Пропустить до основного содержимого

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Новоторъяльский детский сад "Солнышко"

Домашняя
Жалобы
Предложения
Заявки
Общие документы
  
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Новоторъяльский детский сад "Солнышко" > Образование > Реализуемые образовательные программы, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидов  

Реализуемые образовательные программы, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидов

Сведения об образовательной организации
Основные ведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты и требования
Руководство
Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Доступная среда.
Стипендии и меры поддержки обучающихся.
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
Международное сотрудничество
Организация питания в образовательной организации
Новости
План работы
Календарь событий ОУ
Образование
Региональная экспериментальная инновационная площадка
Противодействие коррупции
Методическая копилка
Воспитательная работа
Деятельность
Родителям
80 лет Великой Победе
100 лет Марий Эл
Лицензия
Антитеррористическая защищенность
Наставничество
100 лет Новоторъяльскому району
Новости Минпросвещения России
Федеральные законы
Профсоюз
Безопасность
Дорожная безопасность
Информационная безопасность
Отчеты учреждения
Фотоматериал
Обращение граждан
Жалобы
Предложения
Заявки
Карта сайта
Обсуждения
Узлы
Пользователи и группы

 

 

Утверждено приказом  от 16.09.2021 №20

Заведующий МБДОУ

«Новоторъяльский детский сад «Солнышко»

                                                                                                                                  Лошакова Г.Н.

Принята на заседании

педагогического совета МБДОУ

«Новоторъяльский детский сад «Солнышко»

Протокол от 16.09.2021 № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ребенка с расстройством аутистического спектра

(срок реализации – 2021-2022 г.г.)

Подготовительная группа

 

Составила:

воспитатель Седых И.А.

 

Содержание

 

1.     ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

 

1.1  Пояснительная записка.

 

 

1.2  Цель и задачи  реализации программы.

1.3 Способы обеспечения гарантии прав участника программы.

 

 

1.4  Принципы и подходы к формированию программы.

1.5 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями и расстройством аутистического спектра.

 

 

 

 1.6 Планируемые результаты.

 

 

 

2.     СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1  Основное содержание программы.

2.2 Методы, используемые при реализации программы.

2.3  Сроки и этапы реализации программы.

2.4   Форма обучения.

2.5  Требования к результату усвоения программы.

 

 

 

 

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 3.1 Учебный план программы.

3.2  Тематический план программы.

3.3  Требования к условиям реализации программы.
3. 4  Система оценки достижений планируемых результатов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1  Пояснительная записка.

Актуальность и перспективность программы:

Все виды психической деятельности формируются в период интенсивного развития ребенка - дошкольного возраста. Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Ведущим понятием речевой линии развития является - общение, ведь именно к способности ребенка с аутизмом свободно общаться стоит стремиться, открывая коррекционную работу по данному направлению. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим в настоящий момент возникла необходимость создания коррекционно-развивающей программы по вызыванию, растормаживание и развитию речи детей с РАС и другими нарушениями развития, с целью повышения речевой активности ребёнка в процессе общения и дальнейшей его социальной адаптации и социализации. Реализация коррекционно-развивающей программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для неё).

 

Нормативно – правовые основания:

·                    Конституция Российской Федерации.

·                   Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

·                   Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·                   Программа  дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи"  (авт. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина)

·                   Примерная  адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (авт. Н.В.Нищева)

·                   Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. (Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.)

·                    ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

·                     Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов, ст.2.

·                     Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

·                    9. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.

Практическая направленность программы:

Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.

 

1.2 Цель программы:

Главной  целью данной программы является создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи программы:

·        Воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять  круг увлечений;

·        Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;

·        Формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;

·        Стимулировать звуковую и речевую активность;

Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным  представителям) детей с ограниченными возможностями

 

1.3  Способы обеспечения гарантии прав участника программы.

• Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали письменное согласие на участие в ней

• Родители могут присутствовать на занятиях, получать информацию об основных процессах, событиях в ходе программы, рекомендации от специалиста.

• Учитель – логопед информирует родителей (законных представителей) о результатах реализации программы.

Учитель – логопед должен получать информацию о выполнении его рекомендаций.

1.4  Принципы и подходы к формированию программы.

         1) Общие принципы и подходы к формированию  программы:

         Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

         Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников), уважение личности ребенка.

         Дифференцированный подход, учет  особых образовательных потребностей детей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. 

          Реализация  программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

         2) Специфические принципы и подходы к формированию  программы:

         Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей и личных интересов ребенка с РАС обеспечивает условия для максимального развития ребенка и предоставляет ему возможность социализироваться и адаптироваться в обществе. Педагог должен уметь устанавливать контакт с ребенком через предметы, к которым он проявляет интерес (определенная книга, кусок ткани, блестящие фигурки, вода, песок и т.д.). Это дает возможность включать ребенка в элементарную совместную деятельность и взаимодействие с другими детьми.

         Принцип системности коррекционных, воспитательных и развивающих задач обеспечивает стимулирование и обогащение содержания развития ребенка при моделировании реальных жизненных ситуаций.

         Принцип комплексности методов коррекционного воздействия подчеркивает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала коррекционной педагогики, и специальной психологии для детей с РАС.

         Принцип усложнения программного материала  на оптимальном для ребенка с РАС уровне трудности. Это поддерживает интерес ребенка и дает возможность ему испытать радость преодоления трудностей.

         Учет объема, степени разнообразия, эмоциональной сложности материала обеспечивает постепенное увеличение объема программного материала и его разнообразие.

         Принцип сочетания различных видов обучения: объяснительно-иллюстративного, программированного и проблемного обучения способствует развитию самостоятельности, активности и инициативности ребенка. 

         Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в реализации  программы. Система отношений ребенка с РАС с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления являются важной составляющей в ситуации развития ребенка. 

         Принцип междисциплинарного взаимодействия специалистов заключается в обеспечении широкого видения проблем ребенка командой специалистов, в которую входят воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, их способности обсуждать проблемы при соблюдении профессиональной этики в единстве профессиональных ценностей и целей.

 

1.5 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями и расстройством аутистического спектра.

Коррекционная педагогическая помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм харак­теризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосре­доточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее место в его развитии. При аутизме часто события настоящего смеши­ваются с событиями прошедшего, реальное — с фантастическим. Большинство исследователей (Коган В. Е., Лебединский В. В., Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р., ЛиблингМ. М. и др.) считают, что ранний детский аутизм (РДА) является следст­вием особой патологии, в основе которой могут лежать врожденная аномальная конституция; врожденные обменные нарушения; орга­нические поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов; рано начавшийся шизофренический процесс. РДА может проявиться в 3—4-летнем возрасте. Нормально развивавшиеся до этого дети начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. Аутизм проявляется также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм).

Диагностика раннего детского аутизма базируется на выражен­ных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротив­ление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи), раннее проявление патологии психического развития.

О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социаль­ного поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детей отличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны.

В условиях интенсивной' психолого:педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

2-я группа дети с отвержением внешней среды

Они более активны, чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач. С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д.), речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия), сенсорных (самораздражёние зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.). Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне.

У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обыч­но малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иног­да что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная "симбиотическая" связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны. Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания.

Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимоетъю окружающей средой

У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер. Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного со­циального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.

Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Такое наличие вариантов с разными клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и различного коррекциоинного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического. Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

Индивидуализация помощи отражается в таксономии целей, которая охватывает следующие направления работы: формирование поведения; коррекцию эмоциональной сферы; формирование игровых действий, умений; социально-бытовую адаптацию.

В предлагаемой программе даются методические рекомендации по реализации указанных выше целей коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми разного уровня развития (1—4-я группы по классификации О. С. Никольской).

Задания сгруппированы с учетом их основной направленности, хотя при их выполнении корригируются и другие стороны личности. При работе с программой требуется творческое применение всего материала, возможно его видоизменение в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.

В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

* необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

* по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

* помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.

 

1.6  Планируемые результат реализации программы.
При условии успешной реализации данной программы, ребенок будет:
 - пользоваться невербальными формами коммуникации;

 - использовать руку для решения коммуникативных задач;

 - проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам,  потешкам, песенкам;

- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

 

2       СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1  Основное содержание программы.
Сроки и этапы реализации программы.

Программа реализуется по индивидуальной записи родителями ребенка на прохождение программы. Занятия проводятся 2 раза в неделю на базе  МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко».

 Адресат:

Адаптированная образовательная программа         предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с  воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями:

Ф. И. О.: Ребенок

Дата рождения: 21.03.2015

Диагнозы:

  1. психиатр: F84.0 детский аутизм.

  2.психолог: выявлен симптомокомплекс расстройства аутистического спектра.

  3. логопед: системное недоразвитие речи I уровня при РАС.

 

2.2 Методы, используемые при реализации программы.

Основные методы, направленные на реализацию программы:
1. Развивающие, дидактические игры;
2. Упражнения для развития моторики;
3. Наглядные методы;

4. Словесные методы.

2.3  Сроки и этапы реализации программы.

Программа   рассчитана  на  66 учебных часов. Продолжительность одного занятия до 30 мин. Режим занятий: 2 раза в неделю,  с 01.09.2021  по 31.05.2022 г.г.

2.4           Форма обучения: очная, индивидуальная.

 

Структура занятия.

Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе.

1.     Ритуализированное начало занятия: приветствие.

2.     Упражнение на функциональную сферу.

3.     Динамическая пауза «Веселая переменка».

4.     Подвижная коммуникативная, конструктивная игра.

5.     Итог.

6.     Ритуализированное окончания занятия: прощание.

 

2.5  Требования к результату усвоения программы.

- Развивать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- Способствовать проявлению речевой активности, взаимодействию с окружающими, желанию общаться с помощью слова;

-  Научить понимать названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

- Научить понимать и выполнять словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

- Научить  различать лексические значения слов и грамматических форм слова;

- Научить называть действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
- Научить использовать для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух – трех слов, которые могут добавляться жестами;
 - Научить произносить простые по артикуляции звуки.

 

3  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Учебный план программы.

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических

Практических

1

Диагностика.

1

0,25

0,75

Первичная диагностика

1. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»
2. Н.В. Нищева. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

2

Навыки учебного поведения.

9

3

6

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

3

Развитие подражания

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

4

Выполнение инструкций

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

5

Диагностика

1

0,25

0,75

1. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»
2. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

6

Импрессивная речь

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

7

Экспрессивная речь

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

8

Работа над дыханием

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

9

Развитие мелкой и общей моторики

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

10

Диагностика.

1

0,25

0,75

Итоговая диагностика

1. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»
2. Н.В. Нищева. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

Всего

66

17,25

48,75

 

 

3.2  Тематический план программы.

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоре

тичес

ких

Прак

тичес

ких

1

Диагностика

1

0,5

0,5

Первичная диагностика

1. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»
2. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

1.1

Первичная диагностика уровня сформированности звуков в слогах, словах, предложениях и тексте.

1

0,5

0,5

2.

Навыки учебного поведения.

9

3

6

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

2.1

Установление контакта педагога с ребенком и формирование у него адекватного отношения к педагогу;

3

1,5

1,5

2.2

Формирование адекватного отношения к педагогу.

2

0,5

1,5

2.3

Формирование познавательной мотивации

2

0,5

1,5

2.4

Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции педагога.

2

0,5

1,5

3.

Развитие подражания

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

3.1

Имитация основных движений

2

0,5

1,5

3.2

Имитация действия с предметами

2

0,5

1,5

3.3

Имитация мелких и точных движений

2

0,5

1,5

3.4

Имитация произносительных движений

2

0,5

1,5

3.5

Выполнение единичных команд

1

0,25

0,75

4.

Выполнение инструкций

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

4.1

Обучение выполнения инструкции «Дай».

2

0,5

1,5

4.2

Обучение следовать инструкции  «Покажи»

2

0,5

1,5

4.3

Обучение выполнению инструкций: а) на простые движения.

2

0,5

1,5

4.4

Обучение выполнению инструкций: б) с предметами.

2

0,5

1,5

4.5

Обучение навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

1

0,25

0,75

5.

Диагностика

1

0,25

0,75

Промежуточнаячная диагностика

11. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»
2. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

5.1

Промежуточная диагностика

1

0,25

0,75

6.

Импрессивная речь

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

6.1

понимать простые слова;

2

0,5

1,5

6.2

откликаетс на свое имя;

2

0,5

1,5

6.3

названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки)

2

0,5

1,5

6.4

названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам)

2

0,5

1,5

6.5

названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно)

1

0,25

0,75

7.

Экспрессивная речь

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

7.1

называет простые слова;

2

0,5

1,5

7.2

называет собственное имя;

2

0,5

1,5

7.3

называет слова обозначающие предмет;

2

0,5

1,5

7.4

называет слова, обозначающие действия.

2

0,5

1,5

7.5

оречевление собственных действий

1

0,25

0,75

 

8.

Работа над дыханием

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

8.1

Упражнения на удлинение выдоха.

 

2

0,5

1,5

8.2

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

2

0,5

1,5

8.3

Игровые упражнения дыхательной гимнастики.

2

0,5

1,5

8.4

Дыхательная гимнастика в стихах

2

0,5

1,5

8.5

Специальные дыхательные упражнения

1

0,25

0,75

9.

Развитие мелкой и общей моторики

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

9.1

Упражнения на повышение уровня активации

2

0,5

1,5

9.2

Упражнения для кистей рук

2

0,5

1,5

9.3

Упражнения для пальцев условно статические

2

0,5

1,5

9.4

Упражнения для пальцев динамические

2

0,5

1,5

9.5

Пассивная гимнастика (массаж)

1

0,25

0,75

 

10.

Диагностика

1

0,25

0,75

Итоговая диагностика

1. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»
2. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

10.1

Итоговая диагностика

1

0,25

0,75

 

3.3  Требования к условиям реализации программы.
 Данную программу может реализовывать специалист, имеющий высшее профессиональное образование в области дефектологии.

Требования к материально-техническому оснащению.
 Материалы и оборудование.
Кабинет для логопедической работы, стол, стулья, логопедическое зеркало, набор логопедических зондов, методическое пособие.

3. 4  Система оценки достижений планируемых результатов.
Для определения положительной динамики речевого развития проводиться диагностика в начале года, середине и в конце года.

Данный диагностический комплекс проводится в начале, середине и по завершению программы.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Для определения динамики проводиться исследование в начале, в середине и по завершению программы по следующим критериям:

1.     Способность зрительного контакта во время общения;

2.      Понимание речи:

- понимание конкретных слов и обиходных выражений; -понимание однословного предложения; - понимание вопросов; - понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием;

- понимание двухсловного предложения.

3. Звуковая и речевая активность:

- Способность к подражанию движений и звуков;

- Способность к разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого;

- Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр;

- Понимание речевых инструкций (заданий, требований) и их выполнение.

- Понимает ли свое имя и соотносит с самим собой; называет свое имя;

- Выражает ли свои действия и желания одним словомили соответствующим жестом;

- Соотнесение предметов с их изображением на картинках;

- Ответы на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом Да/Нет

4.  Восприятие (зрительное, слуховое);

Оценка достижений ребенка происходит на основе наблюдений учителя - логопеда.

 

Балльная оценка критериев.

1 балл показатели критерия присутствуют, но носят кратковременный, ситуативный, неустойчивый характер.

2 баллапоказатели критерия присутствуют, но обучающийся действует под руководством и/или по принуждению родителей и учителя-логопеда.

3 балла показатели критерия формируются, обучающийся проявляет интерес к оцениваемому параметру деятельности.

4 балла критерий  достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения.

По  критериям подсчитываем максимальное, суммарное  количество баллов

Уровень освоения программы

от 20 до 32  баллов –  положительная динамика (достаточный уровень)   

 от 11 до 19 баллов – незначительная  динамика (средний уровень)

 от 0 до 10 баллов ­– низкий уровень

Система оценки достижения планируемых результатов.

Для оценки достижения планируемых результатов используются следующие диагностические методики:

1. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 4-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 164 с.+ Прил.(268 с.: ил.)

2. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». СПб, «Детство-Пресс»,  2014 г.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баенская Е.Р. Аутичyый ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007.

2. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

3. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2001 г.

4. Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников» - 3-е изд., доп. и

испр. - М.: ТЦ Сфера, 2013.56 с.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995

 

 

Программно-методическое  обеспечение воспитательно-образовательного процесса

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с: От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.-368с.

Обогащение содержания воспитательно-образовательного процесса осуществляется за счет использования элементов парциальных программ и педагогических технологий.

Направления

развития

Название программ

Название технологий,

пособий

Группы

 

Группы общеразвивающей направленности

 

Физическое развитие

 

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2021

 

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. (2 мл., ср., ст., подг.) гр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

2 гр. раннего возр. №1, №2;

младшая; средние №1, №2;

старшие №2, №3;  подготовительные №2, №3

Социально-коммуникативное  развитие

 

 

 

 

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2021

 

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в1 мл. 2 мл. ср.гр – М.: Мозаика-Синтез, 2010

2 гр. раннего возр. №1, №2,  младшая; средние №1, №2; старшие №2, №3;

подготовительные №2, №3

Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

 

младшая; средние №1, №2;

старшие №2, №3;  подготовительные №2, №3

 

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников 3-7 лет– М.: Мозаика-Синтез, 2015

 

младшая; средние №1, №2; старшие №2, №3; подготовительные №2, №3

 

 

Стеркина Р. Б. и др. "Основы безопасности детей дошкольного возраста"./М.: Просвещение, 2007

Н.Н. Авдеева,  О.А. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – М.:ООО «издательство АСТ-ЛТД», 1998

младшая ; средние №1, №2; старшие №2, №3;  подготовительные №2, №3

 

Программа обучения марийскому языку под ред В. Ф. Сапаева: йочасадыште кугыжаныш Марий йылмым туныктымо программе. 2003г.

 

 

подготовительные №2, №3

Речевое развитие

 

 

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2021

 

 

 

Гербова В.В., «Занятия по развитию речи»  (во 2 мл. гр., ср., ст., подг.) –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

 

2 гр. раннего возр. №1, №2, младшая; средние №1, №2; старшие №2, №3; подготовительные №2, №3

Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

 

 

подготовительные №2, №3

Познавательно развитие

 

 

 

 

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2021

 

 

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений.(Планы занятий 2 мл., ср., старш. Гр.)–М.: Мозаика-Синтез, 2014

 

2 гр. раннего возр. №1, №2; младшая;  средние №1, №2; старшие №2, №3; подготовительные №2, №3

 

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий (2мл., средн., старш., подг. Гр.) – М.: МОЗАИКА

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. (Вторая группа раннего возраста, мл, ср, ст., подг.) М.:Мозаика-Синтез, 2014.

 

 

Колесникова Е.В. «Математические ступеньки» ( 2 мл., ср., старш. Гр.)- М.:ТЦ Сфера, 2015

младшая; средние №1, №2; старшая №1, №2; подготовительные №2, №3

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2021

 

 

 

Э.Костина. Камертон. Линка-Пресс, 2008

 

Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» Конспекты занятий» (2 мл., ср., старш., подгот. гр.). – М., Мозаика-Синтез,2009-2014

 

Комарова « Изобразительная  деятельность  в детском саду. Конспекты занятий » (2 мл., ср., стар., подг. Гр.) / М.: Мозаика-Синтез., 2014

 

2 гр. раннего возр. №1, №2; младшая; средние №1, №2; старшие №2, №3; подготовительные №2, №3

А.И.Буренина. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000

2 гр. раннего возр.  №1, №2;  младшая; средние №1, №2; старшие №2, №3; подготовительные №2, №3