Учредителем МДОУ детского сада «Ший онгыр» с. Кужмара является Отраслевой орган местной администрации «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Советский муниципальный район».
В своей деятельности Учреждение руководствуется Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, администрации «Советский муниципальный район» нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями), Уставом.
Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.
Управление детским садом осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Управляющая система состоит из двух структур, деятельность которых регламентируется Уставом ДОУ и соответствующими положениями: I структура – общественное управление: совет учреждения; педагогический совет; общее собрание трудового коллектива учреждения; профсоюзный комитет; родительский комитет.
Основными направлениями работы Совета ДОУ являются: определение приоритетных направлений в образовательной деятельности; развитие материально-технической базы; вопросы стимулирования оплаты труда, выдвижение кандидатур для наград и поощрений; создание санитарно-гигиенических условий образовательной деятельности, охрана здоровья и социальная поддержка членов коллектива учреждения. Совет ДОУ работает в тесном контакте с профсоюзной организацией. Общее руководство учреждением осуществляет педагогический совет, в состав которого входят все педагоги. Педагогический совет решает вопросы своей деятельности на заседаниях, которые проходят 4 раза в год. Педагогический совет правомочен: определять направление образовательной деятельности учреждения; принимать основную общеобразовательную программу и программу развития ДОУ; рассматривать и утверждать методические направления работы с детьми, а также все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса; рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров. Общее собрание трудового коллектива ДОУ утверждает локальные акты, правила для детей, структуру дошкольного учреждения по представлению заведующей, вносит предложения об изменениях и дополнениях в Устав ДОУ, принимает решения по вопросу охраны жизни и здоровья детей, заслушивает отчеты администрации детского сада о проделанной работе. Основными задачами Родительского комитета являются: защита прав и интересов воспитанников ДОУ; защита прав и интересов родителей (законных представителей); рассмотрение и обсуждение основных направлений развития ДОУ. участие в определении направления образовательной, воспитательной и оздоровительной работы ДОУ, вносит предложения по их совершенствованию; получение информации заведующего, отчёты педагогических и медицинских работников о состоянии здоровья детей, ходе реализации образовательных и воспитательных программ; участие в совместных с родителями (законными представителями ) мероприятиях в ДОУ.
II структура – административное управление, которое имеет линейную структуру: Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующий, которая действует от имени учреждения, представляя его во всех учреждениях и организациях: распоряжается имуществом учреждения в пределах прав, предоставленных договором между Учредителем и Учреждением; в соответствии трудовым законодательством принимает на работу и увольняет сотрудников ДОУ, осуществляет расстановку кадров, поощряет работников учреждения, налагает взыскание; несет ответственность за деятельность учреждения перед Учредителем; издает приказы, распоряжения регламентирующие деятельность ГБОУ в рамках своей компетентности. Управленческая деятельность заведующего обеспечивает материальные; организационные; правовые; социально-психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в ДОУ. Деятельность ДОУ, его структурных подразделений и участников образовательного процесса регламентируется в части, не урегулированной Уставом МДОУ, следующими локальными актами: Правила внутреннего распорядка в МДОУ; Правила приема в ДОУ; Инструкции по охране труда; Должностные инструкции; Положение о Совете ДОУ; Положение о педагогическом совете ДОУ; Положение об оплате труда; Положение о материальном стимулировании и поощрении работников ДОУ; Положение о родительском комитете ДОУ. Завхоз отвечает за сохранность здания дошкольного учреждения и имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях детского сада и на участке, противопожарную безопасность и организацию труда обслуживающего персонала. Медицинская сестра контролирует санитарное состояние помещений и участка дошкольного учреждения, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, обеспечивают медицинское обслуживание детей, проводят санитарно-просветительскую работу среди работников учреждения и родителей, принимают участие в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми Педагоги ДОУ в своей работе выполняют следующие функции: Планируют и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой; Ведут работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работают с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы; Участвуют в педсоветах учреждений, методических объединениях, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках; Осуществляют работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию нарушений речи, зрения и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).
Структура образовательного учреждения соответствует решаемым ДОУ задачам, механизм управления дошкольным учреждением определяет его стабильное функционирование.