Пропустить до основного содержимого
0+
Домашняя
Группы
Документы для поступления в ОУ
Опросы
Обратная связь
  
МБДОУ Детский сад № 70 «Ягодка» > Страницы ДОУ > Советы учителя-логопеда  

Советы учителя-логопеда

Новости
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты и требования
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и меры поддержки воспитанников
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) воспитанников
Доступная среда
Международное сотрудничество
Наставничество педагогических работников
Организация питания в образовательной организации
Раздел меню
История образовательной организации
График работы сотрудников
План работы ДОО
Годовой план работы
План-календарь
Независимая оценка качества образования
Зачисление воспитанников
Приказы о приеме
Безопасность участников образовательного процесса
Антитеррористическая безопасность
Странички специалистов
Воспитатели рекомендуют
Советы медицинской сестры
Советы музыкального руководителя
Советы психолога
Советы учителя-логопеда
От физкультурного руководителя
Профсоюз
Родительская плата
Разное
Полезные ссылки
Безопасность участников образовательного процесса
Медицинское обслуживание
Охрана прав детства
Чтобы быть здоровым-надо закаляться
Карта сайта

 

Памятка для родителей
«УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.
 
«СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
 
«РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
 
«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.
 
«ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.
   
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
  
«КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
  
 «МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).
 
«МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

 

Подготовила учитель-логопед Чернышкина Т. В.

 

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С ДЕТЬМИ.

Прежде всего. Вам следует уяснить: умеет ли Ваш ребенок об­щаться, свободно выражать свои мысли. Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей ... не умеет выра­жать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на доста­точный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как прави­ло , не умеют общаться. Поэтому стоит задуматься, как привить им навыки  общения,  усовершенствовать  их  устную  речь.

Разговаривайте со своими детьми! Это может быть и обычный разговор о том. что интересного было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с Вами своими переживаниями - это по­может Вам стать друзьями. Разговаривайте с ним о всех событиях, спрашивайте его обо всем: чем сегодня кормили, какие были заня­тия. .. Не расстраивайтесь. если ребенок ничего не помнит. Через два года Ваш ребенок будет свободно вспоминать все события про­шедшего дня. Главное - искренне интересоваться и задавать вопросы о том, чем живет Ваш ребенок. А иногда, шагая с ребенком по ули­це, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом  и  сами  спросите:

-Как  ты думаешь,  о  чем  рассказывает  нам  сосулька?

-Интересно,  о  чем  размышляет  этот  нахохлившийся  воробей?

-Давай  сочинять  сказку  про  мороз!

Разговаривать с ребенком можно об очень многом, стоит только взглянуть  на  окружающий  мир.

А дома возьмите легкую для понимания книгу, можно сказки. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка пересказать (луч­ше "своими словами"). Когда одно предложение он будет пересказы­вать свободно, то прочитайте ему вначале - абзац, затем страницу и попросите  пересказать.

Предложите ребенку самому читать предложения и пересказывать их.  Далее-абзац,  страницу.

Покажите ребенку, как надо давать название абзацу, странице, большому отрывку текста. "Представь, что ты написал этот рассказ из одного абзаца, как бы ты его назвал?" Это развивает мыслитель­ный  процесс.  навык  "обобщения".

Каждый день делитесь даже с самым маленьким ребенком своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружаю­щем мире, природе - обо всем, что волнует нас. В ответ на это Вам навстречу раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом стано­вясь все самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать Вам тем же.

 

 

Чернышкина Т.В.
Памятка для родителей.
Как помочь заикающемуся ребёнку во время беседы.


•       После того, как ваш ребенок закончил фразу, сделайте     небольшую паузу, давая, таким образом, для него          передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем,                      как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если малыш       захочет сказать что-то еще, он может сделать это без спешки.
•       Не перебивайте вашего ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за ребенка, если вдруг он начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.
•       Заведите новые правила ведения беседы в семье: говорите по очереди, как во время еды, так и в отдельно отведенное для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.
•       Выделите время, которое вы посвятите исключительно своему ребенку. Во время этого взаимодействия наедине, вы можете разговаривать с малышом более медленно, а ребенку очень важно получать неразделенное родительское внимание. Родители могут планировать беседу с малышом с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку, и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Также многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.
•       Не критикуйте вашего ребенка. Фразы : “Прекрати”, “Подожди ”, “Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать ” не только не помогают, а наоборот только усиливают заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение только способствует развитию заикания. Критические замечания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, только ухудшают ситуацию.
•       Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов, или просят что-то рассказать: “Расскажи папе, что мы сегодня делали”.
•       Если у вас есть терпение, а малыш спокойный, используйте это время для приятного взаимодействия с ребенком.

 

Консультация от учителя-дефектолога Чернышкиной Т.В.

Давайте работать вместе

     Родители часто спрашивают, много ли потребуется времени, чтобы добиться желаемого результата. Точно ответить на такой вопрос сложно, потому что каждый ребенок неповторим и зачастую непредсказуем. Скорее всего, прогноз будет ясен после проведения обследования или двух-трех занятий. Например, у одного ребенка патологию можно исправить за одно-два занятия, а у другого - за полгода, и дело здесь не в квалификации логопеда: работа пойдет медленно при нарушениях мышечного тонуса и других патологических особенностях диагноза, а также в тех случаях, когда родители не выполняют домашние задания (сформированный на занятии с логопедом навык нестойкий и требует повседневного подкрепления).

     Если вы увидели в своем ребенке хоть небольшое изменение, обязательно отметьте это. Ведь каждое новое приобретение малыша очень значимо, имеет причину и объяснение. Наблюдайте за "учеником", записывайте его достижения. Настройтесь на совместную с логопедом работу.

    Вам  будет предложено домашнее задание, не поленитесь его добросовестно выполнить. Если задано что-нибудь раскрасить или нарисовать, пожалуйста, не делайте это за ребенка. Пусть малыш выполнит задание как умеет, вы же не собираетесь отправлять его работу на конкурс великих мастеров. Если ребенок категорически отказывается делать задание, или у него (вас) что-то не получается, оставьте все как есть. В саду расскажите логопеду, что именно не получилось. Попросите специалиста продемонстрировать, как выполнять задание, понаблюдайте, какими способами он привлекает ребенка и оказывает помощь.

    Пожалуйста, не возлагайте всю ответственность за результаты обучения на педагогов, ведь многое зависит и от ваших усилий. Прислушивайтесь к рекомендациям, перенимайте методы работы, изучайте литературу, занимайтесь с ребенком самостоятельно. Если вам кажется, что сдвиги минимальны или занятия проходят вовсе без результатов, обсудите это с логопедом, проконсультируйтесь у других специалистов.

    Уважаемые родители, пожалуйста чаще общайтесь со специалистами детского сада, узнавайте новое о своём ребёнке, работайте вместе с нами, чтобы помочь вашему малышу преодолеть трудности. Мы всегда Вам рады!

 

Подготовила учитель-логопед Чернышкина Т.В.

 

Консультация для родителей

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья...»

5. Описываем свойства предметов. Названия свойств 
предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек...» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента...» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски... Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой...

8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша надевала одежду на куклу».

10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».

11. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
— Оля проснулась и... (стала умываться).
— Коля оделся и... (побежал гулять).
— он замерз и... (пошел домой).
— стали они играть... (с зайчиком).
— зайчик испугался и... (побежал, спрятался)
— девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше — тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!