Здравствуй, детский сад!
Консультация для родителей вновь поступивших детей.
Добрый вечер уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду! И сегодня мы с вами поговорим об адаптации детей к детскому саду!
Ответьте пожалуйста на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» (ответы родителей)
Вы назвали все позитивные причины:
· «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается, только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек,
· «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п).
Прежде всего, необходимо начать с установки самих родителей.
Готовы ли вы доверить своего ребенка воспитателям? (ответы родителей)
Самое главное – это ваш положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений.
Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.
Адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.
Но бывает так, ребенок хорошо адаптируется к детскому саду, а сами родители не готовы отпустить его от себя. Они часами стоят под дверями, пытаясь уловить каждый звук, шорох за дверью и, еще хуже, заглянуть в группу. Дети интуитивно это чувствуют, и как только ребенок увидит маму, начинает плакать.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений:
· строгий режим дня;
· отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
· новые требования к поведению;
· постоянный контакт со сверстниками;
· новое помещение, скрывающее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни). Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в среду детского дошкольного учреждения. Ведут себя дети в период адаптации по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Что нужно обязательно сделать перед детским садом:
1. Отучайте ребенка от сосок, бутылок и памперсов в детском саду их использование неприемлемо.
2. Отлучите ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если уж, так случилось, что до сада никак не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это слишком стрессирует малыша.
Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада. Особенно трудно приходится детям во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13.00 до 15.00 ребенок привык находиться в кровати, если он не спит – приучайте его просто спокойно лежать. Познакомитесь с режимом дня детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.
3. Учите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться (самые простые элементы одежды колготки, штанишки, сандалии).
4. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).
5. Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.
6. Научить ребенка самостоятельно есть ложкой.
7. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.
8. Учите детей делиться игрушками, договариваться со сверстниками.
9. Особенно тяжело привыкают к детскому саду застенчивые и пугливые дети. Следует расширить круг общения ребенка - чаще ходите с ним в гости.
10. Учите детей играть. Ребенку умеющему занять себя игрой, будет проще влиться в коллектив детского сада.
11. Укрепляйте здоровье ребенка. Самый простой способ укрепить иммунитет (ребенок сталкивается с новыми вирусами их более 200 разновидностей). Старайтесь, как можно больше времени проводить на улице.
12. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит, может постоять за свое имущество».
13. Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
14. Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
15. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
16. Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени.
17. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
18. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
19. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
20. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Как правило, первую неделю дети остаются в саду всего на 2-3 часа, вторую неделю – до обеда, потом в течение одной-двух недель дошкольник пребывает до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна, но из каждого правила есть исключения.
Поэтому здесь уже необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагог сам решает, кого из детей можно оставить подольше, а кто еще не готов. Если воспитатель советует подождать, не торопиться лишать ребенка общения с вами на целый день, прислушайтесь к его словам.
Бывает, что ребенок легко идет в детский сад, не плачет по утрам, но это не значит, что он не переживает. Если понаблюдать за ним в течение дня, можно увидеть, насколько он напряжен, как он то и дело поглядывает украдкой на дверь, а родители говорят: «Все, готов остаться на сон, нам на работу, мы отдаем ребенка на целый день». Ребенок остается, а на следующий день у него начинается сильная истерика. Как правило, такие дети очень долго плачут по утрам.
Если же вам пришлось быстро выйти на работу, постарайтесь спланировать свой вечер так, чтобы больше времени проводить с ребенком.
Во время адаптации постарайтесь ограничить нагрузку на нервную систему ребенка – свести к минимуму просмотр телепередач, избегать шумных мероприятий, больше спокойно играть с ребенком, читать книги.
Старайтесь чаще обнимать и целовать ребенка – телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться.
Адаптационный период может протекать у всех по-разному, в среднем длится от 1-2 месяцев. Это зависит от характера, от темперамента и от состояния здоровья ребенка.
Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад?
Ø Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
Ø Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
Ø Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Ø Как можно раньше сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
Ø Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
Ø Постарайтесь не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
Ø При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу.
Ø При выраженных невротических реакциях оставьте малыша на несколько дней дома.
Ø Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!
Терпения вам и оптимизма!
Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы!