Учитель-логопед Глебова Наталья Альбертовна
Стаж 20 лет
Режим работы
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический пункт, на базе которого ведется работа по своевременному исправлению недостатков речевого развития детей
Что такое ЛОГОПУНКТ?
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Каких детей зачисляют на логопункт?
На логопедический пункт зачисляются дети 5-7 лет с несложными речевыми нарушениями.
Основанием для зачисления ребёнка на логопункт является выписка из заключения психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителя (законного представителя).
Очередность для зачисления детей в логопедический пункт формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений.
С каким логопедическим заключением дети зачисляются на логопункт?
Принимаются дети с логопедическими заключениями:
· нарушение произношения отдельных звуков – ФНР
· фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Индивидуальные (подгрупповые) занятия с каждым ребенком проводятся не менее 2 раз в неделю.
Продолжительность индивидуальных занятий определяется с
учетом возраста детей в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.1249-03) в части требований к организации режима дня и учебных занятий – 10-15 минут, подгрупповых – 20-25 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, недолжно превышать 12 человек.
Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, его индивидуально-личностных особенностей, условиями воспитания в семье и могут варьироваться от 3-6 месяцев до 1-1,5 лет.
Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один-два раза в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.
Цель деятельности логопункта:
Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, имеющих нарушения в развитии устной речи (первичного характера), раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи, которые решает логопед на логопункте:
· раннее выявление недостатков в речевом развитии детей
· развитие устной речи детей
· коррекция звукопроизношения
· своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста
· сообщение специальных знаний по логопедии педагогам, родителям и обучение их доступным логопедическим приёмам
Как происходит исправление звукопроизношения?
Исправление звукопрзношения происходит поэтапно
На подготовительном этапе логопед через специальные упражнения настраивает речеслуховой и речедвигательный анализаторы ребенка к правильному восприятию и воспроизведению звука. Развивается мелкая моторика рук, фонематический слух, отработка опорных звуков. Формируются направленная воздушная струя и точные движения органов артикуляционного аппарата.
Постановка звука – это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Логопед объединяет отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата, создавая новый звук в изолированном виде.
Целью автоматизации звука является правильное произношение конкретного звука во фразовой речи. Эта работа трудна для нервной системы ребёнка. Ведь новый звук – результат искусственного процесса, который отличается от самостоятельного появления звука у ребенка. Это новый условный рефлекс, закрепление которого требует очень большой осторожности и постепенности.
Автоматизация звука в слогах (на примере звука С).
При автоматизации звука в слогах предлагайте ребёнку последовательно прямые слоги: СА, СЫ, СЭ; обратные: АС, ОС, ИС; слоги, где звук находится между гласными: АСА, ЫСА, АСЫ; слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): СТА, СПА, СКО и др.
Автоматизация звука в словах.
Чтобы автоматизация нового звука в словах прошла успешно, ребёнок должен произнести не менее 60 – 90 слов или названий картинок. Нужна длительная систематическая тренировка. Обязательно следите, чтобы в составе произносимого слова не было звуков, которые малыш говорит неправильно! Слова подбирайте на каждое положение звука в слове: в начале, середине и конце.
Автоматизация звука в предложении.
Предложения составляйте на базе уже проговоренных ранее слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук, и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.
Автоматизация звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях
Материал подбирается по принципам, упомянутым выше. В процессе проговаривания стихотворных форм у малыша улучшается звукопроизношение, развивается чувство языка, ритма, память, мышление.
Автоматизация звука в рассказах, фразовой речи.
Некоторые дети уже после введения звука в стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Если нет, то подбирайте небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Читайте их и задавайте вопросы по содержанию, добивайтесь от ребёнка полных ответов. Далее предложите ему пересказать содержание рассказа.
Дифференциация звуков нужна тем детям, которые заменяли один звук другим или смешивали их. Если звук искажался, то дифференциация не нужна.
Роль родителей в коррекции речевых нарушений
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
.