Пояснительная записка
Целью физического воспитания в школе является содействие развитию всесторонне развитой личности. Одной из важнейших задач физической культуры является укрепление здоровья обучающихся, создание условий для хорошего физического развития. Одним из показателей хорошего физического развития является нормальная осанка. Однако в последние годы наблюдается значительный рост различных искривлений позвоночника. По данным Министерства образования Республики Марий Эл – 76% обучающихся имеют дефекты осанки. Влияние искривлённого позвоночника на жизнедеятельность хорошо известно и врачам, и педагогам, и родителям. Нарушается пространственное положение позвонков относительно друг друга, появляются ущемления, зажимы нервов и периодическая, а иногда постоянная боль.
Наиболее частой причиной нарушения осанки у обучающихся является такая распространённая болезнь как остеохондроз грудного и поясничного отделов. К факторам снижения уровня здоровья и двигательной активности также относятся: увлечение компьютерными технологиями и компьютерными играми; загруженность учебными заданиями; обилие телевизионных передач, низкая занятость обучающихся в спортивных клубах, секциях. Также причинами дефекта осанки являются: неправильные положения тела при сидении или стоянии, многочасовое чтение при плохом освещении, отсутствие физкультминуток на уроках; слабое физическое развитие.
Осанка не бывает врождённой. Она формируется в процессе роста, развития ребёнка, учёбы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нормальную осанку можно рассматривать как условный рефлекс, а это значит, что хорошей осанке надо обучать и это длительный процесс. Осанка начинает формироваться с первого года жизни, когда ребёнок начинает сидеть, стоять, ползать, ходить. Но по мере роста ребёнка взрослые постоянно должны следить за тем, чтобы он правильно держался. Родители, воспитатели, учителя должны постоянно напоминать ребёнку и подростку о необходимости сохранять правильное положение тела за партой, при чтении, письме, во время трудовых процессов, во время приёма пищи, при ходьбе. Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом являются лучшим средством предупреждения нарушения осанки.
Цель данной программы: профилактика и предупреждение дефектов осанки у учащихся общеобразовательной школы.
Задачи:
1.Научить обучающихся и педагогов комплексу лечебной гимнастики для формирования правильной осанки;
2.Подготовка родителей для занятия лечебной гимнастикой для профилактики нарушения осанки в домашних условиях;
3.Ознакомление обучающихся, педагогов и родителей с правильным положением тела при сидении и стоянии; Обучение учащихся самоконтролю за положением тела. Информировать обучающихся, педагогов и родителей о влиянии правильной осанки, причинах нарушения и способов профилактики.
Исходя из задач, программа включает в себя 3 блока: БЛОК 1.Информационный;
2.БЛОК Профилактика нарушения осанки в процессе педагогического процесса;
3.БЛОК Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки в специальной группе
Важным условием эффективности программы является системная работа в следующих направлениях:
1. Работа с обучающимися;
2. Работа с педагогами;
3. Работа с родителями.
Содержательная часть
1 БЛОК Информационный
Мероприятия, проводимые с обучающимися по теме
«Профилактика нарушения осанки»
№ |
Мероприятие |
Исполнитель |
1 |
Классные часы по теме «Профилактика нарушения осанки» |
Классные
руководители |
|
2 |
Написание рефератов, научно-исследовательских работ по теме «Профилактика нарушения осанки» |
Обучающиеся, учительфизической культуры |
|
3 |
Встречи с врачами, беседы о правильной осанке |
Классные руков. ,
учитель физичес.культуры |
|
4 |
Открытое мероприятие «Человек красен статью» |
Учитель физичес. культуры |
|
|
|
|
|
|
Тематика классных часов по теме «Профилактика нарушения осанки»
№ |
Тема классного часа |
Класс |
1 |
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» |
1-2 |
2 |
Физические мероприятия для 3 классов |
3 |
3 |
«Если крепок и здоров – к делам серьёзным ты готов» |
4-5 |
4 |
«Твой позвоночник и твоё здоровье» |
6-9 |
5 |
«Беседа о правильном положении за партой» |
6-9 |
6 |
«Беседа о здоровом образе жизни» |
10-11 |
Классные часы проводятся классными руководителями, приглашёнными врачами, а также волонтёрами из старших классов. Физические мероприятия учителями физической культуры вместе с организатором.
Мероприятия, проводимые с педагогами
по теме «Профилактика нарушения осанки»
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения. |
1 |
Индивидуальные беседы по результатам врачебной диагностики. |
Сентябрь-октябрь |
2 |
Выступление на педсовете «Правильной осанке – особое внимание» |
Октябрь |
3 |
Круглый стол «Педагогический сундучок». «Роль физкультурной паузы в процессе учебного дня». |
Ноябрь |
4 |
Индивидуальные консультации педагогов. |
Октябрьмай |
5 |
Контроль выполнения плана профилактики нарушения осанки. Анализ результатов повторного обследования. |
Апрель |
Мероприятия проводят преподаватели физической культуры.
Мероприятия, проводимые с родителями обучающихся
по теме «Профилактика нарушения осанки»
№ |
Мероприятие |
Исполнитель |
1 |
Индивидуальные беседы по выполнению врачебных рекомендаций каждому ученику |
Классные руководители |
2 |
Родительские собрания на темы:
«Здоровый позвоночник – основа здоровья» 2-4 класс
«Причины искривления позвоночника, своевременная профилактика» 5-9 класс
«Роль утренней гимнастики и занятий спортом профилактике искривления позвоночника» 1-11 класс
«Правильный выбор школьного ранца, мебели для выполнения уроков. Условия формирования позвоночника» 1 класс |
Классные руководители,
Медицинские работники |
3 |
Общешкольные физические мероприятия с участием родителей |
Преподаватели физической культуры, организатор |
2 БЛОК
Профилактика нарушения осанки в процессе педагогического процесса.
№ |
Вид деятельности |
Ответственный |
1 |
Контроль за выполнением врачебных рекомендаций |
Классный руков,
учитель физ. культуры обучающийся |
2 |
Систематическое проведение профилакти- ческих упражнений во время физкультурных пауз на уроках |
Классный руковод.,
обучающиеся |
3 |
Проведение профилактических упражнений во время перерывов между уроками |
Волонтёры из старших классов |
4 |
Выполнение упражнений по профилактике нарушения осанки во время разминки на уроках физической культуры |
Преподаватели физической культуры |
Рекомендуемые профилактические упражнения во время физкультурных пауз на уроках:
И.п. – Стойка у стены в положении правильной осанки. Сделать шаг вперёд, сохраните позу в течение 2-3 секунд. Вернитесь в и. п. Проверьте осанку. Выполняется 8-10 раз.
И.п. – то же. Шаг вперёд, руки в стороны. Присядьте, руки вперёд. Сидя же переверните руки в стороны, опустите вниз. Вернитесь в и. п. Следите за сохранением правильного положения головы, плеч, живота, таза, 8 -10 раз.
И.п. – сидя на стуле. Поднимите руки в стороны – вверх, сведите лопатки. В этом положении согните руки, положите ладони на лопатки как можно ниже. Локти максимально разверните. Вернитесь в и.п. 10 -12 р.
И.п. – Правая рука вверху, левая – внизу. Согните руки в локтях и постарайтесь соединить пальцы обоих рук за спиной в «замок». Вернитесь в и.п. Повторить, меняя положение рук. 6-8 раз с каждой руки.
И.п. – о.с. На каждый счёт подавайте вверх плечи вперёд и назад. 10-15 раз.
И.п. – о.с. Положить на голову книгу и ходить с различным движением рук (в стороны, вперёд и вверх), с лёгкими и глубокими приседаниями.
3 БЛОК
Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки в специальной группе
Свободная ходьба (20 минут) с выпрямленной спиной, несколько прогнувшись в шейно-грудном отделе. Подбородок поднят, контролировать с помощью зеркала.
1.И.п. – о.с. Отвести руки назад с лёгким прогибом в грудном отделе позвоночника. И одновременно отставить ногу назад на носок, вдох. И.п., выдох. (Повторить 3 раза)
2.И.п. – о.с. Гимнастическая палка в руках. Полуприсесть – руки вперёд. Вернуться в и.п. 4-5 раз.
3.И.п. – о.с. Гимнастическая палка на лопатках. Наклон вперёд, вытянув руки вверх. Вернуться в и.п. Дыхание произвольное. 5-6 раз.
4.И.п. – стоя. Руки перед грудью, резко развести руки в стороны. Вдох. Вернуться в и.п., выдох. 5-6 раз.
5.И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты. Приподнять таз до положения «полумост», вдох. Вернуться в и.п. 5-6 раз.
6.И.п. – лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе, вдох. Вернуться в и.п., выдох. 5-6 раз.
7.И.п. – лёжа на животе, руки на поясе. Прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног, вдох. Вернуться в и.п., выдох. 5-6 раз.
8.И.п. – лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, гимнастическая палка на лопатках. Прогнуться корпусом. Вернуться в и.п., дыхание произвольное. 5-6 раз.
1.И.п. – лёжа на животе, руки в сторону (с предметом). Прогнуться – руки приподнять. Вернуться в и.п., расслабить мышцы. 6-8 раз. Дыхание не задерживать.
2.И.п. – лёжа на животе поперёк гимнастической скамейке, руки на предплечьях. Слегка вытянув шею, одновременно выпрямить руки. Затем руки согнуть к плечам и прогнуться в грудном отделе позвоночника. Вернуться в и.п., 6-8 раз.
3.И.п. – лёжа на животе, руки в сторону (с предметом), ноги вместе. Поочерёдно сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах.15-20 раз.
4.И.п. – стоя спиной к гимнастической стенке, руками взяться за планку на уровне пояса. Наклонится вперёд с прогибанием в грудном отделе, вдох. Вернуться в и.п., выдох. 4 раза.
5.И.п. – стоя спиной к гимнастической стенке (касаясь), шагнуть вперёд, стремясь сохранить правильное положение корпуса. 3-5 раз.
6.И.п. – стоя на 4-й планке гимнастической стенки, держась руками за планку на уровне плеч, глубоко присесть, выпрямляя руки. 4 раза.
7.И.п. – о.с. Руки на поясе, на голове – предмет, ходьба с разведением рук в стороны.
В специальную группу отбираются обучающиеся по результатам медицинского обследования. Занятия проводятся раз в неделю, продолжительность – 1 час. После основного комплекса упражнений проводится подвижная игра. Цель игры – эмоциональная разрядка, снятие мышечных блоков, создание благоприятного психологического климата на занятиях.
Общее количество часов – 34 часа
Рекомендуемые игры
Обучающимся рекомендуется повторять лечебную гимнастику дома для достижения наибольшего эффекта.
Перечень требований к проведению занятий в специальной группе
Выявление обучающихся с признаками нарушения осанки происходит во время ежегодного медицинского осмотра. Различают 4 основных типа нарушения осанки: круглая спина, сутулая спина, лордотическая спина, кругло-вогнутая спина. Круглая осанка характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков, сглаживанием шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые. Грудная клетка недоразвитая, впалая, плечи «свисают» вперёд, лопатки выпячиваются. При сутулой осанке ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперёд, голова наклонена вперёд. Для лордотической осанки характерно увеличение поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается. При кругловогнутой спине увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Ягодицы резко выступают назад, живот вперёд, грудная клетка впалая, несколько укороченная спина. Наиболее часто диагностируемые нарушения осанки – сутулая спина. Нередко у обучающихся встречается искривление позвоночника во фронтальной плоскости – сколиоз. Различают грудной правосторонний сколиоз, грудной левосторонний сколиоз, S-образный сколиоз. При своевременном и настойчивом комплексном лечении удаётся остановить прогрессирование сколиоза у 80% детей и подростков. Наилучший лечебный эффект достигается на ранних стадиях сколиоза. Учащихся, имеющих сколиозы, от уроков физической культуры не освобождают, ограничивают нагрузку. Они не выполняют упражнения с гирями, со штангой, а в основном заняты упражнениями лечебной гимнастики.
В зависимости от результатов обследования, характера нарушения осанки, совместно с врачами корректируется или добавляется комплекс упражнений, представленный в данной программе.
Эффективность программы
Тесное сотрудничество всех участников педагогического процесса. Немаловажная роль отводится учителям-предметникам, которые должны контролировать сохранение правильной осанки обучающихся во время про ведения уроков и своевременно проводить физкультурные паузы, способ -ствующие разгрузке позвоночника. Задача родителей – поддерживать Инте- рес детей к занятиям гимнастикой, спортом, ограничивать время работы за компьютером, обучать самоконтролю за своей осанкой. Для помощи роди -елям и педагогам преподаватель физической культуры может выпустить мето дическое пособие с комплексом упражнений для профилактики нарушений осанки и общими рекомендациями.
Ожидаемый результат
В результате посещения занятий лечебной гимнастикой у обучающихся должно выработаться положительное отношение к занятиям лечебной физкультурой и спортом, привычка контролировать свою осанку. При систематическом выполнении предложенного комплекса упражнений укрепляются мышцы спины, снимаются мышечные зажимы, формируется правильный мышечный корсет. И как следствие, постепенно устраняются дефекты нарушенной осанки. Наблюдается улучшение общего физического самочувствия.
Литература.
1.АухадеевЭ.И..Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах.-М.: Высшая школа, 1986.
2.Булич.Э.Г..Физическое воспитание в специальных медицинских группах:Учеб. Пособие для техникумов .-М.: высшая школа, 1986.
3.Губа.В.,Никитушкин В., Легкая атлетика: Учебно – методическое пособие для общеобразовательных школ.-М.,2006.
4.Столяров В.д.Мониторинг профессиональной деятельности педагогов по физической культуре и спорту.-Йошкар –Ола: Педагогическая инициатива, 2004.
5. Физическая культура в школе: Научно – методический журнал.-М.,2004,
№ 3, 4, 5.6.
6. Физическая культура в школе: Научно – методический журнал.-М.,2003,
№ 4, 7,8.