Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Мониторинг – от латинского – напоминающий, надзирающий. Включает в себя следующие направления: сбор, обработка, хранение информации о деятельности педагогической системы, позволяющее эффективно прогнозировать пути ее дальнейшего развития и самосовершенствования.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы осуществляется два раза в год (сентябрь - май) в дошкольных группах и один раз в год (май) в 1 младшей группе — периодичность установлена дошкольным учреждением. Мониторинг промежуточных результатов осуществляется с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе для каждой возрастной группы. Результаты мониторинга отражаются в таблице.
Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей и отвечают следующим требованиям:
- соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
- возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы;
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Способы осуществления мониторинга разнообразны:
· Наблюдение
· Обследование детей
· Анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
· Сбор информации в Банк данных о педагогах детского сада
· Анкетирование родителей
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы
Объект
Интегративные качества |
Содержание
(по бразовательной программе)
|
Форма (метод/методика) |
Перио
дичность |
Сроки |
Ответственный |
Примечание |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками |
-Основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость) |
Методика определения физических качеств и навыков |
2 раза в год |
сентябрьмай |
Инструктор по физкультуре, медсестра |
|
- Потребность в двигательной активности |
Наблюдение |
2 раза в год |
сентябрьмай |
Воспитатель, инструктор по физкультуре |
|
- Выполнение доступных возрасту гигиенических процедур |
Наблюдение |
2 раза в год |
сентябрь май |
Воспитатель |
|
- Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни. |
Наблюдение |
2 раза в год |
сентябрь май |
Воспитатель,
медсестра |
|
Любознательный, активный |
-Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
-Любит экспериментировать
-Заинтересованное участие в образовательном процессе;
-Способность действовать в различных видах деятельности |
Наблюдение
беседа |
2 раза в год |
сентябрьмай |
Воспитатель |
|
Эмоционально отзывчивый |
-Сопереживание персонажам сказок, историй рассказов;
-Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства;
-Отклик на эмоции близких людей, друзей |
Наблюдение
Беседа
Экспертная оценка |
2 раза в год |
Октябрь май |
Воспитатель |
|
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
-Использование вербальных и невербальных средств общения;
-Владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия;
-Способность изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками |
Наблюдение
Беседа
Экспертная оценка |
2 раза в год |
сентябрьмай |
Воспитатель |
|
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила
поведения |
-Умение планировать свои действия, направленное на достижение своих целей;
-Соблюдение правил поведения на улице, в общественных местах;
-Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и представлениями о том, что такое «хорошо» и «плохо» |
Наблюдение
Беседа
Экспертная оценка |
2 раза в год |
сентябрь май |
Воспитатель |
|
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи проблемы), адекватные возрасту. |
Умения применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач;
-Способность предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. |
Наблюдение
Беседа
Экспертная оценка
тестирование |
2 раз в год |
сентябрь май |
Воспитатель |
|
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. |
- Представления о себе, собственной принадлежности других людей к определенно у полу;
-знания о составе родственных отношениях и взаимосвязях;
-знания об обществе, его культурных ценностях;
-знания о государстве и принадлежности к нему, о мире |
Беседа
тестирование |
2 раз в год |
сентябрь май |
Воспитатель,
|
|
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
|
Умение работать по правилу,
умение работать по образцу,
умение слушать взрослого,
умение выполнять инструкции взрослого. |
Наблюдение |
2 раз в год |
сентябрь май |
Воспитатель |
|
Мониторинг освоения образовательной программы
проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
В ходе мониторинга заполняется таблица 1.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы детьми ______ группы
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
Группа детского сада |
Дата проведения мониторинга |
Имя, фамилия ребенка |
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями |
Здоровье |
Физическая культура |
Социализация |
Труд |
Безопасность |
Познание |
Коммуникация |
Чтение худ. литературы |
Художественное творчество |
Музыка |
Итоговый результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка уровня развития:
3 балла - Высокий уровень развития,
2 балла - Средний уровень развития,
1 балл - Низкий уровень развития
Мониторинг детского развития
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности—эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.
В ходе мониторинга детского развития психолог при участии педагогов и медицинского работника заполняет таблицу 2.
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ |
Группа детского сада |
Дата проведения мониторинга |
Имя, фамилия ребенка |
Уровень развития интегративных качеств |
Физическое развитие |
Любознательность активность |
Эмоциональность, отзывчивость |
Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми |
Способность управлять своим поведением и планировать действия |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи |
Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе |
Овладение предпосылками учебной деятельности |
Итоговый результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка уровня развития:
3 балла - Высокий уровень развития,
2 балла - Средний уровень развития,
1 балл - Низкий уровень развития
Мониторинг образовательной программы осуществляется в каждой возрастной группе два раза в год в первые две недели сентября и последние две недели мая. Учитель-логопед дополнительно проводит промежуточную диагностику развития детей в январе. Интеллектуальное развитие детей диагностируется педагогом-психологом в течение года по плану.