Пропустить до основного содержимого

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Новоторъяльский детский сад "Солнышко"

Домашняя
Жалобы
Предложения
Заявки
Общие документы
  
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Новоторъяльский детский сад "Солнышко" > Образование > Адаптированная образовательная программа  

Адаптированная образовательная программа

Сведения об образовательной организации
Основные ведения
Структура и органы управления ОО
Новости
План работы
Календарь событий ОУ
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство.Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Региональная экспериментальная инновационная площадка
Противодействие коррупции
Методическая копилка
Воспитательная работа
Деятельность
Информационная безопасность
Родителям
75 лет Великой Победе
100 лет Марий Эл
Лицензия
Антитеррористическая защищенность
Наставничество
100 лет Новоторъяльскому району
Организация питания
Новости Минпросвещения России
Профсоюз
Безопасность
Дорожная безопасность
Отчеты учреждения
Фотоматериал
Обращение граждан
Жалобы
Предложения
Заявки
Карта сайта
Обсуждения
Узлы
Пользователи и группы

 

Утверждено приказом  от 16.09.2021 №20

Заведующий МБДОУ

«Новоторъяльский детский сад «Солнышко»

                                                                                                                                  Лошакова Г.Н.

Принята на заседании

педагогического совета МБДОУ

«Новоторъяльский детский сад «Солнышко»

Протокол от 16.09.2021 № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ребенка с расстройством аутистического спектра

(срок реализации – 2021-2022 г.г.)

Подготовительная группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

воспитатель

Смородинова С. Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума  за  рамки  чисто  биологического  существа,  делает  его  существом  социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

Нарушение  социального  взаимодействия  с  окружающим  миром  и  коммуникации  приводит  к искаженному развитию, наиболее типичной моделью, которого является ранний детский аутизм.

Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием  – таким  типом  дизонтогенеза,  при  котором  наблюдаются  сложные  сочетания  общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Термин аутизм происходит от латинского слова autos – ―сам‖ и означает отрыв от реальности, отгороженности

от мира.

Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма,  которые  уже  были  детально  описаны  выше.  Это  -  время  сложившейся  картины проявлений  синдрома.  Ребенок  уже  сформировал  способы  аутистической  защиты  от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными течениями или экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность

(стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на  образование  рассматривается  как  одна  из  важнейших  задач  государственной  политики  не только  в  области  образования,  но  и  в  области  демографического  и  социально-экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Адаптированная  образовательная  программа  (далее  АОП)  для  детей  дошкольного возраста  с  расстройствами  аутистического  спектра  (РАС)    это  образовательно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом  объем  и  содержание  воспитательно-образовательной  работы,  планируемые результаты  освоения  образовательной  программы,  примерные  условия  образовательной деятельности.

Программа включает в себя вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:

-  Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного  образования (Утвержденный  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17 октября 2013 г. N 1155) (далее - ФГОС); 

-  Федеральным  законом  от  29  декабря  2012  г.  N  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской Федерации»; 

-  Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к  устройству,  содержанию  и  организации режима работы дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26); 

-  Приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  30  августа  2013  г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по  основным  общеобразовательным  программам    образовательным  программам  дошкольного образования»; 

-  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  5  августа  2013  г.    662  «Об осуществлении мониторинга системы образования»; 

- Уставом МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко». 

-  Инновационной программой  дошкольного  образования  «От  рождения  до  школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2021г. 

- Екжанова Е.А. , Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение, 2010.

 Содержание образовательного процесса осуществляется по индивидуальному учебному плану и определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко», утверждённой 16.09.2021 г.

Данная программа сопровождения имеет следующие разделы: по образовательным областям Программы  (воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, медсестра)

«Познавательное развитие»

·        сенсорное развитие;

·        формирование целостной картины мира;

·        формирование экологических представлений;

·        формирование элементарных математических представлений;

«Социально-коммуникативное развитие»

·        игровая деятельность;

·        формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

·        труд

«Физическое развитие»

·        физическое развитие;

·        здоровье.

 «Речевое развитие»

·        Формирование навыков общения с окружающими.

«Художественно-эстетическое развитие»

·        художественно-изобразительная деятельность;

·        музыкальная деятельность;

·        продуктивная (конструктивная) деятельность.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 продолжительность образовательной организованной  деятельности (далее - ООД) составляет  для воспитанника 7-го  года  жизни  -  не более 25-30 мин. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет для детей 7-го  года  жизни  - 4 часа. В середине времени, отведенного на ООД, проводят физкультминутки, перерывы между периодами ООД – не менее 10 минут.

Адаптированная образовательная программа         предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с  воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями:

Ф. И. О.:  Сергей П.

Дата рождения: 21.03.2015

Диагнозы:

   1. психиатр: F84.0 детский аутизм Каннера.

   2.психолог: выявлен симптомокомплекс расстройства аутистического спектра.

   3. логопед: системное недоразвитие речи I уровня при РАС.

В содержание адаптированной образовательной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач  по указанной программе адаптирования предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и  родителей (законных представителей).

  

Цель: помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.

 

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

 

-       воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

-       формировать коммуникативные умения и навыки;

-       формировать сенсорное развитие;

-       формировать социально-бытовые умения и навыки  самообслуживания;

-       развивать  и обогащать эмоциональный опыта ребенка;

-       развивать  и корректировать  детско-родительские отношения;

-       повышать  двигательную активность ребенка;

-       стимулировать  звуковую и речевую активность.

Целевая группа: программа рассчитана на ребенка дошкольного возраста 6-7 лет с нарушениями аутистического спектра.

 

Формы и режим занятий. Основная форма индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 25 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

 

В  процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

ü налаживание эмоционального контакта с ребенком;

ü регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

ü смена видов деятельности в процессе одного занятия;

ü повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

ü игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;

ü использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;

ü опора на сенсорные анализаторы.

 

Срок реализации программы: программа рассчитана с 01.09.2021  по 31.05.2022 г.г.

 

 Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста:

1. Социально-коммуникативное – реализует  воспитатель;

2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;

3. Речевое развитие – воспитатель, дефектолог;

4. Художественно-эстетическое развитие – реализует  воспитатель, музыкальный руководитель;

5. Физическое развитие – реализует воспитатель.

1.Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

-         формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;

-         формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.

-         формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

-         формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.

-         формировать навык преодоления аффективных состояний.

-         развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);

-         развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

-         развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение,

-         развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями).

-         развивать мимику лица, позы и жесты тела.

-         обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства.

-         корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).

 

 

Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т. д., и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.

План мероприятий

 

№ п/п

Игры, упражнения, задания

1.

Игры  на  идентификацию  (нахождение  такого  же)  содержат  разнообразные картинки  с  изображением  знакомых  предметов.  К  ним  относятся  лото,  где ребенок  подбирает  абсолютно  одинаковые  пары. Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке.

2.

Игры на классификацию. Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине.

3.

Игры,  направленные  на выделение части и целого (разрезные картинки из 4-6 частей,   кубики,   игры-головоломки   «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша»

4.

Игры   на   сериацию.   Учить   выстраивать   предметы   в   определенной последовательности, большой, средний, маленький, снова большой  -  «Какой теперь?».  Освоение  сериации  в  образной  форме  способствует  проигрывание сказок настольного плоскостного театра  «Репка»,  «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.- «Кто теперь?»

5.

Игры  на  развитие  двигательных  навыков,  мелкой  моторики  рук.завязывать шнурки  и  застегивать  пуговицы,  Пальчиковые  игры:  кулачки,  лапки  и  т.п. Выкладывать  фигуры  из  палочек,  открывать  и  закрывать,  раскручивать  и закручивать  крышки  коробок,  банок,  бутылок,  отстегивать  и  пристегивать прищепки, нанизывать бусины.

6.

Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их  с  помощью  двух  взрослых  (один  называет  действие,  другой  помогает ребенку его выполнить).

7.

Игры на формирование знаний частей тела.

8.

Сенсорные игры.

 


2. Познавательное развитие – реализует воспитатель

Задачи:

-       формировать  дошкольные знания и представления;

-       формировать  трудовые умения и навыки.

 

Планируемые результаты: группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4-х частей; собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд.

План мероприятий

 

№ п/п

Игры, задания, упражнения

1.

Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

 

2.

Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

3.

Формировать у ребенка представление о собственном теле.

4.

Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

5.

Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

6.

Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек.

7.

Нанизывание шаров на шнур («бусы»).

8.

Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

9.

Знакомство с цветами радуги.

10.

Выбор по образцу и инструкции  (например работа с домашними животными, картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и т.д.

11.

Выбор предметов игрушек по картинке

12.

Группировка различных парных предметов по величине.

13.

Собирание вкладных кубов.

14.

Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по размеру.

15.

Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей убывающей величине (пирамида из 5 колец)

16.

Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.

17.

Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали.

18.

Постройки из детских наборов строительного материала.

19.

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета.

20.

Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий - красный - синий и т. д. на усложнение.


       3. Речевое развитие – осуществляет воспитатель,  дефектолог

Задачи:

-       формировать способность к подражанию движений и звуков;

-       формировать способность к зрительному контакту во время общения;

-       развивать  слуховое  внимание;

-       развивать  артикуляционный  аппарат;

-       развивать фонематический  слух;

-       развивать  дыхание (отработка воздушной струи);

-       развивать мелкую моторику;

-       развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);

-       расширять  словарный запас;

-       работать над постановкой звуков.

 

Планируемые результаты воспитателя совместно с дефектологом:

-правильная артикуляция  звуков  в различных позициях;

-       смотрит в лицо;

-       исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую;

-       реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной;

-       выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.д);

-       налажен контакт глаза в глаза;

-       выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;

-       соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;

-       знает основные цвета.

 

План мероприятий

№ п/п

Игры, задания, упражнения

1.

Поглаживание  и  легкое  пощипывание  щек  для  активизации  мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

2.

Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).

3.

Обучение  подражанию  разным  звукам  и  шумам,  вызванным  простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль- булъ, хлоп-хлоп).

4.

Обучение произнесению гласных звуков (a-a).

5.

Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па- па; баба).

6.

Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.

7.

Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один показывает действие, другой помогает ребенку его выполнить).

8.

Обучение  действиям  без  предметов  (сожми-разожми  кулак)  и  с  предметами сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук.

9.

Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук.

10.

Обучение  соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.).

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

13.

 

 

14.

 

 

 

15.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречьвлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Живые буквы», «Подними сигнал», «Слушай и считай», «Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Утенок гуляет», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и забери», «Когда это бывает?», «Бабочка и цветок», «У кого больше?». Рекомендуемые картины для рассматривания и обучения рассказыванию: «Повара», «На перекрестке», «На стройке», «Золотая рожь», «В пекарне», «Зима в городе», «Мы дежурим», «Мы играем в магазин», «На почте», «На прививку», «На музыкальном занятии», «Корова с теленком», «Лошади и жеребята» и др. Рекомендуемые серии картинок: «Котенок», «Воришка», «Подарок».

 

Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики.

 

Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.

Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).

 

Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

 

Перечень оборудования и дидактического материала :

-         Детские книги;

-         картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.;

-          иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;

-         иллюстрации разных времен года и частей суток;

-         настольный театр по народным и авторским сказкам («Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Три медведя») и различным произведениям А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и др.;

-          настольная или напольная ширма;

-         декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);

-          наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. п.);

-          куклы бибабо для сказок («Курочка Ряба», «Репка»,«Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Три медведя» и др.);

-          атрибуты для игры-драматизации: репка; домики, имитирующие деревянную и ледяную избушки; большая рукавица и др.; образные игрушки (кошка, собака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, дедушка, бабушка, девочка, мальчик, дед-мороз, снегурочка, лесовичок, снеговик и т. п.);

-          настольно-печатные игры («Иллюстрированные кубики», «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок», «Расскажи сказку»;

-         картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, , и т. п.; мольберт.


4.  Художественно - эстетическое развитие – реализует воспитатель

и музыкальный руководитель.

Задачи:

-         развивать  художественно – творческие способности;

-          формировать коммуникативные навыки;

-          развивать музыкально-ритмические способности; 

-          расширять эмоциональный, двигательный потенциал;

-          развивать вестибулярный аппарат, слуховое внимание и двигательную память;

-          побуждать совместно со взрослым подпевать отдельные слова, слоги, гласные;

-          развивать умение двигаться под музыку с предметами и без;

-           развитие творческую фантазию и воображение.

 

Планируемый результат: ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепки и рисования; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; слушает небольшие музыкальные произведения; эмоционально откликается на музыку;  двигается совместно со взрослым  в соответствии с музыкой с предметами и без; подыгрывает совместно со взрослым  на элементарных  музыкальных инструментах.

 

№ п/п

Игры, задания, упражнения

1.

Обучать  навыкам  рисования  по  показу взрослого:  проводить  линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером.

2.

Учить узнавать  круг. Рисование  фигуры – круг  на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка круга в заданном направлении.

3.

Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка).

4.

Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.

 

5.

Учить  реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен);  слушание  небольших музыкальных произведений.

 

6.

Устанавливание  контакта с другим человеком через коммуникативные игры и упражнения  («Здравствуй, дружок»,  «Мы с тобой друзья»).

7.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, развитие имитационных способностей (умения  подражать) «Идет кошечка», «Мишка косолапый», «Прыгает зайчик», «Цыплята».

Игры и упражнения на ориентирование в пространстве без предметов и с различными предметами,  различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки.

 

8.

Музыкально-ритмические движения под музыку; движение по подражанию в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен).

9.

Подпевание взрослому отдельных слов, слогов, гласных. Пение с жестами («Колыбельная» и др.).

 

10.

 Игра на элементарных детских  музыкальных инструментах (ложки, бубен, погремушки, металлофон, барабан).

11.

Просмотр сказок, постановок, театрализаций.

 

 

Рекомендуемый музыкальный репертуар

Слушание

«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса); «Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стукалка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; музыка для релаксации «Шум моря и звуки  природы».

Пение

«Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обр. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. B.Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идет коза рогатая», обр. А. Гречанинова; «Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова; «Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.

Музыкально-ритмические движения

«Дождик», муз. и сл. Е. Мокшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. Е. Мoкшанцевой; «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Мoкшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро» муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. Плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар. мелодии, сл. А. Ануривой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

  

 

Физическое развитие – реализует воспитатель.

Задачи:

-       воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных  видах деятельности;

-       развивать общую моторику;

-       развивать  физические качества (ловкость, сила, выносливость, быстроту, равновесия);

-       развивать координацию движений.

 

Планируемые результаты: умеет владеть мячом; ходить по гимнастической скамейке без помощи взрослого; лазать по шведской стенке; прыгать на батуте; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; прыгать на двух ногах.

 

План мероприятий:

 

1. Упражнения в равновесии:

Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком приставным шагом; Ходьба по узкой рейке прямо;

Ходьба по веревке прямо и боком;

 Хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам.

 

2. Ползание, лазание:

Ползание на четвереньках по полу: пролезание в обруч;

Подлезание под дугу;

Лазание по гимнастической  стенке, перелезание с пролета на пролет.

 

3.                Прыжки:

Прыжки на двух ногах на месте разными способами;

Прыжки на одной ноге;

Подпрыгивание на двух ногах, продвигаясь вперед.

 

4.                Бросание, ловля, метание:

Перебрасывание мяча друг другу;

Бросание мяча вверх, в стороны;

Метание в цель.

 

5.                Учить выполнять общеразвивающие упражнения:

Поднимать руки вверх, вперед, в стороны;

Опускать и поворачивать голову  в сторону,

Наклоняться вперед;

Приседать.

 

6.                Учить прыгать на батуте.

7.                Выполнять упражнения на большом гимнастическом мяче.

8.                Упражнения на гимнастическом мате.

9.                Упражнения с мешочком, мячом сидя на лавке.

10.           Упражнение на балансировочной доске.


Работа с родителями

Мероприятия:

1.     Консультации;

2.     Индивидуальные беседы;

3.     Тренинги.

4.     Памятки, буклеты.

Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:

-      ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению;

-   при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям;

-    родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;

-    вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;

-     когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;

-  во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;

-   играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;

-     аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица другу друг;

-     старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;

-    для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки.

 

 

 

Список использованных источников:

1.            Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990. 

2.            2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»  3.  Федеральный  закон  24  июля  1998  г.    124-ФЗ  «Об  основных  гарантиях  прав  ребенка  в Российской Федерации». 

3.            Распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от  4  сентября  2014  г.    1726-р  о Концепции дополнительного образования детей. 

4.            Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г

5.            Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской  Федерации  от  15 мая  2013  г.    26  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.1.3049-13  «Санитарно-  эпидемиологические требования  к  устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных

6.            образовательных организаций» 

7.            Причины раннего детского аутизма Общее понятие и основные проявления синдрома раннего детского  аутизма.  Классификация  состояний  по  степени  тяжести  раннего  детского  аутизма. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы, игровой и учебной деятельности детей с аутизмом. Реферат [29,4 K], добавлен 08.09.2010. 

8.            Ранний  детский  аутизм  Роль  наследственного  фактора  в  происхождении  синдрома  детского аутизма.  Роль  органической  патологии  мозга  в  происхождении  раннего  детского  аутизма. Механизм  возникновения  синдрома  Каннера.  Патогенез  клинических  проявлений  синдрома детского аутизма. Реферат [18,8 K], добавлен 03.02.2010.

9.            Тревожность. Агрессия. Аутизм Формирование синдрома раннего детского аутизма. Проблема формирования привязанности как основная проблема раннего возраста. Возникновение первых конкретных страхов и состояний тревоги. Основные причины агрессивных проявлений и формы их выражения. Реферат [405,4 K], добавлен 07.09.2011 

10.       Психогимнастика М.И. Чистякова М,1995г.

11.       Специальная дошкольная педагогика Е.А.Стребелева, М, 2001 г.

12.       Электронный  вариант  Коррекционно-развивающее  обучение  и  воспитание»  Е.А.  Екжанова, Е.А. Стребелева, Москва, 2010.

13.       Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы/Л.Г.Нуриева, Изд.2е, Теревинф, 2006 г.(Серия «Особый ребенок»).