Пояснительная записка
Предпосылками к созданию Программы развития на период 2017-2021гг. послужили изменения в образовательной политике государства: реализация приоритетного национального проекта «Образование», «Наша новая школа», Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Педагоги дошкольных образовательных организаций занимаются педагогическим проектированием образовательной деятельности на основе сравнительного анализа положений федерального государственного образовательного стандарта; участвуют в проектировании образовательного процесса, обеспечивающего развитие предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста и психологической готовности к обучению в школе на этапе завершения дошкольного образования.
За довольно короткий срок в системе дошкольного образования изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, в дошкольных образовательных учреждениях работают психологи и педагоги дополнительного образования, развивается инклюзивное образование, поставлена задача реализации равного доступа к образованию и повышения качества образования. А главное – изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому. Именно поэтому во всем мире в дошкольном образовании реализуются идеи образования как устойчивого развития. Фактически эти идеи нашли отражение в Федеральных стандартах. Ориентиры по развитию дошкольного образования заданы как на федеральном, так и на региональном уровне.
Именно поэтому коллектив дошкольного образовательного учреждения принял решение о разработке программы развития ДОУ на период с 2017 по 2021 годы.
Программа развития была спроектирована с ориентацией на модернизацию дошкольного образования на современном этапе, исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников. В данной программе выделены основные направления работы коллектива, каждое из которых, в свою очередь, конкретизируется рядом поставленных задач, мероприятий. Рациональная форма планирования позволяет:
- проводить целостный анализ работы коллектива за достаточно длительный период;
- вносить коррективы, дополнения и изменения в план действий на последующий учебный год с учѐтом переменных задач, приоритетов в дошкольном образовании.
В связи с модернизацией системы дошкольного образования в программе учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями, переориентация педагогического коллектива на современные образовательные дошкольные программы, технологии в условиях развития ДОО и нового поколения.
Миссия дошкольного учреждения
Мы принимаем ребѐнка таким, какой он есть. Верим, что каждый ребѐнок – талантливая, уникальная, творческая личность. Делаем всѐ, чтобы помочь ребенку наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Мы – за свободное развитие. Предоставляя ребенку, право выбора, мы стимулируем развитие навыков самодисциплины, независимости, самостоятельности, ответственности, способствуем формированию высокой самооценки. Мы стремимся к самосовершенствованию, как профессиональному, так и личностному. Постоянно работаем над собой. Умеем действовать в команде. Родители - часть нашей команды. Мы верим в то, что наши дети – наше будущее, и оно прекрасно! Помним, что сами были детьми.
Качественные характеристики программы
Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и коррекционного процесса детского сада.
Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению
Рациональность - программой определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.
Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их
Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).
Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ.
Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного уровней.
Индивидуальность - программа нацелена на решение педагогических проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада комбинированного вида, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников.
Раздел I. Информационная справка
/на 1 января 2018 года/
Название детского сада: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чуксолинский детский сад «Ягодка»
Юридический адрес: 425430, Республика Марий Эл, Новоторъяльский район , д.Чуксола, ул. им.В. Иванова, 10
Телефон: 8 (3636) 94295.
Электронная почта: alevtina.yagodarova@mail.ru
Адрес сайта ДОУ:
Начало функционирования детского сада: Детский сад открыт в 1986 году
Учредители: Отдел образования Администрации муниципального образования Новоторъяльский муниципальный район.
В детском саду имеется Устав и Лицензия на право образовательной
Тип: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Вид: детский сад
Форма образовательной деятельности: дневная.
Вид образовательной деятельности: в рамках требований государственного стандарта.
Язык, на котором ведѐтся обучение и воспитание: марийский
Режим работы детского сада: 9 часов.
Количество групп: 1
Списочный состав: 17
и.о.заведующий: Ягодарова Алевтина Алексеевна
Помещение: типовое; состояние: удовлетворительное
- Детский сад находится в жилом районе рядом с проезжей частью дороги. Ближайшее окружение – частный сектор.
- ДОО– одноэтажное здание, имеет игровой участок для детских прогулок, спортивный участок, оснащѐнные игровым и физкультурным оборудованием.
- Помещения и игровые зоны соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, правилам и нормативам работы ДОУ, СанПиН 2.4.1.3049-13, нормам и правилам пожарной безопасности.
- Территория ограждена забором и зелеными насаждениями. На территории учреждения находится сарай; имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы, цветники, огород.
- Деревня, в которой находится учреждение, является относительно благополучной в экономическом и социальном отношении.
Раздел II. Аналитико-прогностическое обоснование программы развития
I. Образовательный процесс ДОУ
Структура дошкольного учреждения.
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.
Программы, используемые в детском саду.
Реализуемая программа: «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 год
В качестве ведущих целей выдвигаются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение целей и задач программы педагогом ДОУ происходит:
- путем целенаправленного влияния педагога на ребенка, начиная с первого дня его пребывания в ДОУ;
- путем создания педагогом благоприятной, доброжелательной, эмоционально-комфортной атмосферы в группе;
- путем творческого подхода к процессу воспитания, развития и обучения;
- путем вариативного использования образовательного материала, что позволяет развивать творческие способности и наклонности каждого ребенка;
-путем взаимодействия с семьей ребенка, привлечения ее к участию жизни ДОУ;
- путем соблюдения преемственности в работе ДОУ и начальной школы;
- путем уважительного отношения к результатам детского творчества.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
-соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы.
Вариативные программы: Стѐркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Москва,: Просвещение, 2007.
Программа нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки, ребѐнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Курс ОБЖ включает шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребѐнка:
- ребѐнок и другие люди (взаимодействие с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду),
- ребенок и природа (ситуации, несущие потенциальную опасность при встрече с различными животными и растениями, вопросы экологии и загрязнения окружающей среды),
- ребенок дома (безопасное поведение дома, возможные опасности в быту),
-здоровье ребенка (организм человека, ценности здорового образа жизни, польза витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, важность своевременного обращения к врачу),
-эмоциональное благополучие ребенка (эмоциональная «безопасность» и защита от психического травматизма),
- ребенок на улице (знакомство с основами ПДД для водителей, пешеходов,
велосипедистов).
- роль среды обитания в процессе роста и развития отдельных видов растений и высших
животных.
- взаимосвязи внутри сообществ
- взаимодействие человека с природой.
- рекомендации к распределению материала по возрастам.
Формы организации воспитательно-образовательного процесса |
Организованные формы деятельности, занятия |
Комплексные |
Интегрированные |
Физкультурно-оздоровительная работа |
Организованные формы деятельности, занятия: |
|
-утренняя гимнастика |
-подвижные игры |
-физкультурные праздники |
-дни здоровья |
-походы |
- использование здоровьесберегающих технологий |
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры по интересам |
Праздники и развлечения |
По перспективному плану |
Платные услуги ДОУ не оказывает.
Анализ контингента детей
Характеристика детей по половому различию: мальчиков- , девочек -
Этнический состав детей: мари - 100%
Основные особенности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ выстроено в соответствии с ФГОС ДО и базовой программой. Педагоги дошкольного учреждения выстраивают целостность педагогического процесса в соответствии с Общеобразовательной программой ДОУ, которая обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально– коммуникативному, познавательному, речевому и художественно– эстетическому.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.
Образовательный процесс в ДОУ строится на принципах интеграции образовательных областей и интеграции восьми видов детской деятельности
(двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтении художественной литературы).
Основу организации образовательного процесса в группе составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в течение всего пребывания детей в детском саду, в разных формах: совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной детской деятельности.
Образовательная программа детского сада реализуется в организованных и самостоятельных формах обучении и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы);
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе режимных моментов;
- самостоятельную игровую деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Для успешной реализации задач по обеспечению образовательными услугами воспитанников деятельность педагогов осуществляется по следующим направлениям:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально – коммуникативное направление включает совместную деятельность детей со взрослыми и сверстниками, игровую и трудовую деятельность, общение, патриотическое, гражданское, гендерное воспитание.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Познавательное направление включает непосредственно образовательную деятельность, экспериментальную и опытническую деятельность, игровую деятельность, экскурсии, проектную деятельность.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, в том числе с учетом национально-регионального компонента; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Речевое направление включает непосредственно образовательную деятельность, игровую деятельность, экскурсии, проектную деятельность, профессиональную коррекцию речевого развития детей, развитие связной речи в различных видах деятельности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Художественно–эстетическое направление включает непосредственно образовательную
деятельность, организованную творческую деятельность, театрализованную деятельность, праздники, развлечения, конкурсы, выставки.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Физкультурно-оздоровительное направление включает мониторинг состояния здоровья детей, организацию оптимального режима, организацию непосредственно образовательной деятельности 3 раза в неделю, обеспечение рационального питания, формирование привычки к здоровому образу жизни, организацию рациональной двигательной активности в течение дня, закаливание, создание безопасной предметной среды для физического развития, сотрудничество с родителями.
Для реализации приоритетного направления деятельности ДОУ созданы условия, обеспечивающие обогащенное художественно-эстетическое развитие детей. В детском саду реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.
Воспитательно-образовательный процесс подразделяется на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Обязательным условием для нашего ДОУ является активное познание воспитанников окружающего мира через деятельность (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - как сквозные механизмы развития ребенка). При этом содержание форм меняется в зависимости от возраста:
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. В работе с детьми младшего дошкольного возраста для организации образовательного процесса используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
Проблемы образовательного процесса
В образовательном процессе ДОУ есть проблемы, над которыми педагогам предстоит работать:
1. В настоящее время в ДОУ не хватает качественных методических пособий, для работы в условиях реализации ФГОС ДО. Их не успевают разрабатывать светила педагогической науки. Воспитатель использует не совсем эффективные конспекты, разработанные наспех отдельными авторами. Ближайшая задача, которую предстоит решить на уровне государства - обеспечить ДОУ качественными, рекомендованными Минобрнауки для использования:
- основными образовательными программами дошкольного образования;
- методическими рекомендациями;
- разработками комплексно-тематического планирования детских видов деятельности;
- методической литературой с современными педагогическими технологиями обучения и воспитания дошкольников в свете ФГОС ДО, в которых соблюдаются преемственность целей, задач и содержании образования, дидактические принципы обучения малышей, их возрастные психологические особенности.
2. Чтобы снизить учебную нагрузку на детей и эмоциональное напряжение в течение дня, при организации воспитательно-образовательного процесса педагогам следует придерживаться принципа индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития детей на каждом возрастном этапе, на разработку индивидуального маршрута дошкольного обучения для детей с отставанием в развитии по сравнению со сверстниками.
Перспективы развития
1. С введением ФГОС ДО доработать Образовательную программу ДОУ в соответствии с требованиями к Программе в ФГОС ДО.
Требования ФГОС ДО к Программе: Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объѐм, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Объѐм обязательной части Программы в соотношении: не менее 60% от еѐ общего объѐма; в части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
2. Ориентируясь на Целевые ориентиры развития дошкольников в ФГОС ДО продолжать создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребѐнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.
3. Совершенствовать образовательный процесс в ДОУ путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, информационно-просветительских услуг. Стремиться к высокой результативности ДОУ, а именно: к завершению дошкольного образования сформировать интегративные качества ребенка и универсальные предпосылки учебной деятельности, которые служат основой успешности школьного обучения.
4. Педагогический процесс должен строиться с ориентацией на ребенка и его потребностей. Реализовать индивидуально-дифференцированный принцип обучения путем стимулирования, компенсации и коррекции развития, как у отдельных детей, так и подгруппы детей, а также путем создания благоприятных условий для полноценного развития ребенка, опережающего в своем развитии сверстников.
5. Модернизировать условия, формы и виды работы с воспитанниками в целях полной реализации приоритета ДОУ - познавательно-речевого направления в развитии дошкольников. Формировать познавательные интересы и познавательные действия дошкольников в различных видах деятельности на основе Концепции «Развитие познавательных способностей дошкольников через их активное участие в образовательном процессе»
6. Педагогу ДОУ повышать компетентность по созданию позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с ограниченными возможностями здоровья.
2. Психолого-педагогические и кадровые условия ДОУ. Результативность работы педагогов ДОУ
Одним из главных условий высокой результативности педагогического процесса являются человеческие ресурсы, а именно – педагогические кадры.
а) Образовательный уровень педагогических работников
Заведующий имеет среднее педагогическое дошкольное образование.
Воспитатель имеет среднее специальное образование.
Квалификационная категория: заведующий 1 категорию, воспитатель без категории.
б) Анализ по педагогическому стажу
|
До 5 лет |
От 5 до I0 лет |
От 10 до 20 лет |
От 20 и выше |
Количество |
|
- |
|
2 |
Курсовая переподготовка специалистов ДОУ (количество человек)
Год |
Специалисты ДОУ, прошедшие курсовую переподготовку |
Заведующий |
Воспитатель
воспитатели |
2016-2017 |
+ |
+
2
10 |
Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме введения ФГОС ДО
Психолого-педагогические условия в детском саду
В образовательном процессе используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям. Формирование целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования дошкольников и развитие предпосылок универсальных учебных действий дошкольников через детские виды деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая,
познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, чтение художественной литературы. В инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, а также положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу и взрослых с детьми.
Проблемы
1. Иногда педагог учреждения отдает предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируется на усредненные показатели развития группы.
2. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков педагога. Педагог использует множество различных методов воспитания коммуникативности детей, но проблема все-таки еще не полностью решена. Около 40% детей имеют недостаточно развитые речевые умения: монолог и диалог; владение речью, как средством общения; не привиты навыки саморегуляции собственных действий; редко используют в общении образцы речевого этикета.
Перспективы развития
1. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности коллектива ДОУ.
Педагогу предстоит:
- повышать мастерство через совершенствование педагогических методик, новых современных форм образовательной детской деятельности, используя современные обучающие программы, технологии, проектные методики;
- совершенствовать умения в анализе своей деятельности, в оценке достижений воспитанников, выявления причин низкого качества результатов, умения корректировать и планировать дальнейшую образовательную деятельность с воспитанниками в свете новых требований;
- повышать мастерство педагогов посредством овладения современными технологиями обучения: технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения детей дошкольного возраста; игровые технологии в дошкольном периоде; использование метода образовательных проектов; детское исследование как метод обучения; развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста; моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста; области применения ИКТ для развития дошкольников.
2. Для успешной реализации Программы педагог должна выполнять следующие
психолого-педагогические условия:
- уважение педагога к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребѐнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка ДОУ и педагогом родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
3. У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребѐнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности, установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;
- построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей;
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребѐнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьѐй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
4. Повышать образовательный ценз педагогов в ДОУ через различные формы и методы.
5. Рекомендовать педагогам использовать следующие пути решения проблемы развития коммуникативных навыков дошкольников:
- использовать все возможности ДОУ в целях развития речевых умений дошкольника: чтение, театр, ролевые игры, развивающую среду, дидактические игры и другие;
- развивать у дошкольников владение речью как средством общения: вступать в общение, слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно, говорить выразительно в нормальном темпе;
- во всех видах детской деятельности учить детей образцам речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми: обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.;
- привить навыки саморегуляции собственных действий через игровые методы развития коммуникативных навыков у дошкольников, этические беседы, театрализованные, ролевые и дидактические игры, эмоциональные этюды на выражение интереса, внимания, сосредоточенности, удовольствия, удивления, печали, презрения, страха, вины;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Обучить навыкам учебного сотрудничества: умение общаться в паре, группе из 3-5 человек для планирования совместных игр и действий, достижения результатов, участвовать в обсуждении определенной темы.
2. Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая деятельность
Мониторинг качества физического воспитания дошкольников
Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств (например, быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость и т.д.). Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь. Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.
Дошкольное учреждение является социально-педагогической системой, строящей свою деятельность с учѐтом требований социального заказа государства. Уровень реализации требований социального заказа государства необходимо рассматривать в качестве результата деятельности ДОУ.
Современный социальный заказ включает два аспекта, один из которых связан с сохранением и укреплением здоровья детей, а второй – с обеспечением их развития. Следствием выполнения этих аспектов социального заказа будет выступать готовность ребѐнка к продолжению образования в следующем звене образовательной системы.
Таким образом, узловыми звеньями анализа результатов деятельности ДОУ будут состояние здоровья детей и степень развивающего эффекта их обучения.
Выполнение детодней
Год |
Пропущено всего по болезни |
Пропущено по болезни на 1 ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы организации физического воспитания
|
Возраст |
|
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
Организованная образовательная деятельность физкультурой |
всей группой |
до 15 мин. |
15-20 мин. |
20-25 мин. |
25-30 мин. |
25-35 мин. |
подгруппами |
до 15 мин. |
15-20 мин. |
20-25 мин. |
25-30 мин. |
25-35 мин. |
индивидуально |
до 15 мин. |
15-20 мин. |
20-25 мин. |
25-30 мин. |
25-35 мин. |
Самостоятельные занятия |
Подвижная игра |
5-7 мин. |
5-7 мин. |
7-10 мин. |
10-15 мин. |
10-15 мин. |
Утренняя гимнастика |
4-5 мин. |
4-5 мин. |
6-8 мин. |
8-10 мин. |
8-10 мин. |
Физкультминутки во время других занятий |
|
2-3 мин. |
2-3 мин. |
2-3 мин. |
2-3 мин. |
Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами |
корригирующая гимнастика ходьба босиком |
Физкультурные пешеходные прогулки, ходьба на лыжах |
|
15-20 мин. |
20-25 мин. |
25-30 мин. |
25-40 мин. |
Физкультурные досуги |
|
|
1 раз в месяц |
|
|
|
20-30 мин. |
25-30 мин. |
25-40 мин. |
Физкультурные праздники |
|
|
2 раза в год |
|
|
|
30-40 мин. |
40-45 мин. |
45-60 мин. |
День здоровья |
вся группа 1 раз в квартал |
Формы физического воспитания с участием родителей |
|
2 раза в году |
Формы физического воспитания в семье |
консультации, беседа, информация, родительские собрания, совместные праздники, консультации специалистов |
Спортивные игры |
|
Элементы футбола, волейбола |
Проблемы Слабая сторона: не выстроена работа с родителями по формированию ответственности за сохранение здоровья у своих детей. В законе "Об образовании" РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Основанием такого утверждения является тот факт, что заболеваемость детей повышается после выходных и праздников. Предполагаем, что дети самостоятельно много гуляют в холодную погоду, одежда не всегда соответствует погоде. Особенно касается семей социального риска.
Социальный паспорт семей воспитанников
Общее количество семей –16
полных семей
неполных семей
многодетных семей
Проблемный вопрос: детскому саду следует расширить комплекс мероприятий в работе с родителями, в которых бы прослеживалась взаимосвязь детского сада и семьи в здоровьесберегающей направленности, приобрести современное физкультурное оборудование, шире использовать здоровьесберегающие технологии, работать в тесном контакте с участковым педиатром
Перспективы развития
1. Продолжать дальнейшее совершенствование форм работы по оздоровлению и профилактике заболеваемости детьми.
2. Создать механизм партнерства представителей детского сада и родителей, представителей здравоохранения и местных органов власти в целях укрепления здоровья дошкольников. Только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семьи, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни
3. Продолжить пополнять материальную базу современным физкультурным оборудованием.
4. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ДЕТСКОГО САДА
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
ДЕТСКОГО САДА
МАКРОСРЕДА
-Участок детского сада(группы)
-Физкультурная площадка
- Музыкальный зал
- Физкультурный зал
-Уголок марийского быта |
МИКРОСРЕДА
-Спортивный уголок
- Уголки детского творчества: -ИЗО, театральный, музыкальный,
ручного труда.
- Строительно-конструктивный
- Уголки уединения
- Уголок природы
- Уголок детской книги
Игровой уголок и др. |
Динамика развития материально-технической базы детского сада
Годы |
Предметно-развивающая среда |
Макросреда |
Микросреда |
|
Благоустройство спортивного зала, замена пола |
Игровое и двигательное пространства спортивного зала |
|
Благоустройство прогулочных участков |
Игровое и двигательное пространства территории |
Неукоснительно соблюдается принцип доступности предметно-игровой среды для воспитанников, который предполагает: свободный доступ воспитанников к играм, материалам, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре), пособиям, игрушкам, обеспечивающим все основные виды детской активности, доступность для воспитанников всех помещений ДОУ, где осуществляется образовательный процесс.
Соблюдается безопасность предметно-пространственной среды, которая предполагает соответствие всех еѐ элементов требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования. Шкафы надежно закреплены, игрушки находятся на уровне роста ребенка. Игрушки и физкультурное оборудование имеют сертификаты качества. Постоянно действующая комиссия регулярно проводит осмотр помещений, участков и игрушек на предмет безопасности, исправности и сохранности материалов и оборудования. Сотрудники учреждения, отвечающие за безопасность ОУ, регулярно проходят обучение и переподготовку.
Продолжается работа по формированию информационной грамотности педагогов ДОУ. На данный момент 100 % педагогов умеют пользоваться компьютером.
Проблемы
1. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жѐстко закреплѐнным способом употребления) предметов. Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Предметно-игровая среда детского сада отвечает таким требованиям, как доступность, безопасность, средняя насыщенность. Но, к сожалению, в ДОУ недостаточно средств для приобретения в группы мягких модулей, современного игрового оборудования для ролевых игр, кукол, разных видов театра, костюмов, трансформируемых домиков и т.д.
2. Предметная среда должна учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс. Для реализации Региональной части Образовательной программы ДОУ следует обновить не только содержание стендов, но и весь иллюстрационный материал, макеты, экспонаты.
3. Ощущается недостаточность лабораторного оборудования для опытов и экспериментов.
4. Невозможно качественно реализовать воспитательно- образовательный процесс без мультимедийного оборудования в группе. Мультимедийное оборудование в групповую комнату – это требование времени.
Перспективы развития
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка через материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда групповых комнат, участков и помещений ДОУ содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
2. Решить задачу обеспечения детского сада игровыми материалами, которые соответствуют требованиям СанПиН к игрушкам: безопасны, крепкие в использовании,
долго служат, несут образовательную и развивающую функцию. В ДОУ должно быть достаточно настольно-печатных игр, деревянных и металлических конструкторов, крупного строительного материала, мягких модулей, современного игрового оборудования для ролевых игр «Магазин», «Кухня», «Дом», «Парикмахерская», «Больница», «Пожарные учения», кукол, машин, разных видов театра, театральных костюмов для детей и взрослых, трансформируемых домиков и т.д. Обеспечение сменным игровым материалом.
3. Решить задачу оснащения участка и физкультурной площадки детского сада игровым и физкультурным оборудованием по типу «Спортивные городки», лыжами, санками, велосипедами, которые отвечают требованиям качества и безопасности.
4. Решить задачу обеспечения групповой комнаты детской мебелью, детскими шкафчиками для раздевания в приемной.
5. Обновить содержание стендов и весь иллюстрационный материал.
6. Необходимо выполнение «Программы информатизации ДОУ». Решить задачу обеспечения компьютером и мультимедийным оборудованием для демонстрации электронных предметных и сюжетных картин, познавательных презентаций, мультфильмов, сказок, аудиозаписей.
Раздел III. Концептуальные основы развития дошкольного учреждения
В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Дошкольное детство становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап.
Основной, концептуальной идеей реализации образовательной деятельности педагогического состава, является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка, формирование активной личности, способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и действовать.
Концептуальная цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях. ФГОС ДО – это стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ. Основной принцип этого документа: сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
ФГОС ДО утверждает, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. Приняв за основу идею самоценности дошкольного периода детства, мы считаем, что педагогический процесс необходимо строить в двух взаимосвязанных направлениях - подготовка ребенка к будущей жизни и забота о его полноценном детстве. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.
Развитие воображения, развитие творчества – главнейший залог формирования у ребенка готовности к школе. А его подмена дидактическим тренажом, натаскивающим упражнениями в рамках изучения псевдошкольных «учебных предметов» - верный путь выработки у ребенка школьной неготовности. Причем – в таких ее проявлениях, преодолеть которые в школе будет очень трудно, если не невозможно. Конечно, развитие воображение -не панацея, а способ не иметь многих проблем. Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Они жизнерадостны и открыты миру, но
вместе с тем очень избирательны и критичны. Прежде всего - к самим себе. Воображение избавляет детей, а потом - и взрослых от самого страшного - внутреннего одиночества.
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком.
Концептуальные основы развития дошкольного учреждения
Концепция развития образовательного процесса в ДОУ
1. Построение педагогического процесса с ориентацией на ребенка, его потребности и реализацией индивидуально-дифференцированного принципа обучения путем стимулирования, компенсации и коррекции развития, как у отдельных детей, так и подгруппы детей, а также путем создания благоприятных условий для полноценного развития ребенка, опережающего в своем развитии сверстников. В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
2. У каждого ребенка свой путь развития. Реализация права каждого ребенка на полноценное развитие и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями.
3. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости. Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. "Дошкольный ребѐнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребѐнка "через ворота детской игры".
4. Воспитатели будут развивать ребенка в игре, а не натаскивать к школе».
5. Взаимодействие, сотворчество детей и взрослых в образовательном процессе – это «стандарт» качественного дошкольного образования. Развитие воображения, развитие творчества – главнейший залог формирования у ребенка готовности к школе. Развитие воображения и всего взрастающего на нем творческого потенциала ребенка - прямая, более того центральная, задача дошкольного образования, как базиса образовательной системы. Но развивать воображение необходимо не столько как познавательную, сколько, как универсальную способность. Взаимодействие взрослого с детьми и детей со сверстниками в игре, рисовании, аппликации, конструировании, пении, танцах, театрализации, в общении -всѐ это не просто различные способы времяпровождения в детском саду, но особые формы детского творчества, или точнее – сотворчества детей и взрослых в различных видах детской деятельности. Они – повседневная реальность жизни детского сада. Новый стандарт призывает развивать взаимодействие ребѐнка с взрослыми и со сверстниками, а не воздействовать на детей односторонне.
6. Совершенствование образовательного процесса в ДОУ путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг.
Любая детская деятельность должна быть мотивированной, желанной, увлекательной! Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству. Обновить образовательный процесс комплексом дополнительных образовательных услуг.
7. Организация образовательного процесса в ДОУ по принципу интеграции образовательных областей. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. ФГОС ДО не допускает больших учебных нагрузок на детей. Комплексно-тематическое планирование позволяет уменьшить учебную нагрузку на детей, так как большую часть знаний, умений и навыков дети получают в процессе различных форм детской деятельности во все режимные моменты. Развивающая среда ДОУ, способствует опосредованному обучению детей. При интеграции исчезает обыденность содержания обучения и воспитания в ДОУ. При
комплексно-тематическом планировании чаще используются такие виды деятельности, как встречи, игры, праздники, развлечения, проекты, события, экскурсии. Образовательная деятельность становится для детей интересной, разнообразной, увлекательной.
Целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка на этапе завершения уровня дошкольного образования
-Ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-Ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- Ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребѐнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-Ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки грамотности;
-У ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-Ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-Ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Модель развития дошкольного образовательного учреждения Миссия дошкольного учреждения
Мы принимаем ребѐнка таким, какой он есть. Верим, что каждый ребѐнок – талантливая, уникальная, творческая личность. Делаем всѐ, чтобы помочь ребенку наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Мы – за свободное развитие. Предоставляя ребенку, право выбора, мы стимулируем развитие навыков самодисциплины, независимости, самостоятельности, ответственности, способствуем формированию высокой самооценки. Мы стремимся к самосовершенствованию, как профессиональному, так и личностному. Постоянно работаем над собой. Умеем действовать в команде. Родители - часть нашей команды.
Мы верим в то, что наши дети – наше будущее, и оно прекрасно! Помним, что сами были детьми.
1. Обеспечение высокой конкурентоспособности образовательного учреждения среди дошкольных учреждений. Обеспечить эффективную реализацию Образовательной программы ДОУ, соответствующую ФГОС ДО. Обогатить Региональную часть Программы, путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам.
2. Ориентируясь на Целевые ориентиры развития дошкольников в ФГОС ДО, продолжать создание условий для развития дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка, для позитивной социализации ребѐнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.
3. Обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного обучения.
4. Предметно-игровая среда ДОУ – зона ближайшего развития детей, через которую они получают самостоятельное опосредованное обучение. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жѐстко закреплѐнным способом употребления) предметов. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Информатизации образовательного пространства ДОУ. Обеспечить компьютерами и мультимедийным оборудованием для демонстрации детям электронных предметных и сюжетных картин, познавательных презентаций, мультфильмов, сказок, аудиозаписей.
6. Создание механизма партнерства представителей детского сада и родителей, в целях укрепления здоровья дошкольников. Только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семьи, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни
7. Расширение участия коллектива, родительского актива в принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения.
8. Создание условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ осваивающими Программу совместно с другими воспитанниками, в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. – инвалидами.
9. Повышение образовательного ценза и профессиональной компетентности
педагогов ДОУ. в современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада. Повышаются требования к педагогу, к его работе в инновационном режиме.
Модель профессиональных компетентностей педагога ДОУ
1. Педагог ДОУ:
- повышает мастерство через совершенствование педагогических методик, новых современных форм образовательной детской деятельности, используя современные обучающие программы, технологии, проектные методики;
- совершенствует умения в анализе своей деятельности, в оценке достижений воспитанников, выявления причин низкого качества результатов, умения корректировать и планировать дальнейшую образовательную деятельность с воспитанниками в свете новых требований.
- повышает мастерство посредством овладения современными технологиями обучения: технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения детей дошкольного возраста; игровые технологии в дошкольном периоде; использование метода образовательных проектов; детское исследование как метод обучения; развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста; моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста; области применения ИКТ для развития дошкольников.
2. Для успешной реализации Программы педагог умеет создавать следующие психолого-педагогические условия для воспитания и обучения детей:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребѐнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия1;
- поддержка Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
3. У педагогического работника, реализующего Образовательную программу ДОУ, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребѐнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности, установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), организованной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;
- построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.
- Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребѐнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьѐй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Детский сад гарантирует своим выпускникам уровень развития, соответствующий государственному стандарту. Настоящий стандарт определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основной образовательной программы, максимальный объѐм учебной нагрузки на ребѐнка в организованных формах обучения; ориентиры развития ребѐнка при завершении ступени дошкольного образования.
Для того чтобы уровень развития дошкольника соответствовал данному стандарту, в ДОУ создаются определѐнные условия.
Требования к психолого-педагогическим условиям состоят из следующих компонентов:
1. Требование к образовательной программе;
2. Профессионализм педагогов;
3. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребѐнка;
4. Определѐнные требования к среде развития ребѐнка.
Основным показателем качества образования является готовность детей к переходу к следующей социальной ступени. Выпускники достаточно успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в школе. Дети осознают свои физические и психологические возможности и умения, имеют высокий познавательный уровень. Проявляют способность к оценке своих достижений в конкретных видах деятельности, мотивационная готовность к школе, обусловлена, желанием учится, получать новые знания. Развито чувство уверенности, базирующееся на сознании самоценности, с пониманием достоинств в себе ив окружающих. Развиты умения общаться со сверстниками,входить в контакт действовать и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнении.
Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предполагает использование современных программ и технологий, которые преследуют непросто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, при которой ребѐнку открываются новые возможности действия и которая обеспечивает его новые достижения и продвижения в развитии. При таком обучении самоценными становятся задачи развития, а не узко учебные задачи, связанные с передачей детям некоторого круга знаний и умений. При этом важное значение отводится соблюдению развивающей этапности обучения.
Принципы построения образовательного процесса.