1 этап
«Нужна ли мне самостоятельность?»
5 класс
• - становится непослушным и негативным
• - сопротивляется проявлению заботы о нем и контроля
• - детские желания и поступки
• Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• - терпеливо проявлять внимание, участие
• - акцентировать внимание на положительных качествах
• - осуществлять поддержку
• - повышать уверенность в себе
• - обсуждать начало взросления
2-й этап
«Требую самостоятельности, хотя не знаю что это такое»
6-7 классы
• -борется за свою независимость
• - закрывается в комнате, развешивает постеры
• - настаивает на правах, игнорирует обязанности
• - часто не следит за своей речью, может обидеть
• Для успешного прохождения и оптимизации развития
• - обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей
• (количество прав равно количеству обязанностей)
• - сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка
• - прощать и отделять реальные чувства от слов
• - осуществлять поддержку
3-й этап
«Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»
8-9 классы
• - есть свое мнение, не всегда верное
• - считает именно свое мнение истинно верным
• - не считается с мнением родителей
• - поступает так, как хочет
• - есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)
• - считает, что он все может и с ним ничего не может случиться
• ( не заботится о безопасности)
Для успешного прохождения и оптимизации развития
• - аргументировать запреты
• - обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия
• ( испортишь здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое)
• - считаться с мнением подростка (иначе он не будет считаться с вашим)
• -не считать свою позицию на 100% правильной
• - поддерживать его, хвалить (возможно, иногда не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)
• - не ругать его друзей или тех, с кем он встречается ( бесполезно, вызовет только отрицание и негатив) если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
• - в спорах пытаться договориться
4-й этап
«Проявляю самостоятельность»
9-11 классы
• - прислушиваются к мнению родителей
• - сами просят советов
• - понимают свои реальные возможности
• - пытаются сами договориться
• - воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания
• - действуют самостоятельно
• - переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа)
Для успешного прохождения и оптимизации развития
• поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов ( для мотивирования его к действиям, к еще больши успехам)
• предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь
• минимизировать контроль
• быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям.