Пропустить до основного содержимого

Добро пожаловать в наш детский сад «Калинка»

0+
Домашняя
Предложения
Заявки
  
Добро пожаловать в наш детский сад «Калинка» > Учитель-логопед советует  

Учитель-логопед советует

Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты и требования
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) по каждой образовательной программе
Доступная среда
Международное сотрудничество
Огранизация питания в образовательной организации
Зачисление воспитанников
Родительская плата
Независимая оценка качества образования
План работы
Специальная оценка условий труда
ПРОФСОЮЗ
Работа в социуме
Антикоррупция
Наши консультации
Рисунки
Обсуждения
Реализация муниципальных проектов
Modify settings and columns
 

                        АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

                    КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

      Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

     Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Что же это такое и зачем она нужна?

     Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, даже если Ваш ребёнок не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

    Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только  логопед. Некоторые родители считают, что повторяя многократно слова, чистоговорки, и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребёнка. Они и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться правильно, произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе.

    Для занятий дома с родителями предлагается проводить артикуляционную гимнастику, тем более, что в раннем возрасте и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи ребёнка логопед. Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.

    При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:

·        От простого упражнения к сложному.

·        Выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом.

·        Достаточно несколько раз повторить упражнение, но качественно.

·        Увеличение количества повторений до 10–15 раз.

·        Ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало.

Артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать

взрослый, для этого он сам должен правильно

выполнять все упражнения.

 

 

 

 

 

 

               КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

1. БЕГЕМОТИКИ - открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до     

                                    счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

2. ЛЯГУШКИ - улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком

                            положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в

                            исходное положение. Повторить 3-4 раза.

3. СЛОН - сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта

                   «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

4. МЕСИМ ТЕСТО - улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...;

                            пошлёпать язык губами  -пя-пя-пя....

5. БЛИНЧИК - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и

                       удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

6. ЧАШКА - улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться,         

                       чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Стараться не

                        поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении

                        под счёт до пяти, потом до десяти. Повтор. 3-4 раз

7. ЧИСТИМ   ЗУБКИ - улыбнуться,   открыть   рот,   кончиком   языка  сильно

                      «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8раз).

                        Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом

                        широко открыт). Повторить 8-10 раз.

8. ВКУСНОЕ   ВАРЕНЬЕ   -   улыбнуться,   открыть   рот;   не   закрывая   рот,

                       облизывать   языком   верхнюю   губу;   нижней   губой   стараться   язык  

                        не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

9. КАЧЕЛИ - улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за

                         нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повтор. 4-5 р.

10. КИСКА СЕРДИТСЯ - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние

                         зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним

                         коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 8,10.

11. ПАРУС - улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на

                      бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком

                      положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повт. 3 р.

12. МАЛЯР - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить         

                      по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт

                     до восьми.

13. ЛОШАДКА - улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично.

                      Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только

                      язык.

14. ГРИБ - улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить,                   

                    чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу

                   «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать

                    языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

15. ГАРМОШКА - улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри  

                    упражнение «Гриб»). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть,

                    закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повт 4-5 р.

16. КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ - улыбнуться, положить широкий передний края

             языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на

             противоположный край стола (нижняя губа не должна натягиваться на нижние

            зубы; нельзя надувать щеки; воздушная струя должна быть узкая, а нерассея