Аннотации к рабочим программам
Программа «Лыжные гонки»
Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной программы «Лыжные гонки» для детей старшего дошкольного возраста обусловлена положительным оздоровительным эффектом, компенсацией недостаточной двигательной активности современных детей, формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств, совершенствованием функциональных возможностей организма и повышением работоспособности. Совокупность перечисленных эффектов будет определять физическую дееспособность воспитанников в будущем.
Основная цель программы – вовлечение детей в полезную развивающую деятельность, формирование физической культуры личности, гармоничное развитие занимающихся, приобретение разносторонней физической подготовленности и стойкого интереса к занятиям физической культурой, лыжным спортом.
Для достижения поставленной цели в процессе подготовки спортсмена, решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья, развитие физических и волевых качеств;
- воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- овладение основами техники передвижения на лыжах;
- привитие стойкого интереса к занятиям лыжным спортом, с дальнейшей ориентацией на здоровый образ жизни.
Программа «Греко-римская (спортивная) борьба»
Борьба греко-римская является спортивной дисциплиной вида спорта «Спортивная борьба». Борьба проходит по правилам, утвержденным Международной федерацией асоциированных стилей борьбы (ФИЛА). Цель ее - положить противника на лопатки или победить по очкам. Наличие весовых категорий накладывает необходимость стратегически продуманной физиологической подготовки к соревнованиям, решения частой задачи набора или сгонки собственного веса, а также использования индивидуальных антропометрических особенностей и антропометрических особенностей соперника для достижения победы и построения эффективного тактического рисунка схватки. Программа рассчитана на 46 недель учебных занятий и дополнительно 6 недель для тренировок в спортивно-оздоровительных лагерях. Усвоение учебной программы учащимися оценивается по сдаче нормативов по общей и специальной физической подготовке.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание;
- коррекция недостатков физического развития;
- овладение необходимыми навыками безопасного падения на различных покрытиях (в том числе не только в условиях спортивного зала);
- обучение основам техники единоборств, подготовка к действиям в различных ситуациях самозащиты;
-развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости);
- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям единоборствами и к здоровому образу жизни;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Программа «Футбол»
Актуальность и новизна программы: Программа помогает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала тренера-преподавателя, комфортных условий для развития и формирования талантливого ребёнка.
Успешность обучению футболу детей прежде всего обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует преподаватель, возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Возрастные, половые и индивидуальные различия ребёнка являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность освоения отдельных элементов и приёмов техники футбола.
Цель программы - обеспечить всестороннюю физическую подготовку ребёнка, отбор спортивно одарённых детей для подготовки футболистов высокого класса, привитие ценностей здорового образа жизни
Задачи программы:
-Создание условий для развития личности ребёнка;
-Развитие мотивации юного футболиста к познанию и творчеству;
-Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и подростка;
-Приобщение обучающихся к достижениям мировой культуры, российским традициям, национальным особенностям региона;
-Укрепление психического и физического здоровья;
-Создание условий для профессионального самоопределения и творческой самореализации юного спортсмена;
-Просмотр талантливых детей в юношески сборные команды региона.
Программа «Настольный теннис»
Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки квалифицированных теннисистов и содействует успешному решению задач физического воспитания подрастающего поколения.
Настольный теннис – одна из наиболее популярных и широко распространенных спортивных игр. В Международную федерацию настольного тенниса входят свыше 130 национальных федераций. В нашей стране по показателям массовости среди спортивных игр настольный теннис на третьем месте после футбола и баскетбола. Большая популярность настольного тенниса объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним позитивным воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека.
Основное достоинство настольного тенниса – это разнообразие движений, способствующих развитию координации, укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма. Так же является прекрасным средством активного отдыха для различных категорий людей, полезен людям с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель программы: формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания потребности для занятия спортом.
Программа содержит научно-обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса теннисистов на различных уровнях сложности и годах обучения (в течение всего срока реализации программы до 8 лет).
Программный материал объединен и предполагает решение следующих основных задач:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта;
- удовлетворение потребностей в двигательной активности;
- подготовка к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта;
- отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития;
- подготовка к освоению этапов подготовки.
Программа «Дебют»
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дебют» - художественная. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, способствует воспитанию жизненно-адаптированного человека, психологически устойчивого к различным стрессовым ситуациям.
Новизна программы в том, что она даёт возможность каждому ребёнку не только развиваться творчески, но и решать вопросы его социализации и адаптации в обществе.
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей развитию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся средствами театрального искусства.
Задачи:
предметные:
-познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального искусства;
- освоить базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;
- сформировать речевую культуру;
- развить познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;
личностные:
- формирование социального опыта;
- развитие личностных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций;
- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера;
метапредметные:
- формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;
- развитие умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать свою деятельность.
Программа «Сувенирная мастерская»
При написании программы автором были проанализированы существующие программы той же направленности педагогов дополнительного образования Морозовой Л. Ю. «Удивительный мир лепки», Медведевой Л.В. «Чародейка». Отличие от вышеперечисленных программ заключается в том, что содержание программы адаптировано к реальным условиям работы с детьми в учреждении:
- Содержание программы позволяет вести обучение детей разного возраста, разного уровня подготовки.
- В программу включены темы, предполагающие изготовление изделий, требующих небольшие финансовые вложения.
- Включение в программу подготовку к календарным праздникам делает процесс обучения эмоционально-насыщенным, поскольку позволяет ребёнку заранее пережить радость в процессе продуктивной деятельности по изготовлению подарков к предстоящим праздникам, ощутить себя социально значимым.
- При организации образовательного процесса применяются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (проблемное обучение, игровые технологии, технология проектной деятельности), технологии поэтапного формирования творческих способностей учащихся через овладение разными видами рукоделия.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе постижения мастерства в разных видах декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Предметные:
- Формировать знания об истории, особенностях таких видов рукоделия как «лепка из соленого теста и холодного фарфора», «айрис-фолдинг», «конструирование из фольги», «роспись по камню», «создание топиариев», «изготовление поделок из фетра»;
- Формировать специальные компетенции (освоение инструментария декоративно-прикладного искусства, практических умений и навыков при разработке и создании, оформлении творческих работ с применением изученных технологий с различными материалами);
-Познакомить с правилами безопасности труда при работе с инструментами и материалами;
- Формировать навыки определения качества выполняемых работ и изготавливаемых изделий.
- Формировать знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации.
Метапредметные:
- Развивать учебно-познавательные компетенции (навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся (целеполагание, анализ, навыки добывания необходимых знаний, планирование, формулировка задач, осуществление поиска наиболее эффективных способов достижения результата, решение разнообразных поисково-исследовательских задач и т.д.);
- Развивать художественный и эстетический вкус;
- Способствовать развитию памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, образного и логического мышления, воображения детей.
-Формировать самоконтроль выполняемых практических действий;
-Совершенствовать коммуникативные умения и навыки.
Личностные:
-Сформированы представления о нравственных нормах, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;
-Сформированы мотивация к художественному творчеству, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, потребность в систематическом самообразовании и личностном самосовершенствовании.
-Сформированы позитивные личностные качества обучающихся: трудолюбие, целеустремленность, усидчивость и аккуратность.
-Сформированы навыки здорового образа жизни.
Программа «Школа безопасности»
Актуальность программы
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у воспитанников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуаций. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизируют знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения, и способствует выработке у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Цель и задачи программы
Цели образовательной программы:
- развитие у учащихся знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- выработка необходимых навыков и умений, безопасного поведения в повседневной жизни и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- формирование готовности учащихся к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, самовоспитание.
Задачи образовательной программы:
Воспитательные:
- воспитание морально – волевых качеств;
- воспитание ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к своему здоровью;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды;
- воспитание патриотизма, гражданственности;
- выработка правильного поведения в экстремальных ситуациях;
Обучающие:
-сформировать знания и умения по спортивному туризму и ориентированию;
-сформировать навыки выживания в различных природных условиях;
-сформировать навыки здорового образа жизни;
Образовательные:
- получение знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных ситуациях;
- формирование умений оценивать ситуации опасные для жизни и здоровья;
Развивающие:
- укрепление физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся;
- развитие волевых качеств, умения принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за других.