Инструктор по ФИЗО Игошкина Галина Леонидовна
Стаж 10 лет
Движение — это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие.
Аристотель
Ребенок — это человек с постоянной потребностью в движении («...А у меня в ногах вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель...»). Поэтому с самого начала надо запомнить: нельзя наказывать ребенка ограничением движений («Сядь!», «Угомонись!», «Встань в угол!»).
Ограничение движений — это физическое наказание. Вы сами можете убедиться в этом, проделав следующий опыт: попробуйте вытянуть руку под прямым углом к туловищу и отметьте время, в течение которого вы не будете испытывать никаких неприятных ощущений. Это займет не более 8—10 минут (у большинства). После этого запомните ощущение в мышцах поднятой руки. Наказанный ребенок чувствует это во всех мышцах.
В последнее время во всех публикациях о детях звучат слова о том, что детей необходимо воспитывать и оздоравливать средствами физического воспитания. Не следует забывать о том, что физическое воспитание — это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.
Чтобы ребенок сам потянулся к физкультуре, ему должно быть интересно. Для этого нужно использовать любимые формы игровых упражнений.
Для малышей желательно оборудовать в квартире домашний стадион. В настоящее время можно приобрести домашние стадионы и самые разнообразные готовые спортивные снаряжения, но, к сожалению, это не всегда возможно по материальным и жилищно-бытовым условиям. В таком случае можно оборудовать такой комплект в квартире из подручных средств.
В дверном проеме можно прибить деревянные колодки с выемками, в которые вкладывают съемную перекладину. После занятий ее убирают. Нужно помнить, что для ребенка высота перекладины должна быть такой, чтобы он мог дотянуться до нее на вытянутых руках, стоя на коленях, тогда ему не придется в висячем положении преодолевать тяжесть собственного тела и не будет подвывиха головки лучевой кости, что довольно часто бывает у детей раннего и дошкольного возраста. На перекладину можно подвешивать висячую лесенку, гимнастические кольца, канат для лазанья, боксерскую грушу и другие приспособления (тогда, естественно, высота ее будет другой).
Можно сделать гимнастическую стенку, используя для этого лесенку стремянку. Два стула могут служить одновременно параллельными брусьями, приспособлением для подлезания (прогибание спины). Можно положить на сиденья палку, и ребенок сможет подтягиваться на ней из положения лежа.
Упражнения на снарядах нравятся детям. Не стоит принуждать ребенка к немедленному выполнению всех упражнений и освоению всех снарядов.
Естественно, что родители должны подстраховывать ребенка, но не следует забывать, что в этих занятиях надо «идти за ребенком», т. е. он сам определяет, сколько времени ему пробыть на том или ином снаряде, так как если он устанет, то упражнения просто не будут получаться.
Утренняя зарядка помогает подготовить организм к дневному бодрствованию, дисциплинирует, помогает выработать собранность, умение преодолевать лень. Самое главное — зарядка обязательно нужна ребенку для воспитания потребности в движениях после сна. Если не обращать на это внимание, то в более старшем возрасте ребенок уже не захочет этого делать, а взрослый никогда не будет ее делать. Желательно, чтобы родители делали зарядку вместе с ребенком. Упражнения могут быть самые разнообразные, но лучше, чтобы они были рассчитаны на все мышечные группы. При этом нужно обращать внимание ребенка на правильное дыхание.
Очень хорошо делать зарядку на свежем воздухе или при открытом окне. Начинают с ходьбы, которую усложняют, включая передвижение на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы. На внутреннем крае стопы ходить не рекомендуется, так как у многих детей с раннего возраста еще сохраняется вальгусная установка стоп. Это нарушение может закрепиться. С этих же позиций детям рекомендуется сидеть по-турецки.
В зарядке можно не добиваться особой точности движений, поэтому следующие за ходьбой упражнения могут быть имитационными. Можно вносить игровые элементы (охота, поездка на транспорте, битье в барабан, подтягивание, полет птиц, бабочек, приседания — «курочка клюет зернышки»; наклоны — «деревья качаются», «насос», «дровосек» и др.). При этом необходимо следить, чтобы ноги при наклонах были строго на ширине плеч. Продолжительность зарядки 5—6 минут.
Если обстоятельства не позволяют провести с ребенком зарядку утром (например, в воскресенье или в субботу всем хочется подольше поспать), проведите ее после дневного сна.
Дети готовы заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Задача взрослого - поощрять ребенка, учить правильной реализации двигательной активности и, конечно, подавать личный пример.