Пропустить до основного содержимого

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Теремок» п.Советский Республики Марий Эл (МДОУ детский сад № 3 «Теремок» п.Советский)

Домашняя
Жалобы
Предложения
Заявки
Опросы
  
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Теремок» п.Советский Республики Марий Эл (МДОУ детский сад № 3 «Теремок» п.Советский) > Странички Педагога-психолога 1 > Психологическая готовность детей к школе  

Психологическая готовность детей к школе

Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Руководство, педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Международное сотрудничество
Организация питания в образовательной организации
Образовательные стандарты и требования
АНТИТЕРРОР
Охрана труда
Инновационные площадки
Приём детей в МДОУ
Для вас, родители!
Для вас, родители!
Опросы
Предложения
Заявки
Жалобы
Советы Педагога-Психолога
Профсоюзная жизнь
Наши достижения
Независимая оценка качества образовательной деятельности
Противодействие коррупции
Информационная безопасность
Азбука безопасности
Профилактика
Телефоны горячих линий
Музей педагогической славы
Карта сайта

Психологическая готовность детей к школе

(Собрание для родителей детей подготовительных групп в начале учебного года)

               Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей, вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс как равноправных партнёров, при подготовке детей к школе. Совместное обсуждение результатов диагностики и разработка плана мероприятий по оказанию психологической  и педагогической поддержки детям с низким уровнем психического  развития.

 

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень приятно видеть всех Вас в этом зале. Вашим детям уже исполнилось или исполнится в ближайшее время 6 лет. И перед вами встает выбор дальнейшего пути вашего ребенка длиною в 11 лет, т.е. выбор школы, учителя, программы обучения.

                Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Тема нашей встречи «Психологическая готовность детей к школе».

         Начнем нашу встречу с разминки. Подберите 10 существительных, которые у вас ассоциируются со словом «Школа».  (Школа – это учеба, труд, познание, общение).

Немножко вспомним историю. Какие же есть способы определения школьной зрелости в разных странах!

Традиционные критерии оценки готовности к школе

В средневековом Китае и Японии зрелость ребёнка определяли моментом окончания замены молочных зубов. Считалось, что только тогда ребёнок «вошёл в разум». Паспортный возраст даже не обсуждался. Регистрировалась только биологическая зрелость. Кстати, с этого момента ребёнок отвечал перед законом за свои поступки, так как "вошёл в разум".

В России до революции 1917 года в классическую гимназию дети шли с 9 лет (классическое время созревания головного мозга ребёнка).

В России сегодня в школу, по Закону РФ «Об образовании» ст. 19 Общее образование внесены изменения  «Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет».

На Филиппинах родители определяют биологическую ЗРЕЛОСТЬ ребёнка следующим образом. Ребёнок любой рукой точно через макушку головы (внимание! точно через макушку!) пытается дотянуться до противоположной от руки мочки уха. Если дотянулся, значит, созрел для школы. Паспортный возраст даже не обсуждается.

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.
       Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а степень зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Многие родители пришли на нашу встречу с вопросом: «С какого возраста отдать ребенка в школу?»

Ребенку, психологически не готовому к школе, трудно высидеть сорокаминутный урок, ведь ему требуется смена занятий уже через 20-25 минут. Мелкая моторика пальцев рук ребенка еще недостаточно развита и даже при всем желании у него могут не получаться буквы в прописях. Это заставляет ребенка нервничать, беспокоиться.

Ребенок, который намного младше или намного старше своих одноклассников может чувствовать себя неуютно. Уже в первом классе различия в росте и весе между детьми разного возраста заметны. А когда ребенок перейдет в старшие классы, он еще сильнее будет выделяться среди одноклассников.

Если родители отдают ребенка в школу в более позднем возрасте, то это тоже не всегда полезно. Более старшему ребенку может быть скучно на уроках, особенно если родители до школы усиленно занимались его образованием.

Ему также может быть неинтересно с одноклассниками - ведь они слишком малы для него. Когда ребенка отдают в школу в возрасте около 8 лет и старше, родители, кроме всего прочего, таким образом, пытаются "сохранить детство" своего чада. Но никакой особенной пользы в "передерживании" ребенка дома, когда он уже физически и психологически созрел для школы, нет.

Каждый ребенок индивидуален. Для одного будет полезнее оказаться в школе пораньше, для другого - попозже. Чтобы выяснить, готов ли Ваш ребенок к школе, была проведена диагностика школьной готовности.

         Что же такое готовность к школе - это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

         Функциональная готовность ребенка - стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

         Прежде всего, у дошкольника должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе, новому статусу.

         Если ребенок не готов к новой социальной роли - позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, возникнут трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.

         Родителям следует задуматься, если ребенок  к 6-7 годам:

·        негативно относится к любой умственной деятельности;

·        не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;

·        не может подчиняться правилам;

·        не может подобрать синонимы или антонимы;

·        не умеет ориентироваться на заданную систему требований;

·        не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

·        не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.

Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:

*   рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

*   на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;

*   воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;

*   никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но не только умение писать, читать и считать определяют мотивационную готовность к школе. Но это всего лишь такой же навык, как катание на велосипеде. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Поэтому обучение чтению и счету - важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требования взрослых, контролировать свое поведение.

Признаки готовности к школе:

·        сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

·        достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

·        способность к выполнению основных мыслительных операций;

·        достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

·        развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

·        определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Дошкольный возраст является сензитивным (благоприятным) периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

         Охарактеризуем кратко каждый психический процесс.

         ПАМЯТЬ - способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе.

Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель - запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы.

         Чем больше будете тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

         СЛУХ - почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку  сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи. Игра «Я положил в мешок».

ВНИМАНИЕ - способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.

         Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным. Дорисуй картинку (дорисовать деталь к картинке).

         ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры.

         Например: спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

         МЫШЛЕНИЕ - умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, обобщать, классифицировать, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15-30 мин. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность и тематика.

А сейчас расскажу о результатах диагностики школьной готовности. В психодиагностический комплекс, включены методики на все психологические процессы; память, внимание, мышление, речь, т.е. о чем мы сейчас говорили.

 Цель этой диагностики: определение готовности детей к обучению в школе.

Результаты обследования детей подготовительных групп (слайды).

 

А в заключении хочу рассказать вам притчу о мудреце.

            Жил на свете один мудрый мудрец. Он был всеми уважаем, потому что всегда справедливо разрешал споры и давал правильные советы. И вот однажды один мальчик позавидовал мудрости мудреца и решил его провести.

            - Вот сейчас я поймаю бабочку, положу ее в ладони, - подумал мальчик, - и пойду к мудрецу. Я спрошу его: «Мудрейший, как ты думаешь, что у меня в руках: живое или неживое?» Если он скажет: «Живое», я сожму ладошки, бабочка умрет, если же он скажет: «Мертвое», я раскрою ладошки, и бабочка улетит. Так все убедятся, что не такой уж он и мудрый.

            Мальчик так и сделал. Предвкушая победу, он пришел к мудрецу и спросил: «О, великий мудрец, как ты думаешь, у меня в ладошках живое или мертвое?»

            Мудрец внимательно посмотрел на  мальчика, задумался и сказал: «Все в твоих руках». Также и у Вас уважаемые родители все в ваших руках!!!

Воспитание детей - сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надежных - добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в свое детство - это хорошая школа жизни.

Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт.

 Тогда учение   не будет мучением ни для ребенка, ни для вас.