Пояснительная записка
Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.
Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, 25-30% детей, приходящих в первый класс имеют разные отклонения в состоянии здоровья (данные Т.Я. Чертюк, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.).
Наши возможности каким-то образом повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны.
Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».
Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.
Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:
профессионализм педагогических кадров;
соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;
организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;
мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;
целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.
Актуальность проблемы оздоровления дошкольников вызвана объективной необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий проявившихся в процессе организации профилактической помощи детям с ослабленным здоровьем в условиях ДОУ.
Цель программы «Здоровье дошкольника»: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
В соответствии с целью, коллективом были определены следующие задачи:
Изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ.
Определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса.
Разработать концептуальную модель программы.
Внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу.
Отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ.
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:
принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.
принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.
принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.
В основу создания программы «Здоровье дошкольника» положены рекомендации В.Г.Алямовской, Ю.Ф. Змановского по воспитанию здорового ребенка с учетом условий и опыта работы педагогического коллектива детского сада.
Программа « Здоровье дошкольника»-комплексная система физического воспитания и оздоровления ребенка-дошкольника.
Полная версия программы "Здоровье дошкольника" : Программа "Здоровье дошкольника".doc