Реализуемые образовательные программы, в том числе о реализуемых адаптированных программах
В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Прошло 15 лет, проделана колоссальная работа. В данном издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.
Базисная программа:
Основная образовательная программа МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Улабка» разработана с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Дорофеевой Э.М.-6-е изд.,доп.,-М. :Мозаика-синтез, 2020.-368с.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
ü забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
ü создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
ü максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
ü творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
ü вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
ü уважительное отношение к результатам детского творчества;
ü единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
ü соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Задачи реализации программы:
1. Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.
2. Организовать насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.
3. Систематизировать работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода с использованием современных образовательных технологий.
4. Создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями, заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.
5. Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе в соответствии с планом по преемственности между начальной школой и детским садом.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Решение задач проходит через интеграцию образовательных областей программы: познание, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
2 раза в год проводится мониторинг достижения детьми результатов освоения программы.
Для реализации рабочей учебной программы имеется учебно-методическое и информационное обеспечение.
В группе компенсирующей направленности содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой МБДОУ Новоторъяльский детский сад «Улыбка» для группы детей с задержкой психического развития на основе программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г.Шевченко.
Обогащение содержания воспитательно – образовательного процесса осуществляется за счет использования элементов парциальных программ и педагогических технологий.
Вариативные программы:
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
В содержание включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.
Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.
Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников Издательство: «Мозаика-Синтез».
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Программа ориентирована на детей 2-7 лет. Обеспечивает возможность осуществлять экологическое воспитание детей дошкольного возраста по двум направлениям: формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры взрослых. Дошкольники приобретают систематизированные знания о закономерных признаках живого объекта; различные сложные представления на основе комплекса сходных признаков явлений природы. В основе экологического воспитания лежат
«адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда».
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов:
элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ собственно экологические законов природы.
жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе.
роль среды обитания в процессе роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
взаимосвязи внутри сообществ
взаимодействие человека с природой.
рекомендации к распределению материала по возрастам.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Издательство «Карапуз - дидактика».
Программа представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп (задачи, планирование, конспекты занятий).
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при еѐ реализации в эстетическое отношение ребѐнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), развиваются добрые чувства, творческая деятельность, формируется посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д.. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.