Программа духовно-нравственного воспитания.
1.Введение.
Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе, в других образовательных учреждениях (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодёжью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребёнка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование самого себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Эти проблемы можно решить через организацию системного духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
-гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии, учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
-природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
-природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход.
Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.
Системно-деятельностный подход.
Этот подход является определяющим для программы по духовно-нравственному воспитанию.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада жизни обучающихся. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включется школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития школьника.
Развивающий подход.
Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения воспитанники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
- образовательных программ дополнительного образования детей;
- произведений искусства и кино;
- традиционных российских религий;
- периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
- фольклора народов России,
- истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
- истории своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Большую роль в формировании этих ценностей играет педагог. Для ребенка его слово, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.
Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому воспитаннику. Правила, нормы жизни коллектива объединения моделируют пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный педагог через это вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.
Воспитание и социализация воспитанников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства, отрочества и их своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.
Немаловажную роль играет совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации обучающихся.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающегося на ступени начального общего образования.
При разработке и осуществлении программ воспитания и социализации обучающихся как начального так и среднего и старшего звеньев ДДТ сотрудничает с общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иных направленностей, а также с религиозными организациями. Это необходимо для создания достаточных условий духовно-нравственного развития обучающихся, их воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России.
При этом используются различные формы взаимодействия:
- участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;
- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является: Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи программы:
- воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
- формировать моральные нормы и правила нравственного поведения;
- воспитывать ценностное отношение к учебному и физическому труду; - формировать первоначальные навыки общественно-полезной и личностно-значимой деятельности;
- воспитывать ценностное отношения к природе, окружающей среде;
- воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях;
- совершенствовать педагогическое мастерство и повышение квалификации педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания;
Формировать представления о семейных ценностях и уважение к ним.
- использовать воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования и других организации, развивать с ними социальное партнерство.
Задачи на учебный год:
- обновить содержание дополнительного образования детей согласно ФГОС, опираясь на творческую инициативу педагогов в поиске новых форм и методов духовно-нравственного воспитания, на готовность педагога быть нравственным примером для своих воспитанников, разработать методическое сопровождение;
- создать на базе Дома детского творчества координационный Центр социально-педагогического партнерства для согласованных действий в деле духовно-нравственного воспитания учащихся всех субъектов социализации: семьи, школы, Русской Православной Церкви, учреждений культуры и спорта, СМИ;
- обеспечить индивидуально-личностное развитие детей через интеграцию духовно-нравственного воспитания в основные виды деятельности обучающихся - урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную, что отобразить в конкретных планах педагогов и учреждения в целом;
- развивать систему поддержки одаренных детей исходя из социальной востребованности воспитания.
Виды деятельности с обучающимися: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Для педагогов дополнительного образования, работающих в ДДТ, необходимо учитывать уровни развития и особенности возрастной категории. Все действия педагогов направленные на достижение воспитательных результатов также должны быть соизмеримы с возрастом обучающихся.
1)Начальное звено (7-8 лет) - приобретение обучающимся социальных знаний, восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую реальность в качестве воспитанника ДДТ с его правилами, традициями.
Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению).
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности).
2) Начальное звено (9-10 лет): получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие детей друг с другом
Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.
3) Среднее звено (11-14 лет): получение подростком опыта самостоятельного общественного действия. Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности
Создание к этому возрасту реальной возможности выхода в пространство общественного действия. Такой выход должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы обучающийся попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.
4)Старшее звено (15-17 лет): понятия смысл и ценность жизни, достоинство, любовь, духовные ценности народа; религиозные традиции, свобода совести и вероисповедания, терпимость и партнерство; активная жизненная позиция, нравственная ответственность.
Наличие у обучающихся способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.
Достижение воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у обучающихся коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Диагностика обучающихся.
Задачи.
Форма диагностики.
Начальное звено:
необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут педагогу грамотно организовать взаимодействие с детьми (тест направленности личности
Б. Баса);
особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений объединения («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к учреждению (анкета «Отношение обучающихся к ДДТ, себе и другим»
Среднее звено:
изучения самооценки обучающихся (методика «Оцени себя»).
Старшее звено: анкета для старшеклассников «О жизни в школьном коллективе». Автор Андреева А.А., брошюра «Самоупрвление в школе», Воронеж, 2005 г., тест «Я сейчас, я – в будущее», кн. «Личность в воспитательной системе школы», М., 1999 г.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Сформированность ценностного отношения к России, родному краю и уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Сформированность моральных норм и правил нравственного поведения.
Ценностное отношение к учебному и физическому труду; владение первоначальными навыками общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.
Ценностное отношение к природе, окружающей среде.
Ценностное отношение к прекрасному и сформированность элементарных представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Рост педагогического мастерства и повышение квалификации педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания.
Наличие эффективной воспитательной системы на основе социального партнерства с семьями обучающихся и учреждениями микрорайона.
Организация контроля за выполнением программы.
Мониторинг эффективности внедрения программы:
- рецензия образовательных программ – октябрь 2013 г.;
- выполнение программ за 1-ое полугодие – декабрь 2013 г.;
- подведение итогов – май 2014 г. на заседании методического совета.
Содержание деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
Направления духовно-нравственного воспитания:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Получение представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе освоения образовательных программ дополнительного образования детей, мероприятий: бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
ознакомление с основными правилами поведения в ДДТ, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях); расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Перечень рекомендуемых воспитательных форм и мероприятий.
Начальное звено: беседы, обсуждения, участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов, спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность.
«Правила поведения в ДДТ», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться - всегда пригодится», «Твое здоровье», «Что значит - быть членом творческого объединения?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина»,«Народные приметы», «Мой домашний любимец».
Праздники и социально значимые мероприятия: «Подарок другу», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, фестиваль патриотической песни, конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!», спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», «Масленица», «А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки», «Правила безопасности», «Краеведческий музей», «Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня».
Среднее звено: беседы, часы общения, участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов, спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры, учебно-исследовательские конференции, проектная деятельность. Мероприятия: «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств », «Для чего нужна религия», «Путешествие в храм», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий», «А гражданином быть обязан», «Память сердца...», «Из истории семейной летописи», «Край любимый, край родной», цикл мероприятий «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит - быть полезным людям?».
Праздники ДДТ и социально значимые мероприятия: операция «Подарок другу», «Книги библиотеке», «Бумажный бум», выставка «Отходы в доходы», Весенняя Неделя Добра, фестиваль патриотической песни.
Конкурсы рисунков: «Золотая осень», «Весенняя палитра», «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!». Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»,
«Масленица», «А, ну-ка, мальчики»,«А, ну-ка, девочки», «Друг познается в беде», «Этикет». «История моей семьи в истории моей страны», конкурс мини-проектов «Мир моих увлечений», «Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня».
Старшее звено: программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России (через деятельность краеведческих клубов, детских и молодежных общественных объединений историко-культурной направленности); программы и проекты , направленные на повышение уровня культуры обучающихся (проведение «открытых кафедр», тематических встреч с деятелями науки, культуры, религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения; программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, стране, мире).
План работы по духовно-нравственному воспитанию
на 2013-2014 учебный год.
Направления.
1.Организация методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания.
2.Включение в образовательные программы дополнительного образования детей педагогов, воспитательные планы блоки по духовно-нравственному воспитанию.
3.Проведение мероприятий, связанных с празднованием православных праздников.
4.Создание условий для участия педагогов, воспитанников в мероприятиях по вопросам духовно-нравственного воспитания.
5.Создание уголка духовно-нравственного просвещения для обучающихся, педагогов и родителей.
6.Пополнение библиотеки литературой по духовно-нравственному просвещению.
7.Организация работы с родителями: педагогическое просвещение, духовно-нравственное воспитание в семье.
План мероприятий по выполнению программы
1.Круглый стол на тему «Актуальность взаимодействия семьи, школы, Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи» с приглашением всех заинтересованных сторон и заключением договоров о сотрудничестве.
В начале года 2.Педагогический практикум «Духовное наследие. В помощь учителю» с участием сотрудников Центра духовно-нравственного воспитания «Светоч» Йошкар-Олинского Дворца творчества детей и молодежи. В течение года
3.Родительский всеобуч «Социально-педагогическое партнерство и наши дети». Один раз в квартал
4.День открытых дверей «Дом, в котором живет творчество».
16 сентября
5.Праздник Православной Семьи «Под покровом Всевышнего».
4 декабря
6.Рождественский фестиваль детского творчества «Яко с нами Бог!».
7 января 2014 года
7.Встреча молодежи с православным священством «В гостях у батюшки. Вопросы и ответы о добре и зле». 15 февраля
8.Патриотический Праздник «Удаль богатырская» ко Дню защитника Отечества.
23 февраля
9.Фольклорный праздник «Широкая Масленица. Прощеное воскресенье» с играми и угощеньями, песнями и плясками. 28 февраля
10.Устный журнал «Традиции Слова. Покаянное творчество русских поэтов».
11.Акция «Добрая книга – подруга души» ко Дню православной книги. 14 марта
12.Пасхальный фестиваль «Святая Победа над злом». 20 апреля
13.Участие в фестивалях, олимпиадах, конкурсах, форумах и других социально значимых мероприятиях, способствующих духовно-нравственному развитию детей в системе «школа–семья–социум».
14.Разработка и реализация Программы летнего отдыха детей под девизом «Не позволяй душе лениться!» Май-июнь 2014 года.
15.Собрание родительское на тему «О проблемах воспитания в семье. Духовно-нравственное воспитание». Январь
16.Встреча с семьей (творческой, спортивной …). Апрель
17.Выставка «Наши мамы - мастерицы, наши папы - мастера». Март
18.Праздник «Ярмарка талантов» с приглашением родителей. Апрель
19.Собрание на тему « Итоги года. Летний отдых детей». Май
Партнеры программы: 1. СДПО «Альтаир» - «Эр вий». 2.Краеведческий музей. 3.Библиотеки. 4.Цк и Д. 5.Редакция районной газеты «Сельская новь». 6.Центр занятости населения. 7.Территориальный центр. 8.Школа искусств имени Э.Н. Сапаева. 9.Отдел по делам молодежи. 10.РПЦ.
Программа основывается на следующих документах:
1. Закон РФ «Об образовании» (ст.9, ст. 14, ст.32).
2. Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373).
5. Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Литература:
1. Д.В. Григорьев П.В. Степанов Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Д.В. Григорьев, П. В. Степанов – М. : Просвещение, 2011
2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В.А. Горский, А,А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 – е изд. – М. :Просвещение, 2011
Приложение.
1.Задачи духовно-нравственного воспитания.
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию;
- укрепление нравственности;
- формирование основ морали;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание школьником ценности человеческой жизни;
- формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование у обучающегося почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2.Анкета для старшеклассников