Работу педагогов-психологов можно классифицировать по двум признакам:
С кем? |
Что? |
С родителями |
Психологическая диагностик |
С детьми |
Просветительская работа |
С педагогами |
Коррекционно-развивающая работа |
Ниже кратко представим, как это реализуется в нашей школе.
I. Психологическое сопровождение естественного развития детей.
Дошкольное звено. Знакомство педагога-психолога с ребенком и его родителями начинается до поступления семьи в детский сад. На встрече с психологом ребенок оказывается в естественной для него ситуации – он играет вместе со своими родителями: на песке, модулями, может забраться в «пещеру». Психолог, в свою очередь, используя свои профессиональные знания, наблюдает за ребенком, знакомится с его эмоционально-личностными особенностями, уровнем его интеллектуального развития. Затем проводится консультация с одним из родителей, другой - продолжает общение с ребенком.
Далее идет тесное общение психолога с ребенком во время его адаптации к новым условиям детского сада. Часто используются психокоррекционные сказки, сочиненные именно для данного малыша. Например, с помощью сказки ребенок может осознать, что расставание с мамой или папой утром носит временный характер. В младшей и средней группах с детьми проводятся занятия по психогимнастике. В игровой форме дети знакомятся с различными эмоциями, учатся владеть ими. В старшем дошкольном возрасте на психологических занятиях дети усваивают секреты конструктивного общения. Проверена временем программа «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста».
Тематический план занятий:
- История о плохих словах.
- Волшебные способы против Нехочух.
- Чаша с волшебной водой
- Путешествие в пещеру Дракона.
- Сказочное путешествие в страну Взаимопонимандию.
Первые два занятия являются авторскими. «Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит; в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок вживается в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого, а так же активизируется фантазия и интуиция. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним», - пишет доктор психологии Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева. Помимо фронтальных занятий психолог проводит по запросам родителей и педагогов индивидуальную работу с детьми. Дважды в год проводится психологическая диагностика с использованием разработок московских ученых.
В начальной и средней школе с детьми, подростками, юношами и девушками проводятся социально-психологические тренинги, на которых они обучаются навыкам конструктивного взаимодействия со своими сверстниками и взрослыми. Кандидат психологических наук Светлана Васильевна Кривцова выделяет 6 блоков навыков достойного поведения:
- элементарные коммуникативные навыки;
- «сложные» коммуникативные навыки (умение договариваться, находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях …);
- Навыки, связанные с умением осознавать и выражать свои чувства, а также понимать чувства других людей;
- Навыки поведения в ситуациях связанных с агрессией;
- Навыки поведения при стрессе;
- Навыки планирования и постановки цели.
В Московском психологическом центре «Генезис» в список коммуникативных навыков включено 46. Психологами школы составлены тренинговые программы на каждый класс. Программы защищены на городском объединении школьных психологов и утверждены директором школы. Данные программы могут корректироваться по запросам классных руководителей, родителей и учащихся.
В 1-м классе реализуется три психологических курса:
- «Введение в школьную жизнь»;
- валеологический курс «Познай себя. Пять органов чувств – пять помощников»;
- сказкотерапевтический курс «Волшебная страна чувств».
Психологи проводят работу по профилактике аддиктивного поведения (алкоголь, наркотики, компьютерная зависимость). Мы используем разработки психологов г. Москвы под руководством Потемкина «Формула XXI»
В индивидуальной коррекционно-развивающей работе психологи широко используют следующие методы: песочную терапию, сказкотерапию, элементы психодрамы и гештальттерапии.
Для фронтальной диагностики используются материалы, разработанные учеными г. Санкт-Петербурга.
II. Взаимодействие с родителями
Отметим, что качество формирования социальных умений и навыков у детей определяется не объемом проведенных в школе и дома мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми. Однако такое грамотное выстраивание отношений требует от взрослых (родителей и педагогов) большой внутренней работы по формированию (или развитию) у себя этих специальных умений – коммуникативных, рефлексивных, умений целеполагания и др.
Следовательно, нужно учиться и родителям. Один из способов такого обучения – участие в тренинговых программах для родителей. В «Популярной книге для родителей детей раннего возраста (и не только)», авторами которой являются Г.В. Кислицына, Т. В. Мамаева и В.П. Шерстнева, подробно описана тренинговая программа для родителей, посещающих развивающий центр «Маленькое чудо».
У родителей детей дошкольного возраста есть возможность посещать тренинги I и II ступени. Стало традицией проведение 3-х ступеней тренинговой программы в начальной школе. На третьей ступени участвуют дети и родители.
Психологами совместно с педагогами составлено тематическое планирование родительских собраний с младшей группы детского сада по 11 класс. На наш взгляд, это также хороший способ родителям пополнить свою копилку психологических знаний. Психологи знакомят родителей с возрастными психофизиологическими особенностями детей, рассказывают о том, какие социальные кризисы переживает ребенок и как важно их успешное разрешение в данном возрасте, чтобы «клубок поведенческих проблем» у ребенка не накапливался. К каждому собранию подготовлена подробная теоретическая информация, составлены памятки для организаторов, описана структура.
Ежегодно проводится большое количество индивидуальных консультаций, чаще всего по запросам самих родителей. Иногда психологи вынуждены проявлять профессиональную настойчивость и приглашать родителей на консультацию.
Мы считаем, что к настоящему времени сложилась оптимальная система взаимодействия с родителями.
III. Взаимодействие с педагогами
Начнем изложение данного раздела с выделения ведущих профессиональных качеств учителя - педагога – это постоянное желание учиться и взаимодействовать с людьми. Если данные качества не достаточно развиты, происходит быстрое выгорание и профессиональная деформация учителя.
В нашей школе на протяжении 9 лет проводятся тренинги профессионального роста педагогов. Работает три группы:
- педагоги дошкольных групп;
- воспитатели групп продленного дня, педагоги-предменики начальной школы, социальные педагоги;
- учителя школы.
Проводится «диагностика командообразования», автором которой является доктор психологии из г. Санкт-Петербург Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Психологи участвуют в заседаниях педагогических лабораторий. Работают по запросам администрации, классных руководителей и учителей-предметников в формате групповых и индивидуальных консультаций.