АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ребенка с расстройством аутистического спектра
(срок реализации – 2021-2022 г.г.)
Подготовительная группа
Составила:
воспитатель
Смородинова С. Л.
Пояснительная записка
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью, которого является ранний детский аутизм.
Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Термин аутизм происходит от латинского слова autos – ―сам‖ и означает отрыв от реальности, отгороженности
от мира.
Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма, которые уже были детально описаны выше. Это - время сложившейся картины проявлений синдрома. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными течениями или экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность
(стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание воспитательно-образовательной работы, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Программа включает в себя вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) (далее - ФГОС);
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Уставом МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко».
- Инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2021г.
- Екжанова Е.А. , Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение, 2010.
Содержание образовательного процесса осуществляется по индивидуальному учебному плану и определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко», утверждённой 16.09.2021 г.
Данная программа сопровождения имеет следующие разделы: по образовательным областям Программы (воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, медсестра)
«Познавательное развитие»
· сенсорное развитие;
· формирование целостной картины мира;
· формирование экологических представлений;
· формирование элементарных математических представлений;
«Социально-коммуникативное развитие»
· игровая деятельность;
· формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
· труд
«Физическое развитие»
· физическое развитие;
· здоровье.
«Речевое развитие»
· Формирование навыков общения с окружающими.
«Художественно-эстетическое развитие»
· художественно-изобразительная деятельность;
· музыкальная деятельность;
· продуктивная (конструктивная) деятельность.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 продолжительность образовательной организованной деятельности (далее - ООД) составляет для воспитанника 7-го года жизни - не более 25-30 мин. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет для детей 7-го года жизни - 4 часа. В середине времени, отведенного на ООД, проводят физкультминутки, перерывы между периодами ООД – не менее 10 минут.
Адаптированная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями:
Ф. И. О.: Сергей П.
Дата рождения: 21.03.2015
Диагнозы:
1. психиатр: F84.0 детский аутизм Каннера.
2.психолог: выявлен симптомокомплекс расстройства аутистического спектра.
3. логопед: системное недоразвитие речи I уровня при РАС.
В содержание адаптированной образовательной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе адаптирования предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).
Цель: помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.
Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- формировать сенсорное развитие;
- формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания;
- развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;
- развивать и корректировать детско-родительские отношения;
- повышать двигательную активность ребенка;
- стимулировать звуковую и речевую активность.
Целевая группа: программа рассчитана на ребенка дошкольного возраста 6-7 лет с нарушениями аутистического спектра.
Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 25 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:
ü налаживание эмоционального контакта с ребенком;
ü регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
ü смена видов деятельности в процессе одного занятия;
ü повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
ü игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
ü использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
ü опора на сенсорные анализаторы.
Срок реализации программы: программа рассчитана с 01.09.2021 по 31.05.2022 г.г.
Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста:
1. Социально-коммуникативное – реализует воспитатель;
2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;
3. Речевое развитие – воспитатель, дефектолог;
4. Художественно-эстетическое развитие – реализует воспитатель, музыкальный руководитель;
5. Физическое развитие – реализует воспитатель.
1.Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
- формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;
- формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.
- формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
- формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.
- формировать навык преодоления аффективных состояний.
- развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);
- развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.
- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение,
- развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями).
- развивать мимику лица, позы и жесты тела.
- обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства.
- корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).
Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т. д., и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.
План мероприятий
№ п/п |
Игры, упражнения, задания |
1. |
Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке. |
2. |
Игры на классификацию. Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине. |
3. |
Игры, направленные на выделение части и целого (разрезные картинки из 4-6 частей, кубики, игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша» |
4. |
Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной последовательности, большой, средний, маленький, снова большой - «Какой теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.- «Кто теперь?» |
5. |
Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук.завязывать шнурки и застегивать пуговицы, Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек, открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать прищепки, нанизывать бусины. |
6. |
Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить). |
7. |
Игры на формирование знаний частей тела. |
8. |
Сенсорные игры.
|
2. Познавательное развитие – реализует воспитатель
Задачи:
- формировать дошкольные знания и представления;
- формировать трудовые умения и навыки.
Планируемые результаты: группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4-х частей; собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд.
План мероприятий
№ п/п |
Игры, задания, упражнения |
1. |
Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
|
2. |
Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его. |
3. |
Формировать у ребенка представление о собственном теле. |
4. |
Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком. |
5. |
Перекладывание предметов из одной коробки в другую. |
6. |
Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек. |
7. |
Нанизывание шаров на шнур («бусы»). |
8. |
Действия с предметами разного цвета, формы, величины. |
9. |
Знакомство с цветами радуги. |
10. |
Выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними животными, картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и т.д. |
11. |
Выбор предметов игрушек по картинке |
12. |
Группировка различных парных предметов по величине. |
13. |
Собирание вкладных кубов. |
14. |
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по размеру. |
15. |
Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей убывающей величине (пирамида из 5 колец) |
16. |
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. |
17. |
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали. |
18. |
Постройки из детских наборов строительного материала. |
19. |
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета. |
20. |
Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий - красный - синий и т. д. на усложнение. |
3. Речевое развитие – осуществляет воспитатель, дефектолог
Задачи:
- формировать способность к подражанию движений и звуков;
- формировать способность к зрительному контакту во время общения;
- развивать слуховое внимание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематический слух;
- развивать дыхание (отработка воздушной струи);
- развивать мелкую моторику;
- развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);
- расширять словарный запас;
- работать над постановкой звуков.
Планируемые результаты воспитателя совместно с дефектологом:
-правильная артикуляция звуков в различных позициях;
- смотрит в лицо;
- исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую;
- реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной;
- выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.д);
- налажен контакт глаза в глаза;
- выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;
- соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;
- знает основные цвета.
План мероприятий
№ п/п |
Игры, задания, упражнения |
1. |
Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой. |
2. |
Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи). |
3. |
Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль- булъ, хлоп-хлоп). |
4. |
Обучение произнесению гласных звуков (a-a). |
5. |
Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па- па; баба). |
6. |
Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр. |
7. |
Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один показывает действие, другой помогает ребенку его выполнить). |
8. |
Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук. |
9. |
Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук. |
10. |
Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.). |
11.
12.
13.
14.
15. |
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречьвлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Живые буквы», «Подними сигнал», «Слушай и считай», «Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Утенок гуляет», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и забери», «Когда это бывает?», «Бабочка и цветок», «У кого больше?». Рекомендуемые картины для рассматривания и обучения рассказыванию: «Повара», «На перекрестке», «На стройке», «Золотая рожь», «В пекарне», «Зима в городе», «Мы дежурим», «Мы играем в магазин», «На почте», «На прививку», «На музыкальном занятии», «Корова с теленком», «Лошади и жеребята» и др. Рекомендуемые серии картинок: «Котенок», «Воришка», «Подарок».
Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики.
Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).
Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности. |
Перечень оборудования и дидактического материала :
- Детские книги;
- картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.;
- иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;
- иллюстрации разных времен года и частей суток;
- настольный театр по народным и авторским сказкам («Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Три медведя») и различным произведениям А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и др.;
- настольная или напольная ширма;
- декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);
- наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. п.);
- куклы бибабо для сказок («Курочка Ряба», «Репка»,«Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Три медведя» и др.);
- атрибуты для игры-драматизации: репка; домики, имитирующие деревянную и ледяную избушки; большая рукавица и др.; образные игрушки (кошка, собака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, дедушка, бабушка, девочка, мальчик, дед-мороз, снегурочка, лесовичок, снеговик и т. п.);
- настольно-печатные игры («Иллюстрированные кубики», «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок», «Расскажи сказку»;
- картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, , и т. п.; мольберт.
4. Художественно - эстетическое развитие – реализует воспитатель
и музыкальный руководитель.
Задачи:
- развивать художественно – творческие способности;
- формировать коммуникативные навыки;
- развивать музыкально-ритмические способности;
- расширять эмоциональный, двигательный потенциал;
- развивать вестибулярный аппарат, слуховое внимание и двигательную память;
- побуждать совместно со взрослым подпевать отдельные слова, слоги, гласные;
- развивать умение двигаться под музыку с предметами и без;
- развитие творческую фантазию и воображение.
Планируемый результат: ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепки и рисования; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; слушает небольшие музыкальные произведения; эмоционально откликается на музыку; двигается совместно со взрослым в соответствии с музыкой с предметами и без; подыгрывает совместно со взрослым на элементарных музыкальных инструментах.
№ п/п |
Игры, задания, упражнения |
1. |
Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером. |
2. |
Учить узнавать круг. Рисование фигуры – круг на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка круга в заданном направлении. |
3. |
Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка). |
4. |
Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.
|
5. |
Учить реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен); слушание небольших музыкальных произведений.
|
6. |
Устанавливание контакта с другим человеком через коммуникативные игры и упражнения («Здравствуй, дружок», «Мы с тобой друзья»). |
7. |
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, развитие имитационных способностей (умения подражать) «Идет кошечка», «Мишка косолапый», «Прыгает зайчик», «Цыплята».
Игры и упражнения на ориентирование в пространстве без предметов и с различными предметами, различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки.
|
8. |
Музыкально-ритмические движения под музыку; движение по подражанию в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен). |
9. |
Подпевание взрослому отдельных слов, слогов, гласных. Пение с жестами («Колыбельная» и др.).
|
10. |
Игра на элементарных детских музыкальных инструментах (ложки, бубен, погремушки, металлофон, барабан). |
11. |
Просмотр сказок, постановок, театрализаций. |
Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание
«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса); «Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стукалка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; музыка для релаксации «Шум моря и звуки природы».
Пение
«Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обр. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. B.Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идет коза рогатая», обр. А. Гречанинова; «Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова; «Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.
Музыкально-ритмические движения
«Дождик», муз. и сл. Е. Мокшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. Е. Мoкшанцевой; «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Мoкшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро» муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. Плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар. мелодии, сл. А. Ануривой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.
Физическое развитие – реализует воспитатель.
Задачи:
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
- развивать общую моторику;
- развивать физические качества (ловкость, сила, выносливость, быстроту, равновесия);
- развивать координацию движений.
Планируемые результаты: умеет владеть мячом; ходить по гимнастической скамейке без помощи взрослого; лазать по шведской стенке; прыгать на батуте; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; прыгать на двух ногах.
План мероприятий:
1. Упражнения в равновесии:
Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком приставным шагом; Ходьба по узкой рейке прямо;
Ходьба по веревке прямо и боком;
Хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам.
2. Ползание, лазание:
Ползание на четвереньках по полу: пролезание в обруч;
Подлезание под дугу;
Лазание по гимнастической стенке, перелезание с пролета на пролет.
3. Прыжки:
Прыжки на двух ногах на месте разными способами;
Прыжки на одной ноге;
Подпрыгивание на двух ногах, продвигаясь вперед.
4. Бросание, ловля, метание:
Перебрасывание мяча друг другу;
Бросание мяча вверх, в стороны;
Метание в цель.
5. Учить выполнять общеразвивающие упражнения:
Поднимать руки вверх, вперед, в стороны;
Опускать и поворачивать голову в сторону,
Наклоняться вперед;
Приседать.
6. Учить прыгать на батуте.
7. Выполнять упражнения на большом гимнастическом мяче.
8. Упражнения на гимнастическом мате.
9. Упражнения с мешочком, мячом сидя на лавке.
10. Упражнение на балансировочной доске.
Работа с родителями
Мероприятия:
1. Консультации;
2. Индивидуальные беседы;
3. Тренинги.
4. Памятки, буклеты.
Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:
- ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению;
- при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям;
- родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;
- вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;
- когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;
- во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;
- играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;
- аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица другу друг;
- старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;
- для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки.
Список использованных источников:
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
2. 2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» 3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
6. образовательных организаций»
7. Причины раннего детского аутизма Общее понятие и основные проявления синдрома раннего детского аутизма. Классификация состояний по степени тяжести раннего детского аутизма. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы, игровой и учебной деятельности детей с аутизмом. Реферат [29,4 K], добавлен 08.09.2010.
8. Ранний детский аутизм Роль наследственного фактора в происхождении синдрома детского аутизма. Роль органической патологии мозга в происхождении раннего детского аутизма. Механизм возникновения синдрома Каннера. Патогенез клинических проявлений синдрома детского аутизма. Реферат [18,8 K], добавлен 03.02.2010.
9. Тревожность. Агрессия. Аутизм Формирование синдрома раннего детского аутизма. Проблема формирования привязанности как основная проблема раннего возраста. Возникновение первых конкретных страхов и состояний тревоги. Основные причины агрессивных проявлений и формы их выражения. Реферат [405,4 K], добавлен 07.09.2011
10. Психогимнастика М.И. Чистякова М,1995г.
11. Специальная дошкольная педагогика Е.А.Стребелева, М, 2001 г.
12. Электронный вариант Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Москва, 2010.
13. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы/Л.Г.Нуриева, Изд.2е, Теревинф, 2006 г.(Серия «Особый ребенок»).