Консультация для родителей «Зелёный мир на окне»
Земное царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.
Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержаться в доме.
Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (предложить сравнить тёмную зелень кливии со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума.) Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений.
Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребёнка –он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора, протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.
Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.
На базе познания у дошкольника начнёт формироваться отношение – важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.
Одним из видов практической деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Информационный центр — уголок книг
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг.
Основными целями книжного уголка являются:
· развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
· создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
· обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей.
На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.
Дети могут брать книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней групп сам ее ремонтирует, желательно в присутствии малышей. В старшей группе к починке книг привлекаются и дети.
Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов. В книжном уголке не должно быть очень много книг, невостребованная литература хранится в специально отведенном месте. По желанию детей коробку с книгами можно достать и оформить новую минивыставку.
В уголке книг периодически организуются:
- тематические книжные выставки: («День Победы», «Наши книжки о природе»),
- выставки, посвященные определенному жанру («Пословицы и поговорки», «Марийские народные сказки»),
- выставки, посвященные творчеству одного автора (Сказки А.С.Пушкина»),
-выставки, посвященные художникам-иллюстраторам,
-выставки, посвященные дизайну книг («Книжки-малышки», «Детские энциклопедии»)
Начиная со средней группы проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже — и почему им нравится та или иная книга.
Желательно, чтобы дети побывали на экскурсии в библиотеке, в книжном магазине, посмотрели большие книжные витрины. К радости детей совершается покупка нескольких книг для группы. В тех детских группах, где воспитатели умно и тактично ведут работу, книгу встречают радостно, как самого дорогого друга.
Создание книжного уголка – определенная ступень в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.
Книжный уголок является неотъемлемой частью информационно-образовательного пространства, включает в себя:
-книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению),
-видеотеку (диапроектор, телевизор, видио-плеер и т.д.),
-фонотеку (магнитофон, диски, касеты и т.д.),
-развивающие игры на материале литературных произведений и их иллюстраций,
-оборудование для театрализации (фланелеграф, теневой театр, настольный театр, театр Петрушки и т.д.),
-атрибуты для драматизации (шапочки, маски, элементы костюма и т.д.)
-каталог с портретами детских писателей,
-каталог с детскими работами (рисунки, аппликация и т.д.) по содержанию прочитанных книг.
-каталог с детскими творческими рассказами (загадки, стихи, сказки, рассказы по картинкам, небылицы и т.д.),
-каталог детского словотворчества.
Рядом с книжным уголком находятся обычно уголок по изодеятельности (бумага, карандаши и т.д.)и театральный уголок (уголок ряжения).
Подготовила воспитатель Цветкова Е.Н.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА
1.Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
2.Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
3.Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
4.Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
5.Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
6.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
7.Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтоб вы пожалели о том, что сделали мне.
8.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
9.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
10.Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на продолжение их.
11.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
12.Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с нами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее.
13.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
14.Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
15.Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
16.Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
17.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запутан, я легко превращаюсь в лжеца.
18.Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
19.Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
20.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
21.Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию где-то на стороне.
22.Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
23.Никогда даже и не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это лает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
24.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
25.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
26.Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
27.Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
28.И кроме того, я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же.
Подготовила воспитатель Чернышева В.В.
Как научить ребёнка рисовать
Быть художником не так легко, как это может показаться с первого взгляда. Художники должны обладать не только талантом, но и большими знаниями и трудолюбием. Все виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура – требуют от художника упорного труда.
Дети рано проявляют интерес к рисованию. Их привлекают движение карандаша по листу бумаги, и самое главное, появление на ней следов.
Как научить ребёнка рисовать, какие принадлежности надо иметь, с чего начать? Такие вопросы многие родители не один раз ставили перед собой.
Начинать надо с более простых заданий, и постепенно их усложняя. Например, дети рисуют сначала отдельные предметы: овощи, фрукты, грибы, посуду и т. д., а затем уже соединяют их в натюрморт. Или осенние листья, сначала более простой формы (берёзы, осины, а затем уже сложные (смородины, клёна, рябины) .
Умение рисовать поможет ребёнку понимать, глубоко чувствовать и оценивать произведения искусства.
Что нужно иметь для рисования?
Прежде, чем начать рисовать, надо приготовить всё необходимое: бумагу, простой карандаш, резинку, или цветные карандаши, а может восковые мелки. А кто-то, может, желает акварельные краски, кисточки, «непроливайки», тряпочки для вытирания кистей в процессе работы. Бумага должна быть плотной, слегка шероховатой и легко воспринимающей акварель. Карандаш должен быть мягким и хорошо чиниться. Резинка для удаления неправильных линий и загрязнений должна быть мягкой, хорошо стирать карандаш и не портить бумагу. Краски лучше всего иметь акварельные медовые или гуашь. Они должны хорошо растворяться водой и не оставлять осадка. «Непроливайки» лучше иметь две или одну двойную: одна для полоскания кисточки, а вторая с чистой водой для разведения красок. Так же детям будет необходима палитра для смешивания красок. Кистей необходимо несколько: мягкие от №2 до №6, лучше беличьи, а так же жесткую кисть. Для нетрадиционного рисования любые подручные материалы: ватные палочки, пробки, палочки от мороженого и др.
Познакомьте детей с красками. Как надо аккуратно с ними пользоваться, хорошо смачивать водой, не смешивать краски грязной кисточкой, а перед каждым использованием нового цвета краски кисточку тщательно прополаскивать водой, и вытирать тряпочкой. Попробуйте поиграть с детьми в игры с красками на изменение цвета. Детям такие игры очень нравятся т. к. сразу видят, что у них получается. Желательно чтобы дети новые цвета и оттенки запоминали. Для этого можно использовать полоски цветной бумаги или кружочки, а так же цветные магниты и решать «цветовые примеры».
Как надо пользоваться принадлежностями для рисования?
Положение корпуса при рисовании должно быть прямым, рука должна двигаться свободно.
Во время работы не надо наклоняться близко ка листу бумаги, т. к. от этого портится зрение, рисующий быстро устаёт. Карандаш надо держать свободно, как можно дальше от очищенного края, тремя пальцами. Если карандаш держать близко, то линии получаются только короткие и в таком положении трудно провести плавные линии и при этом двигаются только пальцы, а должна вся рука двигаться свободно. Проводить линии следует легко и быстро. Пользоваться резинкой приучайте детей только в крайних случаях. Пользуясь красками и кистью, руку так же необходимо держать свободно.
Все рисовальные принадлежности нужно хранить аккуратно. Бумагу нельзя мять и сворачивать трубочкой. Кисти должны всегда быть хорошо промыты и насухо вытерты, краски просушиваются, а тряпочки стираются, «непроливайки» моются.
Рисование – это очень хорошее увлечение, доставляющее детям много радости. Ведь как приятно, когда под рукой «оживают» различные предметы, а окружающий мир так богат и разнообразен, что всё привлекает внимание и сразу возникает желание нарисовать увиденное.
Помогите своим детям и приобретите материалы, необходимые для рисования, а так же помогите освоить несложные техники для изображения предметов и явлений.
Родители должны бережно относиться к детскому творчеству и такое же отношение воспитывать у детей. Поэтому детские рисунки следует собирать и сохранять.
Подготовила воспитатель Старикова Е.Г.