«ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
Инновационный проект
по созданию условий для реализации
образовательных областей
«Здоровье» и «Физическая культура»
через интеграцию деятельности дошкольников
в здоровьесберегающей среде ДОУ
Сроки реализации проекта: июнь 2012 г. – май 2014 г.
Разработчики проекта:
Миндерова И.В., заведующий,
Соловьева В.К., старший воспитатель,
Хытова М.В., старший воспитатель,
Белугина О.Г., инструктор по физкультуре
2012
Инновационный проект по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ
«ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
1. Обоснование актуальности проекта.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Познание окружающего мира ребёнком происходит в процессе различной детской деятельности, в процессе выполнения движений. Всё, что окружает ребенка, является объектом приложения его сил. Поэтому правильно организованная предметная среда является гарантией безопасного развития ребёнка, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей". Поэтому необходим активный курс на создание условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ.
Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Между тем, по мнению многих авторитетных специалистов, сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована главным образом на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи преимущественно двигательного характера. В то же время, как указывает И.М. Козлов, интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Однако работ, связанных с обоснованием теоретико-методических и организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, явно не хватает. Интеграционные связи между различными разделами программ дошкольного образования разработаны недостаточно. Воспитатели и руководители физического воспитания, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются осуществлять реализацию интегрированного подхода в образовательном процессе в ДОУ на эмпирическом уровне.
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцова и др.) Изысканиями Г.А.Каданцевой (1993), И.К.Спириной (2000), А.С.Дворкина, Ю.К.Чернышенко (1997), В.А.Баландина (2000; 2001) и др. установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников. В работах Н.И.Дворкиной (2002), В.А.Пегова (2000) выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств. Положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственной работоспособности установлено Н.Т.Тереховой (1989), А.В.Запорожцем и др. (1980), А.П.Ерастовой (1989). В то же время исследования Н. Сладковой (1998), О.В.Решетняк и Т.А.Банниковой (2002) показывают, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств.
2. Анализ исходной ситуации.
* Создан банк консультативного материала для педагогов и родителей по различным направлениям совместной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста;
* В детском саду есть физкультурный зал, минитренажерный зал, спортивная площадка, в группах созданы физкультурные уголки:
* Созан банк картотек по разным видам гимнастик, подвижным играм.
* Создан банк памяток по физкультурно-оздоровительной работе.
* 70% педагогов используют интернет-ресурсы в целях улучшения качества физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
* В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области физического развития дошкольников (кружок «Здоровячок»);
* В ДОУ имеются педагогические кадры для реализации данного направления: инструктор по физической культуре;
*Внедряются информационные технологии в управление ДОУ по данной проблеме, создается банк данных по имеющимся исследованиям в данной области.
3. Проблемы.
В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в основном используются стандартные формы работы, подобранное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь не являются многофункциональными. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задания, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: отбор оборудования, содержание физкультурно-оздоровительной работы, содержание двигательной деятельности детей в группе, на прогулке, дома в процессе интеграции с другими идами детской деятельности, дифференцирование физической нагрузки в процессе интегрированной двигательной деятельности.
Причинами являются:
1. недостаточные знания специфики процессов интеграции;
2. неумение анализировать созданные условия с точки зрения полифункциональности;
3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации необходимо за основу взять:
– изучение имеющегося опыта работы по данному направлению;
– повышение педагогической компетентности коллектива дошкольного учреждения по данному направлению;
– просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры и приобщение их к созданию оптимальных условий для физического развития и здоровья детей в ДОУ и дома.
4. Сущность проектного предложения.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды здоровьесохранной деятельности ДОУ. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности. С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию здоровьесохранной деятельности являются движения, которые используются в разных видах детской деятельности.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Исходя из вышеизложенного, определена цель проектной деятельности: и осуществляется работа по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ.
5.Цель и задачи проекта:
Цель: создание условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ.
Задачи:
• проектирование содержания здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей;
• оценить педагогический и методический ресурс ДОУ по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ.
• создание оптимальных условий двигательной активности в группах и на участке ДОУ.
6.Методы и средства реализации проекта.
1. Теоретико-методологический анализ управленческой и методической, психолого-педагогической литературы по проблеме создания условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ;
2. Изучить новые, инновационные подходы в работе ДОУ по данному направлению, обобщить имеющийся опыт ДОУ;
3. Сформировать электронный банк диагностических методик по образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье».
4. Провести семинары, практикумы по просвещению и выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ.
5. Разработка части образовательной программы ДОУ по образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье».
6. Разработать серии методических пособий для педагогических и административных работников ДОУ по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ.
7.Сроки реализации проекта:
июнь 2012 — май 2014 г.
8.Этапы деятельности.
1. Информационно-аналитический
* постановка целей, разработка организационно-информационного сопровождения инновационной деятельности.
* создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта.
июнь 2012 – сентябрь 2012г.г.;
2. Внедренческий (реализация намеченных планов)
* апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта
октябрь 2012 – май 2013г.г.;
3. Обобщающий (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) * Подведение итогов работы по внедрению и апробации проекта по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ. Трансляция опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
июнь 2013– май 2014 гг..
9. Ожидаемые результаты.
1. В ДОУ разработан пакет диагностического инструментария по разделам «Здоровье» и «Физическая культура».
2. Проведение мастер-классов, деловых игр, семинаров-практикумов по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ.
3. В практику работы ДОУ внедряется проектная деятельность по работе с детьми в физкультурных уголках.
4. ДОУ реализует активные форм работы с родителями (конференции, соревнования, творческие мастерские).
5. Повышение компетентности инструктора по физкультуре ДОУ через участие в методической работе ГМК по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура».
6. Используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы по теме.
7. В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области художественно-эстетического, физического развития дошкольников.
8. Внедряются ИКТ в управление ДОУ по данной проблеме, создан банк данных по имеющимся исследованиям в данной области.
9.Разработана серия методических пособий для педагогических и административных работников ДОУ по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ;
10.Трансляция результатов инновационной деятельности ДОУ на другие образовательные учреждения, научно-практические конференции республиканского и федерального уровня, публикации в предметных журналах и др.
План работы на 2012-2013 учебном году
Этапы |
Содержание |
Ответственные |
Сроки |
Информационно-аналитический:
*постановка целей, разработка организационно-информационного сопровождения инновационной деятельности.
* создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта.
|
1.Оценить педагогический и методический ресурс ДОУ по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ
2.Информирование коллектива и родителей о реализации проекта «Тропинка здоровья»
3. Разработка диагностического инструментария по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура»
4.Создание системы взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ.
5. Информационный семинар «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ»
6.Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей.
7.Подбор новых более эффективных форм для работы педагогами.
8.Консультация «Содержание оборудования физкультурного уголка в группах»
9.Создание системы взаимодействия педагогов ДОУ, родителей.
10.Подбор материала для обогащения картотек:
-«Артикуляционная гимнастика»
-«Подвижные игры»
-«Физкультминутки»
-«Дыхательная гимнастика»
-«Зрительная гимнастика»
-«Логоритмика»
-«Психогимнастика»
-«Гимнастика после дневного сна»
11. Выпуск памяток к направлению «Физическое развитие».
12.Презентацией «Гимнастика пробуждения»
13.Встреча с врачом-педиатром «Поговорим о витаминах»
14.Создание информационной папки для родителей «Будь здоров» |
Заведующая.
Старший воспитатель.
Инструктор по физкультуре
Педагог-психолог
|
июнь
июль
июль
июнь-сентябрь
июль
июнь-сентябрь
июль-сентябрь
август
август
июнь-август
август
сентябрь
сентябрь
сентябрь |
Внедренческий
* апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта |
1. Проектирование содержания здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей;
2. Реализация новых технологий работы в здоровьесберегающей среде группы, ДОУ.
3. Вовлечение педагогов, родителей и различных социальных институтов в единую творческую деятельность в рамках проекта.
4.Укрепление материально-технической базы ДОУ, обогащение содержания физкультурных уголков в группе (дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д.)
5. Разработка и проведение с педагогами серии семинаров-практикумов, ролевых и деловых игр на обучение использованию в работе инноваций в здоровьесберегающей среде ДОУ и группы:
-Семинар-практикум «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста»
-Деловая игра «Формирование привычки к здоровому образу жизни»
-Ролевая игра «Значение использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
-Семинар по новой технологии «Игровой стретчинг в детском саду»
6. Организация мастер-класса для педагогов и родителей:
- «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
-«Проведение комплекса оздоровительного массажа с детьми дошкольного возраста»
7.Проведение круглого стола на тему «Интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»
8.Проведение работы педагогической гостиной на тему «Использование физкультминуток при НОД в детском саду»
9.Проведение с педагогами консультации:
-«Интегративный подход к организации деятельности в физкультурном уголке»
-«Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»
10.Проведение занятий, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни.
11. Разработка кроссвордов, подбор загадок, пословиц, поговорок о ЗОЖ
12.Выставка детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни.
13.Сбор материала об олимпийских играх, видах спорта.
14.Создание и пополнение фотоальбома «Физкульт- Ура!»
15.Смотр физкультурных уголков.
16.Работа кружка «Здоровячок»
17.Проведение развлечений, досуговой деятельности с участием родителей
18.Проведение мониторинга по образовательным областям «Здоровье», «Физическая культура» |
Заведующая.
Старший воспитатель.
Инструктор по физкультуре |
Октябрь
октябрь-май
октябрь-май
октябрь
ноябрь
январь
март
декабрь
апрель
ноябрь
март
октябрь
апрель
октябрь-май
октябрь-май
май
октябрь-май
октябрь-май
ноябрь
октябрь-май
октябрь-май
май
|
Обобщяющий
*Подведение итогов работы по внедрению и апробации проекта |
1.Защита проекта инструктором по физкультуре «Олимпийские игры»
2..Выпуск газеты «Я здоровым быть могу – сам себе я помогу»
3. Проведение общесадиковской конференции «Здоровый ребенок – здоровое будущее»
4.Обмен инновационным опытом по созданию банка игровых технологий в ДОУ и группах (презентации, проекты, видиоролики, картотеки, консультации и т.д)
5. Обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности.
6. Организация самоанализа деятельности.
7. Исследование эффективности проводимой работы
8.Создание пакета методических рекомендаций и составление плана работы на 2013-2014 учебный год. |
Заведующая.
Старший воспитатель.
Инструктор по физкультуре.
Педагоги
|
июнь
июнь
август
июль
июнь
июль
август
август |