В целях дальнейшего развития психологической службы в районе и оказания практической психолого-медико-педагогической помощи образовательным учреждениям 21 августа 2001 года создан психолого-медико-педагогический центр. Приказом заведующего Волжского РОО Столяровым М. Д. были утверждены Положение о районном ПМПЦ и штатное расписание – в количестве 4,5 единиц. Первые работники ПМПЦ – педагог-психолог Александрова С.Г., и педагог-психолог Григорьева С.М.
21 августа, 2001 года – начало деятельности психолого-медико-педагогического центра при Волжском РОО.
Директором ПМПЦ назначена опытный педагог-психолог, Александрова Светлана Геннадьевна. |
В 2002 году при Центре начала работать психолого-медико-педагогическая комиссия, которая определяет специальные образовательные потребности и условия, обеспечивающие развитие, получение образования и адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В этом же году стали победителями конкурса малых Грантов «Добровольная помощь населению» фонда «Новые перспективы, г. Москвы по теме «Косметический ремонт ПМПЦ». На сумму Гранта в 15 тысяч рублей отремонтировали и обустроили помещение, которое предоставили в ДОУ №1 с. Помары.
В 2003 году стали обладателями президентского Гранта в номинации «Сельская школа» по теме «Профилактика наркомании среди подростков в сельском социуме».
В 2004 году ПМПЦ был переименован в МУ «Психолого-педагогический и медико-социальный центр (диагностики и консультирования)». Предназначение нашего Центра – удовлетворение запросов со стороны основных участников образовательного процесса - детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ, с проблемами школьной и социальной адаптации, а также их родителей и законных представителей.
В 2005 году внесены изменения в Устав МУ ППМСЦ (д. и к.). Проведены совместные методические объединения специалистов района (логопедов, психологов, классных руководителей, заместителей по УВР) с приглашением педагогов-психологов Звениговского района. На базе ППМС центра успешно прошёл республиканский семинар – презентация авторских программ. С 2005 года была организована ранняя комплексная помощь детям, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.
В 2006 году проведён республиканский семинар по теме «Организация и деятельность службы ранней комплексной помощи в условиях сельского социума».
Слева направо: Салакина О.М. –директор ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Широкова И.Э. председатель Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, специалисты МУ «Психолого-педагогический и медико-социальный центр (диагностики и консультирования)» - Александрова С.Г. –директор, Емекеева Э.В. – социальный педагог, Ширеева Т. И. – учитель –дефектолог. |
Психолого-педагогическое сопровождение детей при переходе из начальной школы в среднюю. Проведено изучение всех учащихся 5-х классов - 296 учащихся (уровень школьной мотивации, уровень тревожности). Разработанная программа по адаптации учащихся пятых классов при переходе из начальной школы в среднюю «Учимся сотрудничать», успешно апробирована и стала применяться психологами образовательных учреждений района.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся первых классов. Проведена диагностика учащихся. Изучены результаты уровня адаптации первоклассников в школе (160 учащихся первых классов). Разработана программа адаптации учащихся первого класса к обучению в школе «Первый раз в первый класс».
В 2007 году проведено скрининг-обследование детей раннего возраста (812 детей). Разработаны программы сопровождения детей раннего возраста всеми специалистами ППМС центра. Разработана программа «Команда согласия» (тренинг командообразования) для специалистов психолого-педагогического сопровождения: психологов и логопедов и успешно реализована в условиях центра. Разработаны и апробированы программы «Психологическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ», «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста в условиях ДОУ».
Наша команда (2007 год)
1 ряд: учитель – дефектолог - Ширеева Т.И., социальный педагог - Емекеева Э.В., директор и педагог-психолог высшей категории Александрова С.Г., педагог-психолог 1-ой категории Гордеева В.Ф.
2 ряд: врач-психиатр 2-ой категории – Волчкова А.С., учитель-логопед 1-ой категории Михеева Л.И., педагог-психолог 1-ой категории – Николаева О.В. |
В 2008 году проведена диагностика по профилактике ПАВ (анонимное анкетирование среди учащихся 8-11 классов Волжского района - 837 учащихся). Разработана и апробирована программа по профилактике ПАВ «Здоровый образ жизни».
В 2009 году проведена диагностика «Готовность детей к школьному обучению» (обследовано – 217). К обучению в школе «готовы» - 188 детей (87%), «условно готовы» - 20 детей (9%), «не готовы» 9 детей (4%).
В 2010 году центр прошёл процедуру лицензирования (Лицензия № 1091 от 20 августа 2010 года Министерства образования Республики Марий Эл). Диагностика «Готовность детей к школьному обучению» (обследовано – 244 ребенка). Диагностика «Уровень адаптации учащихся первых классов» (12 детей – «группа риска»). Социологический опросник (Солнцева О.Г. Сознание, образование, саморазвитие против наркотиков, Й-Ола 2002). Обследовано 680 детей с 8 по 11 класс. Анонимное исследование по жестокому обращению с детьми (680 учащихся старших классов).
Разработаны программы семейного консультирования по различным проблемам (с затруднениями в общении «Общаться с ребенком. Как?» «Позитивное общение», «Пять языков любви»). Организован клуб для родителей и приемных семей. Проведено 15 заседаний клуба с участием психологов центра «Доверие».
Разработаны, апробированы и работаем по коррекционно-развивающим программам:
· Коррекционно-развивающая программа по формированию сенсомоторных навыков и познавательных процессов;
· Коррекционно-развивающая программа по формированию общих речевых навыков.
· Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школьному обучению.
· Коррекционно-развивающая программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов.
· Коррекционно-развивающая программа по адаптации первоклассников в школе.
· Профилактическая программа по формированию психологического здоровья у младших школьников.
· Программа по обучению жизненно важным навыкам.
· Профилактическая программа по адаптации пятиклассников при переходе из начальной в среднюю школу.
· Программа превентивной педагогики по профилактике зависимого поведения, пропаганду здорового образа жизни.
· Профилактическая программа по формированию социально адаптированной личности.
В образовательных учреждениях созданы психолого-медико-педагогические консилиумы. Специалисты Центра работают в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями и оказывают постоянную методическую помощь в деятельности консилиумов.
В 7 логопедических группах и 4 логопунктах при дошкольных образовательных учреждениях муниципального района обучаются 178 детей. В общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях работают 11 логопедов, 6 психологов, 2 дефектолога. В МОУ ППМС центре «Доверие» работают 4 психолога, дефектолог, врач-психиатр, социальный педагог, воспитатель группы кратковременного пребывания. При центре «Доверие» функционируют м/о педагогов-психологов и учителей – логопедов.