АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Что же это такое и зачем она нужна?
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, даже если Ваш ребёнок не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед. Некоторые родители считают, что повторяя многократно слова, чистоговорки, и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребёнка. Они и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться правильно, произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе.
Для занятий дома с родителями предлагается проводить артикуляционную гимнастику, тем более, что в раннем возрасте и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи ребёнка логопед. Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:
· От простого упражнения к сложному.
· Выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом.
· Достаточно несколько раз повторить упражнение, но качественно.
· Увеличение количества повторений до 10–15 раз.
· Ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало.
Артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать
взрослый, для этого он сам должен правильно
выполнять все упражнения.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
1. БЕГЕМОТИКИ - открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до
счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
2. ЛЯГУШКИ - улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком
положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в
исходное положение. Повторить 3-4 раза.
3. СЛОН - сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта
«пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.
4. МЕСИМ ТЕСТО - улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...;
пошлёпать язык губами -пя-пя-пя....
5. БЛИНЧИК - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и
удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
6. ЧАШКА - улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться,
чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Стараться не
поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении
под счёт до пяти, потом до десяти. Повтор. 3-4 раз
7. ЧИСТИМ ЗУБКИ - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно
«почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8раз).
Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом
широко открыт). Повторить 8-10 раз.
8. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ - улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот,
облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык
не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
9. КАЧЕЛИ - улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за
нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повтор. 4-5 р.
10. КИСКА СЕРДИТСЯ - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние
зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним
коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 8,10.
11. ПАРУС - улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на
бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком
положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повт. 3 р.
12. МАЛЯР - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить
по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт
до восьми.
13. ЛОШАДКА - улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично.
Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только
язык.
14. ГРИБ - улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить,
чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу
«приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать
языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.
15. ГАРМОШКА - улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри
упражнение «Гриб»). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть,
закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повт 4-5 р.
16. КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ - улыбнуться, положить широкий передний края
языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на
противоположный край стола (нижняя губа не должна натягиваться на нижние
зубы; нельзя надувать щеки; воздушная струя должна быть узкая, а нерассея