Консультация для родителей
«МИР ДЕТСКИЙ И МИР ВЗРОСЛЫЙ»
Сегодня мы будем говорить о двух мирах: о «взрослом» и «детском». Ребенок своеобразно воспринимает окружающий мир, не так как взрослые. Он может быть импульсивным, эмоциональным. К особенностям детского мира можно отнести следующие критерии:
- отсутствие сложившихся взглядов;
- быстрота перевоплощения;
- эмоциональность;
- высокая изменчивость;
- открытость;
- импульсивность;
- жить здесь и сейчас.
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, спокойно переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Малыш беззащитен перед взрослым. Он открыт навстречу окружающему миру, безгранично верит нам и ждет только хорошего. У ребенка свой мир, у него свои печали и разочарования, ожидания и желания, притязания и ощущение собственности. Ребенок меньше нас по росту, меньше знает, меньше умеет. Но он сильнее чувствует, быстрее разочаровывается, больше расстраивается, так как он очень впечатлительный и менее опытный.
Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления.
Для создания полноценных, удовлетворяющих отношений с ребенком взрослый должен научиться эффективно, общаться с ним. Он должен быть готов:
- прислушиваться к мыслям и чувствам ребенка (понимать его внутренний мир);
- поделиться своими мыслями и чувствами с ребенком (быть правдивым перед ребенком, говорить и рассказывать ему то, что вы чувствуете, ребенок нуждается в искренности ваших чувств).
Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает не всегда. В основе нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:
- требование внимания или комфорта (все возраста без исключения);
- желание показать свою власть или демонстративное поведение.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так, как взрослые, но это заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас воспитывающим, чем любые нравоучения.
- Чего нельзя допускать в общении с ребенком?
- грубости;
- оскорблений;
- насильственных методов воспитания;
- игнорировать мнение ребенка;
- оказывать давление;
- жестокости;
- негативные установки.
Все это нельзя допускать в общении с ребенком именно они могут повлечь за собой трудности в эмоциональном развитии.
Часто и мы с детьми находимся в разных «пространствах», каждый - в своем. Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые могут быть вместе?
Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве» так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в тоже время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы вы и дети были «не рядом и не над, а вместе».
Наилучший контакт устанавливается, когда собеседник не только видит глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.
Какая позиция преобладает в вашем общении с детьми: «на равных» или «сверху»? Если преобладает позиция «на равных», значит, ваше общение с детьми носит личностно ориентированный характер.
Помните, что нет готовых рецептов в воспитании, только понимание и внимательное отношение к миру ребенка, уважение и принятие его личности, ваша интуиция, ваша тактичность, ваша любовь даст возможность построить такое общение с ребенком, которое будет приносить всем только радость.