Утверждена приказом
и.о. заведующего МБДОУ
«Чуксолинский детский
сад «Ягодка»
от 01.11.2017г. № 45/8
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Чуксолинский детский сад «Ягодка»
Программа «Здоровье»
на 2017-2020 г.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня уже не у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая работа. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».
Программа представляет собой работу по оздоровлению дошкольников.
Изучили методические пособия по физическому воспитанию, по планированию физкультурной деятельности.
Ознакомились с программой Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста», которая имеет 5 направлений:
1.Человек и окружающие его люди
2.Человек и окружающая его природа
3. Человек и здоровье
4. Человек на дорогах
Разрабатывая программу «Здоровье», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органично входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, решила вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания развивающей среды и реализации определенных педагогических технологий.
Программа «Здоровье», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Программа «Здоровье» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателя, содержания обучения и воспитания.
Цель программы:
Создание в ДОУ здоровьесберегающего пространства для гармоничного физического развития и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1.Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
2.Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
3. Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, плавание, футбол, волейбол, ритмика)
4. Развивать физические качества и умение рационально их использовать в различных условиях.
5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
6.Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
7. Создать оптимальный режим, обеспечивающий защиту нервной системы, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
8. Улучшение материально-технической базы, способствующей психофизиологическому благополучию дошкольников.
Анализ развивающей среды.
Система физкультурно-оздоровительной работы предполагает создание определенной среды для физического развития и укрепления здоровья. Она включает в себя специально оборудованные помещения, наличие инвентаря, санитарно-гигиенические условия.
В ДОУ имеется:
Отдельное, оборудованное помещение для физкультурных занятий и свободной двигательной активности – физкультурный зал.
Для медицинского осмотра, проведения профилактических мероприятий оборудована изоляторская.
Оборудование (мебель, игрушки) в группах подобраны в соответствии с ростом детей.
Санитарно-гигиенические условия в группах соблюдаются.
Спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарем и оборудованием.
Имеется картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами.
Имеется картотека для развития основных движений, физкультминуток и пальчиков игр.
Программа реализуется в следующих направлениях:
Работа с детьми.
Работа с педагогами
Работа с родителями
Укрепление материально-технической базы.
1.Работа с детьми.
Осуществляется воспитателем, младшим воспитателем, воспитателей, музыкальным руководителем. Она различает следующие разделы:
1.Диагностика
2. Полноценное воспитание
3. Система эффективного закаливания
4. Организация рациональной двигательной активности
5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей
6. Создание представлений о здоровом образе жизни
7. Лечебно-профилактическая работа
8. Летне озодоровительные мероприятия
1раздел:
Диагностика – комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые позволяют глубоко узнать ребенка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья. Проводится диагностика 2- 3 раза в год.
2 раздел:
Полноценное питание.
В организации питания следует придерживаться естественных потребностей ребенка, исключить насилие. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых по договоренности.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
- гигиена приёма пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания,
- эстетика организации питания (сервировка)
- индивидуальный подход к детям во время питания;
- правильность расстановки мебели;
3 раздел
Система эффективного закаливания.
Соблюдение температурного режима в течение дня.
Правильная организация прогулки и её длительность.
Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом сезонного состояния здоровья детей.
Облегченная одежда детей в детском саду
Дыхательная гимнастика после сна
Мытье прохладной водой
Комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки)
4 раздел
Организация рациональной двигательной активности
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:
Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости (занятия строить с учетом подгруппы здоровья ребенка)
Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная коррекция нарушений в состоянии здоровья;
Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки
Формы организации физического воспитания:
Физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке
Прогулки-походы
Оздоровительный бег в теплое время года
Физкультминутки
Физкультурные досуги, праздники, дни «здоровья»
Утренняя гимнастика
Индивидуальная работа с детьми
Свободная двигательная активность
Физкультурные занятия разнообразные по форме и содержанию в зависимости от задач:
Традиционные
Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности
Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональное впечатление
Тематические занятия
5 раздел
Создание условий организации оздоровительных режимов для детей
Организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями дошкольника
Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывание на свежем воздухе и помещениях при выполнении физических упражнений.
Организация режима дня детей в соответствии с сезонными изменениями. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности на воздухе и в помещении.
Санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями.
6 раздел
Создание представлений о здоровом образе жизни
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
Привитие стойких культурно-гигиенических навыков
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
Формирование элементарных представлений об окружающей среде
Формирование привычки ежедневных физкультурных занятий
Развитие представлений о строении собственного тела
Выработка сознательного отношения к своему здоровью
8 раздел
Лечебно-профилактическая работа:
Оздоровительная гимнастика: нарушение осанки, плоскостопие
Иммуномодуляторы: дибазол
Применение оксолиновой мази
Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит, витаминизированные напитки
Лечебно-оздоровительная работа с детьми осуществляется согласно плану.
9 раздел
Летнеозодоровительные мероприятия.
Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций.
Формы организации оздоровительной работы:
Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком
физкультурные занятия в природных условиях (в лесу, спортивной площадке)
физкультурные развлечения, праздники на воздухе
витаминизация: фрукты, соки
Работа с педагогами
Обучение воспитателей практическими приемами проф.работы с детьми
Расширение проф.компетенции сотрудников МДОУ по вопросам оздоровления детей, профилактике заболеваемости посредством самообразования и индивидуального консультирования.
Педагогический контроль за физкультурно-оздоровительной работой в МДОУ
Работу с педагогами условно делим на 3 блока
1 блок. Состояние образовательного процесса и состояние здоровье:
- диагностика состояния здоровья всех возрастных подгрупп;
- диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду.
- диагностика физической подготовленности дошкольников
- создание информационной базы по психологическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим составляющим здоровья детей.
2 блок. Комплексная стратегия, направленная на улучшение состояния здоровья детей:
- пропаганда здорового образа жизни (распространение рекламно-информационной литературы)
3 блок. Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья
- анализ заболеваемости дошкольников
- анкетирование родителей
Работа с родителями
Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей
Пропаганда общественного дошкольного воспитания
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.
Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам
Дни открытых дверей
Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших
Показ занятий для родителей
Совместные занятия для детей и родителей
Организация совместных дел
Методы, используемые в работе:
Анкета для родителей
Беседа с родителями
Беседа с ребенком
Наблюдение за ребенком
Посещение семьи ребенка
Ожидаемые результаты реализации программы:
1.Повышение эффективности оздоровления детей через снижение заболеваемости
2. Обогащение материально-технической базы для физического развития и оздоровления детей в соответствии с современными разработками
3. Обеспечение статистического учета, контроля, анализа на всех уровнях
4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию
5. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
Технология здоровьесбережения
Физическое воспитание |
Оздоровительная работа |
Закаливание коррекция санки праздники досуги соревнования |
|
|
|
Закаливание Гимнастика после сна Солнечные ванны |
|
Мероприятия Выставки, праздники, досуги, дни здоровья, профилактические конкурсы |
Работа на муниципальном уровне - выступления на конференциях, семинарах…. - показ открытых занятий - обобщение опыта
|
Работа с воспитателями - семинары - консультации - педсоветы - открытые просмотры
|
Преемственность со школой - проведение общих мероприятий - консультации - семинары - совместная работа по оздоровлению детей
|
Совместная работа воспитателей и родителей - объединенный совет педагогов и актив родителей - работа актива родителей в творческой группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель двигательного режима детей 2-7 лет
№
|
Виды занятий
|
Особенности организации
|
|
1. Физкультурно-оздоровительные занятия
|
|
1 |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно на открытом воздухе и в зале. 10-12 мин. |
2 |
Двигательная разминка |
Ежедневно по мере необходимости, м. д. занятиями. 7-10 мин. |
3
|
Физкультминутка
|
Ежедневно, в зависимости от содержания и вида занятия. 3-5 мин.
|
4
|
Подвижные игры и упражнения на прогулке
|
Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами . 3-5 минут
|
5
|
Индивидуальная работа по развитию движений
|
Ежедневно во время утренней или вечерней прогулки. 10-12 мин.
|
6
|
Прогулки- походы в лес или близлежащий парк
|
2-3 раза в месяц, 60-120 минут, вместо физкультурного занятия с играми и упражнениями. (Пешие или лыжные).
|
7
|
Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами.
|
Ежедневно. Длительность не более 10 мин.
|
8
|
Оздоровительная гимнастика (профилактика нарушения осанки, плоскостопия)
|
2 раза в неделю по показаниям
|
|
Учебные занятия:
|
|
1 |
Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно, под контролем воспитателя в помещении или на воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. |
|
Физкультурно-массовые занятия
|
|
1 |
День здоровья |
Первый понедельник каждого месяца. |
2 |
Физкультурный досуг |
1 раз в месяц на воздухе. |
3 |
Спортивный праздник |
2 раза в год. |
|
Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи
|
|
1 |
Совместные физкультурные занятия с детьми и родителями |
По желанию родителей, воспитателей. |
2 |
Участие родителей в спортивных массовых мероприятиях |
По приглашению педагога. |
|
|
|
|
|
|