Пропустить до основного содержимого

МБУДО Новоторъяльский районный Дом детского творчества

Домашняя
  
МБУДО Новоторъяльский районный Дом детского творчества > Образование > Методические документы для обеспечения образвоательного процесса  

Методические документы для обеспечения образвоательного процесса

Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Новости
План работы на год
Календарь событий ОУ
Структура и органы управления ОО
Структура и органы управления
Документы
Локальные акты
Лицензия
Устав МБУДО Новоторъяльский районный ДДТ
Отчет о результатах самообследования
Образование
Реализуемые уровни образования
Учебный план
Численность обучающихся
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места приема (перевода)
Навигатор ОДОД.
Страницы истории ДДТ
Деятельность
Учебно-воспитательный процесс
Безопасность
Коррупция
Отчеты учреждения
Фотогалерея
Обращение граждан
Жалобы
Предложение
Заявки
Обсуждения
Узлы
Пользователи и группы
Архив
Информационно-образовательные ресурсы

МБОУДОД Новоторъяльский районный Дом детского творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

Программа

«Мониторинг образовательной деятельности

Дома детского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Составила: Бояринова Л.А., методист ДДТ

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

                                                    П.г.т. Новый Торъял

                                                                     2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа           

мониторинга качества дополнительного

образования  детей

 

Концептуальные положения.                                                                    

 

Мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

 

Качество образования:

- Социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

 

- Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержания образования, форм и методов обучения, материально-технической базы, кадрового состава и т.д., которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся. Качество образования предполагает учет мировых тенденций развития образования и использования современных образовательных технологий в учебном процессе.

 

Образовательный результат – это изменения, которые происходят с обучающимися, благодаря специально организованному образовательному процессу.

 

Основные критерии качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования:

- наличие набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку обучающихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями;

- степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ к требованиям потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение;

- уровень освоения обучающимися выбранных ими образовательных программ;

- уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения.

 

Цель программы:

- Обеспечение эффективного информационного отражения состояния образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития учреждения.

 

Задачи:

- непрерывное наблюдение за состоянием объекта мониторинга и получение оперативной информации;                                                                    - своевременное выявление изменений, происходящих в системе, и факторов, их вызывающих;                                                         

- предупреждение негативных тенденций;                                    

- осуществление краткосрочного прогнозирования;                           - оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения.

 

Организация мониторинга.

 

1 этап. Определение объектов мониторинга и направлений, по которым будет вестись сбор информации.

2 этап. Сбор информации – основной элемент в организации мониторинга. Методы: экспертный опрос, наблюдение, анализ документов, посещение занятий, контроль знаний, умений, навыков обучающихся через анкетирование, самооценку, тестирование, опрос.

3 этап. Аналитический – обработка и систематизация информации, которая послужит дальнейшему использованию данных мониторинга.

Статистическая обработка данных дает возможность:

- определять относительное место обучающегося в группе;

- выделять группы обучающихся с высокими и низкими показателями;

- отследить динамику изменений результатов в течение нескольких лет;

- проводить сравнения групп по заданным параметрам;

- получить сравнительную оценку качества работы педагога;

- определить развитие материально-технической базы учреждения и приводить его в соответствие с потребностями учреждения;

- определить уровень кадрового потенциала и др.

 

Объекты программы.

* Педагогический коллектив.

* Обучающиеся образовательного учреждения.

* Образовательный процесс (творческий потенциал учреждения-достижения).

* Воспитательная система.

* Ресурсное обеспечение (материально-техническая база).

 

                     

                                          Содержание программы.

                       

1 этап реализации программы.

Мероприятия.

- Анализ состояния учебно-воспитательного процесса.

- Пропаганда и обзор материалов по теме методической работы.

- Разработка программы мониторинга.

- Определение методических мероприятий, индивидуальных тем самообразования на основе единой методической темы.

 

2 этап реализации программы.

 

Педагогический коллектив.

- Состав педагогического коллектива на начало учебного года.

- Педагогический стаж на начало учебного года.

- Возрастные данные педагогов.

- Образовательный уровень педагогического коллектива.

- Уровень квалификации педагогов по категориям.

- Повышение квалификации педагогических кадров.

- Мониторинг профессиональных затруднений педагогов

 

Обучающиеся образовательного учреждения.

 

- Список обучающихся на учебный год по группам.

- Обучающиеся по возрасту, полу, годам обучения, по школам.

- Списки одаренных детей.

- Списки детей группы риска.

- Наличие правонарушений, детский травматизм.

 

Образовательный процесс

- Составление реестра программного обеспечения учреждения на год.

- Мониторинг результатов обучения ребенка по программе дополнительного образования.

- Мониторинг результативности творческих объединений (по итогам полугодия, года).

- Проведение опроса по выявлению социального заказа населения.

 

Воспитательная система.

- Уровень воспитанности.

- Изучение потребностей семьи в образовательных услугах ДДТ

- Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных, воспитательных и социальных услуг.

- Социальный статус семей.

- Анкетирование родителей по проблеме удовлетворенности результатами образовательного процесса в объединении и учреждения в целом.

- Модель выпускника ДДТ.

- Самоопределение выпускников.                                                                                    

 

Ресурсное обеспечение.

- Мониторинг материально-технического оснащения учреждения.

 

3 этап реализации программы (аналитический).

Мероприятия.

- Сбор и накопление материалов из опыта работы по методической теме.

- Соотнесение результатов работы с поставленными целями и задачами.

- Анализ деятельности.

- На основе анализа деятельности корректировка работы.

- Создание банка диагностических методик и измерителей.

- Создание банка статистических и отчетных материалов по итогам диагностических исследований.

 

Ожидаемые результаты.

- Эффективное информационное отражение состояния образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов деятельности, на основе которого спланировать прогноз развития учреждения.

- Непрерывное наблюдение за состоянием объекта и получение оперативной информации.

- Своевременное выявление изменений, происходящих в системе, и факторов их вызывающих, предупреждение негативных тенденций, осуществление краткосрочного прогнозирования.

        

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

                                   Промежуточные результаты.

 

Педагогический коллектив.

1.Мониторинг профессиональных затруднений педагогов.

2.Количественный состав по основному месту работы:

- основное место работы;

- совмещение.

3. Самообразование (что изучает педагог самостоятельно).

4. Методическая работа:

- разработка методических материалов;

-презентация индивидуального педагогического опыта (педагогические мастерские, семинары, открытые занятия и др.);

- разработка авторских программ, методик, систем;

- участие в разработке и реализации образовательных и социально-педагогических проектов.

- взаимопосещение занятий, мероприятий;

5. Курсы повышения квалификации.

6.Результаты личностных достижений в профессиональной деятельности педагогов:

- материалы по обобщению опыта работы;

- участие в различных конкурсах профессионального мастерства;

- наличие публикаций по профилю деятельности;

7.Участие обучающихся на конференциях, конкурсах, соревнованиях, внеурочных формах работы:

- уровень;

- количество участников;

- результативность (победители, призеры, сертификаты).

8.Использование ИКТ и интернета в учебном процессе и управлении, дистанционное образование, программное обеспечение и оборудование.                                                                                              - уровень поведения занятий;                                                                                 - кабинет;                                                                                                    -

9.Диагностика удовлетворенности педагогов педагогической деятельностью, условиями работы в ДДТ.                                                                                                                           

 

                    Мониторинг профессиональной компетентности                                                                   педагогов Дома детского творчества

 

Цель: выявление уровня профессиональной компетентности каждого    педагога.

Объект: педагоги ДДТ, обучающиеся;

Диагностический инструментарий: анализ плана занятия, наблюдение, собеседование, анкеты, аналитические справки педагогов по итогам года.

1.Организация педагогической деятельности педагога.

Цель:выявить умения педагогов; оценка: да, нет.

1.1. Соответствие плана занятия поставленным целям.

1.2. Оформление документации по занятию (наличие дидактического материала).

1.3. Деятельность педагога в ходе воспитательно-организационного процесса (коммуникативный и организаторский компоненты).

1.3.1. Умение педагога мотивировать обучающихся на достижение целей и выполнение задач занятия.

1.3.2. Умение организовать работу обучающихся на достижение целей и выполнение задач занятия.

1.3.3. Уровень владения содержанием учебного предмета.

1.3.4. Качество организации занятия (наличие обратной связи со всеми обучающимися, реализация основных психологических требований к занятию).

2.Уровень владения педагогом знаниями и умениями (педагогическими, психологическими, методиками, методами, приёмами и технологиями обучения).

Цель: выявить уровень научно-теоретической подготовки педагогов; оценка: высокий, средний, низкий.

2.1. Уровень знаний психологических особенностей обучающихся.

2.2. Уровень владения содержанием своего предмета.

2.3. Уровень владения методами, приёмами.

2.4. Уровень владения технологиями обучения.

3.Профессионально-значимые личностные качества педагога.

Цель: определить уровень сформированности  профессионально-значимых личностных качеств педагога; оценка: в соответствии с методикой Ю.Ж.Шайгородского, Юнга.

3.1. Уровень эмоциональной стабильности.

3.2. Стиль общения.

3.3. Профессиональные мотивы.

3.4.Эрудиция.

3.5.Темп речи.

3.6. Организаторские умения.

4.Качество образования.

Цель: выявить уровень результативности качества образования; оценка по методике контроля ЗУН, выработанных в ДДТ:  1 балл- низкий уровень, 5 баллов – средний, 10 баллов – высокий.

4.1. Уровень сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков (ОУУН):

       - теоретические знания;

       - владение специальной терминологией;

       - практические знания.

4.2. Уровень сформированности учебно-организационных умений обучающихся:

      - организация рабочего места;

      - выполнение правил личной гигиены учебного труда;

      - выбор способов деятельности;

      - планирование организации контроля труда;

      - выбор способов деятельности.

5. Уровень воспитанности. Цель: определить уровень воспитанности; оценка: высокий, средний. низкий (можно по Н.П.Капустину).

 

 

                                         Карта анализа занятия                                                                                            педагога дополнительного образования

 

Критерии оценки.

1.Подготовка к занятию:

- Наличие конспекта занятия и творческое его использование.

- Подбор демонстрационного и раздаточного материала.

- Рациональное размещение материала.

- Предварительная работа с детьми.

2.Выполнение санитарно-гигиенических требований:

- удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия);

- контроль за правильностью осанки детей во время работы;

- соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям.

3.Рациональность выбора методов и приемов работы с детьми:

- Игровые приемы;

- приемы привлечения и сосредоточения внимания детей;

- приемы обеспечения интереса и эмоциональности детей;

- приемы активизации самостоятельного мышления детей;

- приемы подачи нового  материала с опорой на имеющиеся.

4.Соответствие структуры занятия программному содержанию.

5.Умение регулировать поведение детей в процессе занятия.

6.Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

7.Поведение детей в процессе занятия: активность, интерес, внимание.

8.Речь педагога: доступность, лаконичность, эмоциональность.

9.Усвоение детьми программного материала.

 

     Образовательные программы                        

дополнительного образования детей.

 

1.Вид программы:

- типовые (примерные);

- модифицированные;

- авторские.

2.По годам обучения:

- 1 год;

- 2 года;

- 3 года и более.

3. По направленности деятельности:

- художественно-эстетическая;

- спортивно-оздоровительная;

     - туристско-краеведческая;

     - научно-техническая;

     - эколого-биологическая;

     - социально-педагогическая;

     - культурологическая.                                                                                                       4. По уровню освоения:

    - общекультурный;

    - углубленный;

    - профессионально-ориентированный.

5. Соответствие учебно-тематического плана образовательной программы учебному плану ДДТ.

6. Рецензирование программы.

7. Утверждение на заседании Методического совета.

8. Обновление содержательного компонента программы.

9. Модернизация технологического компонента программы.

10. Разработка мониторинга программы.

 

                                     Образовательный процесс.

 

Вариант 1.

 

5 основных показателей:

1)Знания, умения, навыки (ЗУН) – овладение специальными знаниями, умениями, навыками или допрофессиональная подготовка.

2)Мотивация к занятиям – интерес к предмету на уровне увлечения или стремление изучить предмет как будущую профессию, добиться высоких результатов.

3)Творческая активность – легко увлекается творческим делом, обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, рождает новые идеи.

4)Эмоциональная настроенность – проявляет произвольную активность в выражении эмоций, развита эмоциональная выразительность жестов, мимики, голоса. Высокий уровень включенности в художественный образ.

5)Достижения – значительные результаты на уровне республики, России.

 

Вариант 2.

 

1. Учебные достижения.

1) Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета. Критерии: глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность практических действий (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям).

 Показатели:

- усвоение (знание, понимание, умение дать определение и применить) основных элементов содержания (правил, терминов, технологий и пр.);

- владение обучающимися метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях (приемах и средствах открытия нового знания);

- умение выполнить работу по образцу, выстроить алгоритм своих действий и применить знания по предмету в различных ситуациях; самостоятельная практическая работа обучающихся;

- умение анализировать и перерабатывать информацию любого вида, сопоставлять наглядные и вербальные формы предъявления материала; выбирать оптимальную форму для собственного ответа или  решения задачи;

- участие детей в обучении, умение составлять собственные оригинальные решения задачи;

- умение ребенка строить целостный образ изучаемого опыта;

- количество учащихся, в полной степени освоивших программу;

- качество детских творческих «продуктов» (изделий, выступлений и т.д.): грамотность, художественный и технический уровни исполнения, использование творческих элементов;

- стабильность практических достижений обучающихся: победы и участие в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и др.

2) Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету.

Критерии данного параметра: характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, участие детей в образовательном процессе и характер мотивов ухода ребенка из коллектива.

Показатели устойчиво интереса детей к предмету:

- текущая и перспективная сохранность контингента;

- наполняемость коллектива и количество групп на начало года;

- положительные мотивы посещения занятий;

- осознание детьми социальной значимости и нужности предмета для себя;

- оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее;

- широкое применение учащимися знаний на практике;

- наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.

 

2.Личностные достижения.

1) Направленность динамики личностных дстижений. Он определяется характером изменения личностных качеств, направленностью позиции ребенка в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей, адекватностью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.

2) Нравственное развитие обучающихся:

- характер отношения между педагогами и детьми;

- между членами детского коллектива;

- состояние микроклимата в группе;

- мотивы ребенка и коллектива;

- культура поведения учающихся.

3) Приобщенность обучающихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным).

Показатели:

- постановка конкретных воспитательных задач, планомерная и систематическая воспитательная работа;

- доброжелательная атмосфера в коллективе, дружба, отсутствие актов насилия, негуманного отношения друг к другу;

- число правонарушений и конфликтов;

- уровень ориентации на общечеловеческие ценности;

- воспитанность детей;

- динамика культуры поведения;

- поддержка традиций коллектива, участие в общей деятельности, развитое сотрудничество в коллективе, детское самоуправление.

4) Уровень творческой активности .

  Условия для развития творческих способностей детей.

Показатели:

- наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей;

- настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание-нежелание, удовлетворенность-неудовлетворенность);

- эмоциональный комфорт-дискомфорт;

- боязнь ошибки при выражении собственного мнения, точки зрения;

- наличие детей, занимающихся сверх программы, наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий;

- активность детей в учебном процессе и других видах деятельности;

- приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.

5) Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся.

Критерии: степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива, разнообразие творческих достижений, удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.

Показатели творческих достижений обучающихся:

- точность и грамотность исполнения изделий, упражнений, творческих заданий;

- творческие традиции коллектива;

- имеющиеся награды, звания, гранты обучающихся; участие в различных творческих встречах, соревнованиях и др.

3. Социально-педагогические результаты.

Критерии: социализация, адаптация и реабилитация ребенка, педагогическая коррекция, жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства.

Показатели:

- адекватность поведения ребенка;

- организация оздоровительной деятельности;

- взаимодействие с семьей;

- профессиональное определение учащихся;

- адаптация выпускников к рыночным условиям;

- охрана прав ребенка;

- материальная поддержка детей;

- выдача сертификатов и др. документов об образовании как объективная оценка и социальная поддержка выпускника.

 

 

 

 

Вариант 3.

                 

                         Мониторинг результатов обучения ребенка

                    по дополнительной образовательной программе

 

1.Теоретическая подготовка ребенка.

1)Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы).

- Критерии: соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям.

- Степень выраженности оцениваемого качества.

а). Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; 1 балл.

б). Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более 1/2 ; 5 баллов.

в). Максимальный уровень – ребенок освоил практически весь объем знаний , 10 баллов.

Методы диагностики – наблюдение.

2) Владение специальной терминологией.

- Критерии: осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

- Степень выраженности оцениваемого качества:

А). Минимальный уровень – ребенок избегает употреблять специальные термины; 1 балл.

Б). Средний уровень – ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой; 5 баллов.

В). Максимальный уровень – специальные термины употребляются осознанно и в полном соответствии с их содержанием; 10 баллов.

Методы диагностики – собеседование.

 

2. Практическая подготовка ребенка.

1). Практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным разделам учебно-тематического плана программы.

- Критерии: соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

- Степень выраженности оцениваемого качества:

а). Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; 1 балл.

б). Средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2 ; 5 баллов.

в). Максимальный уровень – ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за короткий период; 10 баллов.

Методы диагностики – контрольные задания.

2). Владение специальным оборудованием и оснащением.

Критерии: отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения.

а). Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; 1 балл.

б). Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога; 5 баллов.

в). Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает серьезных затруднений; 10 баллов.

Методы диагностики – контрольные задания.

3). Творческие навыки.

Критерии: креативность в выполнении практических заданий.

а). Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); 1 балл.

б). Репродуктивный  уровень (выполняет в основном задания на основе образца); 5 баллов.                                                                      

в). Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества); 10 баллов.

Методы диагностики – контрольные задания.

3. Общеучебные умения и навыки.

1). Учебно-интеллектуальные умения:

1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу.

Критерии: самостоятельность в подборе и анализе литературы.

А).  Минимальный уровень – обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 1 балл.

Б). Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); 5 баллов.

В). Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений); 10 баллов.

Метод диагностики – наблюдение.

1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками.

Критерии: самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации.

Уровни  - по аналогии с 1.1 и т.д.

1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования).

Критерии: самостоятельность в учебно-исследовательских работах.

2). Учебно-коммуникативные умения:

2.1. Умение слушать и слышать педагога.

2.2. Умение выступать перед аудиторией.

2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии.

Критерии: адекватность восприятия информации, идущей от педагога; свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации; самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств.

Уровни по аналогии с п.1.1. и т.д.

Методы диагностики – наблюдение.

3). Учебно-организационные умения и навыки:

3.1. Умение организовать свое рабочее место.

Критерии: способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой.

3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.

Критерии: соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

а). Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой; 1 балл.

б). Средний уровень – объем усвоенных навыков составляет более ½; 5 баллов.

в). Максимальный уровень – ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период; 10 баллов.

3.3. Умение аккуратно выполнять работу.

Критерии: аккуратность и ответственность в работе.

а). Удовлетворительно.

б). Хорошо.

в). Отлично.

 

 

Вариант 4.

 

                             Эффективность и качество работы

                                 образовательного учреждения

1.Организационная культура учреждения:

- скоординированные нормативно-регулирующие документы;

- четко сформулированные цели, задачи обучения, воспитания и развития детей;

- наличие опыта образования, имеющего стабильные результаты;

- позитивное руководство, эмоционально благоприятный микроклимат, стабильность педагогических кадров.

2.Научно-методическое обеспечение образовательного процесса:

- наличие образовательных программ долгосрочного освоения;

- использование в педагогическом процессе современных образовательных, воспитательных технологий;

- отлаженность системы управления воспитательно-образовательным процессом;

- отлаженность системы психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

- уровень профессионализма педагогических кадров;

- разработанность методик оценки «внутреннего» и «внешнего» результатов деятельности участников образовательного процесса.

3. «Внешние» результаты деятельности:

- стабильность или рост численности контингента воспитанников в течение 3-5 лет;

- сохранность детского контингента в течение учебного года;

- количество образовательных пограм различного уровня освоения;

- степень освоения детьми программного материала (уровень ЗУНов);

- результативность участия воспитанников в конкурсах, выставках, соревнованиях;

- наличие детских народных самодеятельных коллективов;

- наличие детских образцовых коллективов;

- результативность участия учреждения в областных, республиканских, международных конкурсах, проектов.

4. «Внешние результаты»:

- уровень воспитанности, степень сформированности нравственных понятий, качеств у воспитанников;

- значимый уровень мотиваций к занятиям;

- уровень развития творческих способностей, творческой активности воспитанников;

- уровень самооценки;

- уровень личностной и ситуативной тревожности;

- психическое и физическое самочувствие воспитанников.

 

Вариант 5.

 

ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)

 

Универсальные учебные действия.

1.Личностные – соотносить поступки с нормами.

2.Регулятивные – способность к волевому усилию.

3.Познавательные – общеучебные – логические действия постановки решения проблем.

4.Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог , общаться со сверстниками, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 

                                       Воспитательная система

 

1.Концепция воспитательной системы УДОД:

- предпосылки и этапы развития воспитательной системы.

- цели и задачи, принципы воспитательной системы.

- основные виды деятельности детей и взрослых;

- основные направления воспитательной работы: духовно-нравственное, эстетическое, правовое, гражданско-патриотическое, трудовое, пропаганда здорового образа жизни;

- отношения, складывающиеся между основными субъектами воспитательного процесса;

- характер взаимоотношений с окружающей средой.

2. Основные способы достижения целей воспитательной системы.

3. Управление образовательным учреждением как воспитательной системой:

- планирование процесса воспитания;

- организация работы педагогических кадров: семинары, обобщение опыта и т.д.;

- поддержка мотивации воспитательной деятельности педагога;

- педагогический комплекс:средства, способы, методы, приемы воспитательной работы;

- диагностика и мониторинг воспитательной деятельности.

4. Интеграция основного и дополнительного образования (взаимоотношения с образовательными учреждениями).

5. Возможные векторы развития воспитательной системы УДОД.

6.Ресурсное обеспечение воспитательной системы.

 

Ожидаемые результаты:

- опыт гуманистического взаимодействия (господствует доброжелательная обстановка и взаимоподдержка; нормы поведения, комфортные для всех, определяют совместно воспитанники и педагоги);

- высокая творческая активность детей;

- удовлетворенность воспитанников, их родителей и педагогов психолого-педагогическим климатом ДДТ);

- положительная динамика личностного роста каждого воспитанника;

- удовлетворенность выпускников собственным социокультурным и психическим развитием, своей социализацией

 

                                                    

 

 

 

 

        ФГОС                                       

Методический конструктор «Преимущественные формы                 достижения воспитательных         результатов во внеурочной          деятельности»

Виды внеурочной деятельности

Уровень результатов

I приобретение школьниками социальных знаний

II получение  социального опыта

III получение опыта самостоятельного общественного действия

Игровая

Приобретение навыков игры

Активно участвует в игровой деятельности

Организует игры со своими сверстниками и младшими школьниками

Познавательная

Приобретаются основные знания по какому-либо предмету

Применение полученных знаний на практике

Разработка исследовательского проекта

Проблемно-ценностное общение

Знакомство с правилами общения, этикета

Применение полученных знаний

Обучение сверстников и младших школьников

Досугово-развлекательная деятельность

Приобретение понятия «свободного времени»

Разработка собственного распорядка дня

Делиться опытом со сверстниками и младшими школьниками

Художественное творчество

Занятие в объединениях

Участие в художественных выставках

Разработка проекта

Социальное творчество

Социальная проба

Коллективно-творческое дело

Социально-образовательный проект

Техническое творчество

Получение навыков построений простейших моделей

Изготовление действующей модели

Самостоятельная разработка моделей

Трудовая

(производственная)   деятельность

Получение знаний и навыков

Закрепление полученных знаний и освоение более сложных

Умение самостоятельно применять полученные навыки

Спортивно-оздоровительная деятельность

Приобретение навыков в оздоровительных процедурах

Участие в школьных  спортивных турнирах и оздоровительных акциях

Спортивные и оздоровительные

проекты школьников

в окружающем школу социуме

 

Туристко-краеведческая деятельность

Приобретение навыков туристко-краеведческой направленности

Применение полученных знаний на практике

Участие в соревнованиях, в туристических слетах, организация походов

                           

                                  Диагностика воспитанности

                           обучающихся детского объединения.

 

1. Направления воспитания.

1). Социальная воспитанность:

- проявляет активное участие в массовых мероприятиях учебного характера (выставки, конкурсы, итоговые занятия);

- участвует в выполнении коллективных работ;

- неконфликтен;

- не мешает другим детям на занятии;

- предлагает свою помощь другим детям.

2). Социальная воспитанность:

- толерантность;

- не усмехается над недостатками других;

- стремится участвовать во внеучебных мероприятиях;

- выполняет общественные поручения;

- стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков;

- соблюдает правила этикета;

- развита общая культура речи;

- проявляет общую культуру оформления своей внешности (аккуратность в одежде, прическе и т.д.);

- выполнение правил поведения на занятиях кружка.

 

Система оценок:

- 0 баллов – не проявляется;

- 1 балл – слабо проявляется;

- 2 балла – проявляется на среднем уровне;

- 3 балла – высокий уровень проявления.

Итого:

- 27-39 баллов – высокий уровень воспитанности;

- 14-26 баллов – средний уровень воспитанности;

- 0-13 баллов – низкий уровень воспитанности.

Метод диагностики – наблюдение.

 

                                         Уровень воспитанности

                      коллектива кружка, творческого объединения

 

Критерии:

- поведение на занятиях, в ДДТ;

- отношение к учебе;

- поведение в общественных местах, на улице;

- участие в КТД;

- наличие правонарушений и преступлений.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

                             

                         Материально-техническое обеспечение

 

1. Кабинеты:

- актовый зал;

- кабинеты для проведения занятий по кружкам;

- хореографический зал;

- спортивный зал;

- библиотека;

- музей истории детского движения;

- кабинет музыки;

2. Учебные принадлежности.

3. Компьютеры.

4.Проектор.

5. Ноутбук.

6. Магнитофоны.

7. Музыкальный центр.

8. Фотоаппарат.

 

                                       Приложение: анкеты.

 

1.Анкета для педагогов «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Оценка:

- 4 балла – совершенно согласен;         2 балла – трудно сказать;

- 3 балла – согласен;                                  1 балл – не согласен

 

Вопросы:

1) Удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой, расписанием занятий.

2) Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратиться рационально.

3) У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.

4) Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.

5) Мои достижения и успех замечаются администрацией и педагогами Дома детского творчества.

6) Мне нравится, что в ДДТ идет работа над созданием единого воспитательного пространства.

7) У меня сложились с коллегами ДДТ творческие неконфликтные отношения.

8) Я ощущаю в работе поддержку коллег.

9) Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации.

10) Я комфортно чувствую себя среди воспитанников.

11) В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контакте с родителями воспитанников.

12) Мне нравится мой кабинет, оборудование и работа в нем.

13) Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат.

14) Система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального роста.

 

2. Профессиональная карта педагога Дома детского творчества.

Оценка:

- владею хорошо; - на среднем уровне;  - вызывает затруднения.

Вид деятельности:

1) Разработка образовательной программы.

2) Анализ воспитательного мероприятия.

3) Самоанализ занятия.

4) Работа с родителями.

5)Мониторинг образовательной деятельности кружка, творческого объединения.

6) Работа с детьми группы «риска».

7) Проектная деятельность.

8) Знание и применение новых педагогических технологий.

9) Правовое воспитание.

10) Сотрудничество в социуме.

11) Работа с детским коллективом, самоуправление, развитие коллектива.

12) Формы воспитательных мероприятий, методы, средства воспитания.

 

3.Кабинет педагога дополнительного образования.

   Критерии:

- дизайн, оформление, соответствие направленности деятельности педагога;

- имеющийся учебный материал;

- методический материал;

- документация;

- оборудование;

- соответствие санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам.

 

4.Анкета: «Удовлетворенность родителей результатами обучения ребенка в ДДТ».

Вопросы:

1) В каких творческих объединениях, кружках ДДТ занимается Ваш ребенок?

2) Отношение ребенка к занятиям ?

   - положительное;

   - отрицательное;          - не знаю.

3) Что нравится в работе творческого объединения?

   - все;                                             - мероприятия;     - не знаю.

   - отношение с педагогом;      - уют, комфорт;

   - отношения с друзьями;        - занятия;

4) Состояние ребенка после занятий.

   - удовлетворенность;              - чувство уверенности;  - усталость;

   -радость;                                     - не знаю;         - неудовлетворенность.

5) Какие успехи у вашего ребенка в ДДТ?

   - имеет грамоты;                      - занесен на Доску почета;       не знаю;

   - участвует в конкурсах…;     

   - активный участник многих дел;   - имеет удостоверение.

6) Соблюдает ли ребенок режим дня?

   - да;

   - нет.

7) Где еще занимается Ваш ребенок кроме ДДТ?

8) Чем любит заниматься Ваш ребенок дома?

9) Чем бы хотел заниматься Ваш ребенок еще, но для этого нет условий в ДДТ, в поселке?

 

  5. Анкета «Удовлетворенность обучающихся жизнью в Доме детского творчества».

Оценка:

- 4 балла – совершенно согласен;

- 3 балла – согласен;

- 2 балла – не согласен;

- 1 балл – не согласен.

Утверждения:

1)Я иду в ДДТ с радостью.

2)В ДДТ у меня обычно хорошее настроение.

3)В кружке хороший педагог.

4)К педагогу можно обратиться с любым вопросом и он поможет.

5)В ДДТ созданы все условия для развития моих творческих способностей.

6)Я считаю, что в ДДТ готовят к выбору будущей профессии.

7)Я активный участник всех дел ДДТ.

8)В ДДТ очень уютно и красиво.

9)У меня здесь много друзей и мы живем дружно.

 

6.Анкета для учащихся по итогам учебного года.

Вопросы:

1) В каком творческом объединении ты занимаешься?

2) Как зовут твоего педагога?

3) Сколько лет ты посещаешь творческое объединение?

4) Что тебе нравится в Доме детского творчества?

5) Чему научился на занятиях?

а) делать работу по образцу;

б) часть работы придумываю сам(а);

в) самостоятельно выполнять всю работу;

г) вносить в работу свои творческие задумки.

5) Пропускаешь ли ты занятия и по какой причине?

а) стараюсь не пропускать;

б) да, не успеваю делать уроки;

в) да, не успеваю гулять;

г) да, надо идти в другие кружки…;

д) другие причины.

6) В каких делах ДДТ ты принял участие?

а) в мероприятиях…;

б) в выставках…;

в) в конкурсах…;

г) социально-значимых делах…;

д) концертах;

е) другое.

7) Какие поощрения ты имеешь?

а) благодарность;

б) сертификат;

в) грамоту, диплом;

г) занесение на доску почета;

д) удостоверение.

8) Как твои родители относятся к твоим занятиям в ДДТ?

а) они радуются, что я занят после уроков;

б) им безразлично, чем я занимаюсь после уроков;

в) они бывают на мероприятиях ДДТ;

г) они никогда не были в ДДТ;

д) они знают о моих делах, достижениях;

е) они не знают о моих успехах в ДДТ.

9) Будешь ли ты посещать ДДТ в будущем году?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

10) Чем бы ты хотел заниматься еще, но таких кружков нет в ДДТ?

 

7.Анкета «Удовлетворенность обучающихся занятиями в ДДТ».

Утверждения.

1.Занятия для меня это:

- возможность удовлетворить свой интерес;

- ступенька к выбору будущей профессии;

- интересное общение;

- возможность самосовершенствования;

- что-то другое.

2.Мне нравится, когда на занятиях:

- есть творческие задания;

- есть игровые задания;

- есть возможность импровизировать, фантазировать;

- меня видят и замечают;

- удается выполнять самое сложное, новое;

- узнаю что-то новенькое;

- еще что-то, допишите.

3.Все, что делается в объединении:

- вдохновляет меня;

- помогает стать индивидуальностью;

- способствует развитию способностей;

- творчески развивает меня;

- не совсем удовлетворяет мои интересы.

4.Педагог для меня:

- это пример для подражания;

- авторитет;

- приятный собеседник;

- загадочный человек;

- доброжелательный наставник;

- что-то другое, допишите.

 

Баллы: от 1 до 10 за каждое утверждение.

 

8.Анкета по итогам занятия.

Вопросы:

а) сегодня я узнал…                  ж) у меня получилось…

б) было интересно…                 з) я смог…

в) было трудно…                       и) я попробую…

г) я выполнял задания…         к) мне захотелось…

д) я понял, что…                        л) мне понравилось…

е) теперь я могу…                     м)мне было трудно…

 

9. Диагностика успешности освоения воспитанниками программы.

1)Мотивация занятий (из 5 баллов)

- Овладение новыми знаниями;

- Овладение новыми навыками.

- Работа с инструментами.

- Работа с материалами.

- Общение с педагогом.

- Совместное проведение досуга.

2)Самореализация воспитанников (из 5 баллов).

- Радость успеха.

- Самостоятельность, возможность выбора.

- Сотрудничество с педагогом.

- Уверенность в своих силах.

- Возможность проявить свои способности.

- Желание заниматься этим в будущем.

3)Оцените из 5 баллов степень овладения вами учебной программы:

   Дисциплины:     баллы.

4)В будущем году я буду заниматься (дописать вариант ответа).