна
ориентироваться на формирование художественных взглядов и
представлений участников. Важнейшей задачей педагога в процессе
постановочной работы является воспитание у учащихся творческой дисциплины и сознательности, без чего невозможно добиться каких-либо успехов.
Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:
1. Дать общую характеристику номера:
§ рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный);
§ рассказать сюжет танца.
1. Слушание музыки и ее анализ (характер, темп, рисунки музыкальных фраз).
2. Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, ноги, голова).
3. Разучивание движений танца.
Учебный материал включает в себя:
§ - Музыкально-ритмические занятия.
§ - Элементы народного танца, постановка народного танца.
§ - Элементы историко-бытового танца.
§ - Элементы эстрадного танца, постановка народно - стилизованного танца.
§ Участие в постановке модельного разновозрастного номера творческой студии «Кдио».
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в музыкальном зале д/с «Аленушка» и в танцевальном зале Суслонгерской средней школы.
Музыкальное сопровождение занятия предполагает наличие аудио и видеотехники, фотоаппарат, материалы для изготовления сценических костюмов, аудио- и CD и DVD диски.
Учебно-тематический план занятий первого года обучения.
Предполагаемый результат.
К концу первого года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями. Постановка 2 танца.
В течение года участие: в Международном конкурсе «Созвездие» г. Чебоксары – 1-4 ноября, участие во Всероссийском конкурсе «Звездная карусель» г. Зеленодольск – 28-30 ноября, участие в Международном фестивале – конкурсе «Звездный Олимп» 14 февраля г. Чебоксары, участие в межрегиональном конкурсе «Серебренный башмачок» март г. Йошкар-Ола, участие в Международном конкурсе «Национальное достояние» 1-4 мая г.Чебоксары. Участие в концертных программах студии.
На втором году обучения дети должны закрепить знания и навыки, полученные в первый год обучения и перейти к изучению более сложных элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки. Постановка 1 танца, 1 модельной постановки.
В течение года участие: в Международном конкурсе «Созвездие» г. Чебоксары – 1-4 ноября, участие во Всероссийском конкурсе «Звездная карусель» г. Зеленодольск – 28-30 ноября, участие в Международном фестивале – конкурсе «Звездный Олимп» 14 февраля г. Чебоксары, участие в межрегиональном конкурсе «Серебренный башмачок» март г. Йошкар-Ола, участие в Международном конкурсе «Национальное достояние» 1-4 мая г.Чебоксары. Участие в концертных программах студии.
Участники кружка за два года обучения должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в коллективе творческой студии, добиваясь высоких результатов.
Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат отслеживается в участии в конкурсах, в мероприятиях детского сада и школы, в концертах, фестивалях.
Обязательная одежда и обувь для занятия.
Для девочек:
Гимнастический купальник (белый). Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника). Балетки белого цвета, носки или колготки. Волосы должны быть собраны в пучок.
Для мальчиков:
Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета, носки белого цвета.
Тематический план.
Первый год обучения.
№ |
Название раздела |
Тема занятий |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
Техника безопасности,
планирование на год
|
1 |
2 |
танцевальные движения Элементы русского танца Хоровод |
Основные движения, работа в паре. |
10 |
Разучивание основных элементов русского танца
|
15 |
Понятие стилизованного танца, отличие от народного, основные элементы. |
10 |
Отличительная особенность хороводного танца, пластика движений |
20 |
3 |
беседы |
Тематические занятия о русской культуре, просмотр мультфильмов, прослушивание музыки по русской тематики
|
2 |
Тематические беседы о традициях и праздниках различных национальностей (русские, мари, чуваши, татары) |
2 |
4 |
Постановка номера |
Подготовка к конкурсной программе
|
30 |
Отработка движений, отработка номера |
40 |
|
|
итого |
130 |
Второй год обучения.
№ |
Название раздела |
Тема занятий |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
Техника безопасности,
планирование на год
|
1 |
2 |
танцевальные движения Элементы марийского танца модельная постановка |
Основные движения, работа в паре. |
10 |
Разучивание основных элементов марийского танца
|
15 |
Понятие стилизованного танца, отличие от народного, основные элементы. |
10 |
Отличительная особенность модельной постановки, пластика движений |
20 |
3
|
беседы
|
Тематические занятия о русской культуре, просмотр мультфильмов, прослушивание музыки по русской тематики
|
2 |
Тематические беседы о традициях мари и праздниках различных национальностей (русские, мари, чуваши, татары) |
2 |
4 |
Постановка номера |
Подготовка к конкурсной программе
|
30 |
Отработка движений, отработка номера |
40 |
|
|
итого |
130 |