Пропустить до основного содержимого

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Суслонгерский детский сад "Аленушка"

Домашняя
Жалобы
Предложения
ОО администрации Звениговского муниципального района РМЭ
Отдел опеки и попечительства
Министерство образования Республики Марий Эл
Министерство Образования и Науки РФ
  
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Суслонгерский детский сад "Аленушка" > Нормативные документы > Программа Здоровье дошкольника  

Рисунок строки названия для страницы веб-частей
Программа Здоровье дошкольника

Веб-часть редактора содержимого

 

Пояснительная записка

     Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются  тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

     Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, 25-30% детей, приходящих в первый класс имеют разные отклонения в состоянии здоровья (данные Т.Я. Чертюк, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.).

     Наши возможности каким-то образом повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны.

     Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

     Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья –  в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».

   Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.

   Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:

*    профессионализм педагогических кадров;

*    соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

*    организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

*    мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

*    целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.

    Актуальность проблемы оздоровления дошкольников вызвана объективной необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий проявившихся в процессе организации профилактической  помощи детям с ослабленным здоровьем в условиях ДОУ.

Цель программы «Здоровье дошкольника»:  создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

В соответствии с целью, коллективом были определены следующие задачи: 

*     Изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ.

*     Определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса.

*     Разработать концептуальную модель программы.

*     Внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу.

*     Отследить результаты реализации оздоровительной программы  в условиях ДОУ.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

*     принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

*     принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

*     принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем  во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.

*     принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

*     принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

*     принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

*     принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

*     принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований  и физических нагрузок.

*     принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.

*     принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

*     принцип целостно – смыслового равенства  взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.

*     принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.

*     принцип коммуникативности  помогает  воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

*    принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

*     принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Реализация программы базируется на комплексном подходе в  работе с детьми.

В основу создания программы «Здоровье дошкольника» положены рекомендации В.Г.Алямовской, Ю.Ф. Змановского по воспитанию здорового ребенка с учетом условий и опыта работы педагогического коллектива детского сада.

Программа « Здоровье дошкольника»-комплексная система физического воспитания и оздоровления ребенка-дошкольника.

 

 Полная версия программы "Здоровье дошкольника" : Программа "Здоровье дошкольника".doc