Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Новоторъяльский центр дополнительного образования»
Утверждено приказом директора МБУДО «Новоторъяльский ЦДО» 31 августа 2019 года № 110-а
Образовательная программа
МБУДО «Новоторъяльский ЦДО» на 2019-2022 г.г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.Наименование учреждения |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новоторъяльский центр
дополнительного образования (МБУДО Новоторъяльский ЦДО) |
2.Местонахождение учреждения:
- фактический адрес
- юридический адрес |
Республика Марий Эл, Новоторъяльский район, п. Новый Торъял ул. Коммунистическая д.27 |
3. Лицензия |
от 20 апреля 2017 года № 382, выданная Министерством образования и науки
Республики Марий Эл |
4. Срок реализации программы |
2019-2022 г.г. |
5. Область применения |
дополнительное образование |
6. Вид деятельности |
реализация разноуровневых дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих)
программ по следующим направлениям
художественная, техническая, физкультурно-
спортивная, социально- педагогическая,
туристско-краеведческая,
естественно-научная. |
7. Целевая группа |
Обучающиеся, преимущественно от
5 до 18 лет |
8. Сайт учреждения |
http://edu.mari.ru/mouo-
novotoryal/cdo/default.aspx |
9. Электронный адрес |
nt.sdushor@yandex.ru |
1. Нормативно-правовые основания для проектирования образовательной программы
Образовательная программа является нормативным документом, определяющим основные направления образовательной деятельности МБУДО «Новоторъяльский ЦДО» (далее ЦДО), цели, задачи, объем, содержание, планируемые результаты на 2019-2022 г.г.
Образовательная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
□ Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.9 ст.2; п.1 ст.12; п.5 ст.12; п.3.6 ст.28; ст.13, ст.17, ч.3 ст.34);
□ Приказа Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
□ Концепции развития дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014г. №1726-р;
□ Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
□ Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015);
□ Программы развития МБУДО « Новоторъяльский ЦДО на 2019-2022 г.г.;
□ Лицензии на осуществление образовательной деятельности от 20 апреля 2017 года № 382, выданной Министерством образования и науки Республики Марий Эл
Устава МБУДО «Новоторъяльский ЦДО» и других локальных актов учреждения.
Образовательная программа Центра разработана с учетом, социального заказа родителей и учащихся на оказание государственных и
муниципальных услуг в сфере образования, имеющейся материально- технической базы, квалификации педагогических кадров, наличия разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ, а также исходя из цели и основных задач учреждения. Она предназначена удовлетворять потребности учащихся в получении качественного бесплатного дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, реализуемых ЦДО; выборе объединения, педагога, дополнительной общеобразовательной программы и формы получения дополнительного образования в соответствии с потребностями, возможностями и способностями.
2. Организация образовательной деятельности
Образовательная деятельность в учреждении регламентируется Уставом, образовательной программой, лицензией, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий объединений, дополнительными общеобразовательными программами различных направленностей и осуществляется в форме учебных занятий.
Цели, задачи образовательной программы
Целью образовательной программы является:
обеспечение повышения качества предоставляемых образовательных услуг, в том числе через формирование нового содержания дополнительных разноуровневых общеобразовательных программ, внедрение инновационных педагогических практик, проведение внутренней оценки качества образовательной деятельности.
Достижению цели будет способствовать решение комплекса взаимосвязанных задач:
□ обеспечение доступности полного спектра образовательных услуг для каждого учащегося ЦДО;
□ совершенствование системы мероприятий для учащихся, нацеленных на повышение мотивации детей, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, а также их раннюю профориентацию;
□ обеспечение современного качества, эффективности образовательной деятельности путем продвижения нового содержания, технологий, методов и форм организации образовательного процесса;
□ обеспечение достижения обучающимися высоких результатов освоения разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ;
□ способствование формированию и развитию творческих способностей учащихся, создание и обеспечение необходимых условий для их личностного роста и самореализации;
□ обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического и трудового воспитания учащихся.
□ способствование формированию общей культуры обучающихся, социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе.
□ развитие системы взаимодействия учреждения с заинтересованными учреждениями и организациями
Особенности организации образовательной деятельности, учебный план и его обоснование, календарный учебный график.
МБУДО «Новоторъяльский ЦДО» осуществляет образовательную деятельность в свободное от занятий время, в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Обучение ведется на русском языке по безоценочной системе.
Согласно Уставу, Центр предоставляет возможность получить дополнительное образование всем детям в возрасте преимущественно от 5 до
18 лет. Прием детей в учреждение проводится по заявлению родителей (законных представителей).
При приеме в спортивные, туристические, хореографические объединения родители (законные представители) учащихся предоставляют медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
Образовательная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам.
Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом. Состав групп может быть переменным и постоянным.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Численный состав учащихся в объединении определяется в соответствии с характером деятельности, возрастом детей, программой детского объединения, количеством посадочных мест и составляет от 10 до
15 человек. Продолжительность обучения в каждом объединении предусмотрена реализуемой общеобразовательной программой. После 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать
перерыв длительностью не менее 10 минут.
Организация образовательной деятельности в учреждении
регламентируется, в соответствии с законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», календарным учебным графиком, учебным планом
Учебный план МБУДО «Новоторъяльский ЦДО» определяет направления образовательной деятельности объединений, названия реализуемых программ, общее количество часов, требуемых для реализации программы, количество часов в неделю и количество учебных групп по годам обучения, формы проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Количество часов и групп объединений определяется образовательной стратегией учреждения, приоритетами образовательной направленности, социальным заказом родителей, общественности и заказа от общеобразовательных учреждений.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.
Согласно учебного плана МБУДО «Новоторъяльский ЦДО» на
22019-2020 учебный год в 37 учебных группах различных направленностей по дополнительным общеобразовательным программам обучается 575 учащийся.
Образовательная деятельность организуется в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, рабочими программами педагогов дополнительного образования и индивидуальными образовательными маршрутами учащихся.
Общеобразовательные программы рассчитаны на срок от одного до пяти лет обучения и зависят от времени поступления учащегося, уровня
содержания программы и форм обучения. Программы дополнительного образования детей предполагают следующий режим занятий:
I год обучения – от 1 часа до 4 академических часов в неделю; II год обучения – 1- 6 академических часов в неделю;
III и последующие годы обучения – 4-6 академических часов в неделю.
Центр реализует программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: техническое, художественное, социально- педагогическое, естественно-научное, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное.
Педагоги организации используют в своей работе элементы следующих образовательных технологий:
· развивающее обучение;
· проблемное обучение;
· проектные методы обучения;
· обучение в сотрудничестве;
· технология игрового обучения;
· здоровье сберегающие технологии;
В учреждении, с целью обеспечения и формирования эффективной системы информационной открытости, оперативного ознакомления педагогов, учащихся, родителей, деловых партнеров и других заинтересованных лиц с образовательной деятельностью, организована работа сайта. Сайт, являясь информационным ресурсом, осуществляет официальное представление информации об учреждении в сети «Интернет».
3. Организационно-педагогические ресурсы,
способствующие реализации образовательной программы
3.1.Кадровое обеспечение
Согласно штатному расписанию в Центре 1 ставка - заместителя
директора, 1 ставка – методиста, 1ставка – педагога-организатора, 4,6 ставок- педагогов дополнительного образования, 9,9 ставок- тренеров- преподавателей. Учреждение полностью укомплектовано кадрами. Это работоспособный творческий, инициативный коллектив, работающий в атмосфере взаимного интереса и партнерских отношений.
3.2 Программно-методическое обеспечение
Образовательный процесс в системе дополнительного образования
строится в парадигме развивающего образования, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, основные задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда, адаптация к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга – это определяет отбор показателей, по которым можно судить о результатах занятий ребѐнка в любом детском объединении, реализующем любую дополнительную программу
Обучение детей ведѐтся педагогами в соответствии с образовательными программами по дополнительному образованию детей.
Образовательные программы, реализуемые в Центре, в соответствии с учебным планом, разрабатываются педагогами дополнительного образования. При этом педагоги вправе разработать и апробировать свою образовательную программу или вести занятия по уже разработанным программам. Банк образовательных программ систематически обновляется и пополняется. Образовательные программы разработаны педагогами на основании требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию оформлению программ дополнительного образования. Все программы содержат пояснительную записку, в которой отражены ее отличительные особенности, возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы, сроки реализации, этапы развития, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования, смотры, творческие отчеты в системе дополнительного образования). Реализуемые программы предполагают достижение комплексного результата: предметного (знания, умения, навыки по конкретному виду деятельности) и личностного (определѐнные свойства личности, позволяющие ребѐнку достигать запланированных рубежей, успешно взаимодействовать в социуме).
В соответствии с программой педагог использует различные формы образовательной деятельности: аудиторные занятия, беседы, практические занятия, семинары, репетиции концертных номеров, театральных
постановок, тренировки, семинары, дискуссии, конференции, экскурсии, открытые учебные занятия, туристические походы, учебные игры,
консультации, соревнования и т.д.
Педагог самостоятелен в выборе форм аттестации обучающихся: отчетные концерты, открытые занятия, показательные выступления,
участие во внешкольных мероприятиях, конкурсы, выставки, собеседование, спектакли, практические работы, защита творческих, исследовательских и изобретательских работ и проектов, доклад и т.д.
В 2019-2020 учебном году в учреждении реализуются 25 дополнительных общеобразовательных программ.
По нормативным срокам реализации 9 программ являются
краткосрочными, 16 программ имеют длительный срок освоения – от 3
до 5 лет включительно. Центр реализует дополнительные общеобразовательные программы по 6 направлениям.
Ведущее место занимают программы физкультурнно-спортивной направленности (12 программам), основной целью которых является раскрытие физических способностей обучающихся, формирование потребности в ведении здорового образа жизни.
Программы физкультурно-спортивной направленности включают в себя следующие предметные области:
□ греко-римская борьба (2 программы);
□ лыжные гонки (4 программы);
□ волейбол (2 программы)
□ художественная гимнастика (1 программа)
□ настольный теннис (1 программа)
□ футбол (2 программ);
Все программы физкультурно-спортивной направленности типовые. По срокам освоения - долгосрочные (3 и более лет).
Основной целью программ социально-педагогической
направленности является корректировка и развитие психологических свойств личности, коммуникативных способностей учащихся, развитие лидерских качеств, духовно-нравственных и социальных ценностей,
формирование патриотизма и гражданственности, организация социализирующего досуга детей и подростков.
Данная направленность представлена 13-ю программами, из них по срокам освоения 6 программ краткосрочные (срок на 1 год), 7 программ долгосрочные (срок - 3 года) из них:
- техническое направление- (3 программы);
- туристско-краеведческое направление- (2 программы);
- естественно-научное направление-(1программа);
- социально-педагогическое направление- (1 программа)
-художественно-эстетическое направление- (6 программ)
Все программы, реализуемые в Центре, составлены с учетом требований, предъявляемых к дополнительным общеобразовательным программам.
3.3. Материально-техническое обеспечение
Административно-хозяйственная деятельность Центра направлена на создание условий для обеспечения образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Центра складывается:
• из собственных ресурсов, которыми обладают помещения Центра, на базе которых проводятся занятия;
• привлеченных ресурсов образовательных организаций района, на базе которых Центр проводит занятия согласно договорным соглашениям о сотрудничестве.
В целом, материально-техническая база МБУДО «Новоторъяльский ЦДО» соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и позволяет решать задачи обучения и воспитания детей и подростков.
4. Планируемые результаты, оценочные и методические материалы.
Планируемые результаты освоения дополнительных разноуровневых общеобразовательных программ учащимися формулируются через приобретенные знания, умения, компетенции, которые получат учащиеся
в процессе освоения теоретической и практической части программы.
Планируемые результаты соотносятся с целью и задачами общеобразовательной программы педагога и формулируются на каждый
год обучения.
1. Предметные результаты свидетельствуют о том, какими знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть учащиеся в процессе освоения программы
2. Метапредметные результаты направлены на формирование
умения у учащихся работать с информацией (извлекать ее, анализировать, воспринимать), развитие личности обучающихся.
3. Личностные результаты ориентированы на развитие ключевых компетенций, нравственное развитие, развитие толерантности, здорового образа жизни, а также психических свойств личности учащихся в соответствии с обозначенными в программе задачами.
Для определения уровней освоения дополнительной общеобразовательной программы и развития личностных качеств учащихся используются диагностические карты. Применяется трехбалльная система оценивания по уровням: высокий, средний, низкий.
Основными показателями результативности образовательной деятельности являются:
□ Сохранность контингента учащихся
□ Качество освоение дополнительных общеобразовательных программ
□ Результативность участия учащихся в конкурсах,
соревнованиях, турнирах, выставках различного уровня.
Отслеживание качества образовательного процесса происходит системно. С целью установления фактического уровня теоретических
знаний учащихся, их практических умений и навыков, в учреждении проводится аттестация учащихся: предварительная (входной контроль) -
сентябрь; промежуточная и итоговая – апрель-май.
□ В ходе предварительной аттестации (входной контроль)
осуществляется оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательной деятельности, определяется начальный уровень знаний, умений, навыков учащихся по данному направлению.
□ В ходе промежуточной аттестации осуществляется оценка
качества усвоения учащимися содержания конкретной дополнительной общеобразовательной программы по итогам очередного учебного года.
□ В ходе итоговой аттестации осуществляется оценка уровня
достижений учащихся, заявленных в дополнительных общеобразовательных программах по завершению всего образовательного курса программы в целом.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится по утвержденному директором графику, который до начала аттестации доводится до сведения педагогических работников.
В зависимости от содержания и специфики дополнительной общеобразовательной программы могут быть использованы такие формы
аттестации как: собеседование, тестирование, контрольные занятия, интегрированные занятия, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, конкурсы, спектакли, открытые занятия, экзамен, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов и т.д.
Формы проведения аттестации выбираются педагогом, указаны в дополнительной общеобразовательной программе и фиксируются в учебном плане.
За период реализации образовательной программы учреждения ожидается:
- стабильное функционирование Центра в режиме развития; - освоение учащимися дополнительных разноуровневых общеобразовательных программ по основным направлениям деятельности; - достижение основных индикаторов Программы развития за отчетный период;
- увеличение процента победителей и лауреатов конкурсов, выставок и фестивалей международного, всероссийского, регионального уровней.
- стабильный рост педагогов дополнительного образования, вовлеченных в работу проектных и творческих групп;
- увеличение количества мероприятий, разработанных и проведенных в рамках сотрудничества с другими образовательными организациями,
ресурсными методическими центрами Республики Марий Эл.