Пропустить до основного содержимого

Добро пожаловать в наш детский сад «Калинка»

0+
Домашняя
Предложения
Заявки
  
Добро пожаловать в наш детский сад «Калинка» > Учитель-логопед советует  

Учитель-логопед советует

Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Руководство.
Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Международное сотрудничество
Огранизация питания в образовательной организации
Образовательные стандарты и требования
Зачисление воспитанников
Родительская плата
Независимая оценка качества образования
Сведения об образовательной организации
План работы
Специальная оценка условий труда
ПРОФСОЮЗ
Работа в социуме
Антикоррупция
Наши консультации
Рисунки
Обсуждения
Реализация муниципальных проектов
Об обеспечении снижения документационной нагрузки на педагогических работников государственных общеобразовательных организаций
Доступная среда
Modify settings and columns
 

                        АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

                    КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

      Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

     Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Что же это такое и зачем она нужна?

     Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, даже если Ваш ребёнок не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

    Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только  логопед. Некоторые родители считают, что повторяя многократно слова, чистоговорки, и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребёнка. Они и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться правильно, произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе.

    Для занятий дома с родителями предлагается проводить артикуляционную гимнастику, тем более, что в раннем возрасте и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи ребёнка логопед. Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.

    При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:

·        От простого упражнения к сложному.

·        Выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом.

·        Достаточно несколько раз повторить упражнение, но качественно.

·        Увеличение количества повторений до 10–15 раз.

·        Ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало.

Артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать

взрослый, для этого он сам должен правильно

выполнять все упражнения.

 

 

 

 

 

 

               КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

1. БЕГЕМОТИКИ - открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до     

                                    счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

2. ЛЯГУШКИ - улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком

                            положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в

                            исходное положение. Повторить 3-4 раза.

3. СЛОН - сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта

                   «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

4. МЕСИМ ТЕСТО - улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...;

                            пошлёпать язык губами  -пя-пя-пя....

5. БЛИНЧИК - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и

                       удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

6. ЧАШКА - улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться,         

                       чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Стараться не

                        поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении

                        под счёт до пяти, потом до десяти. Повтор. 3-4 раз

7. ЧИСТИМ   ЗУБКИ - улыбнуться,   открыть   рот,   кончиком   языка  сильно

                      «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8раз).

                        Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом

                        широко открыт). Повторить 8-10 раз.

8. ВКУСНОЕ   ВАРЕНЬЕ   -   улыбнуться,   открыть   рот;   не   закрывая   рот,

                       облизывать   языком   верхнюю   губу;   нижней   губой   стараться   язык  

                        не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

9. КАЧЕЛИ - улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за

                         нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повтор. 4-5 р.

10. КИСКА СЕРДИТСЯ - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние

                         зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним

                         коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 8,10.

11. ПАРУС - улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на

                      бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком

                      положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повт. 3 р.

12. МАЛЯР - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить         

                      по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт

                     до восьми.

13. ЛОШАДКА - улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично.

                      Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только

                      язык.

14. ГРИБ - улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить,                   

                    чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу

                   «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать

                    языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

15. ГАРМОШКА - улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри  

                    упражнение «Гриб»). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть,

                    закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повт 4-5 р.

16. КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ - улыбнуться, положить широкий передний края

             языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на

             противоположный край стола (нижняя губа не должна натягиваться на нижние

            зубы; нельзя надувать щеки; воздушная струя должна быть узкая, а нерассея