История школы
Дореволюционный период
10 января 1886 года можно считать днем рождения Себеусадской средней школы. В деревне Себеусад была открыта церковно-приходская школа. Общее число учащихся было 15 человек. Школа помещалась в арендованном двухэтажном деревянном доме крестьянина Князева Михаила Николаевича. Основными предметами обучения были Закон божия, чистописание, арифметика и русский язык. Родному языку внимание не уделялось. В школе занимался только один учитель (фамилия не установлена).
В 1990 году школа переведена в другое арендованное здание крестьянина Николаева Степана, где одновременно занимались четыре класса с общим числом 30-35 учащихся. Из общего числа учащихся тогда обучалось всего 5 девочек. Учителем был Афанасьев Егор Афанасьевич из деревни Малый Кулеял, а после - его брат Афанасьев Филипп Афанасьевич.
В 1904 году школа переведена в здание Громова Ониса Османовича. В этот период школа занималась с двумя классами с общим числом учащихся 30-34 учащихся. Учителем в то время был Голубкин Егор Иванович из деревни Коркатово, который позднее работал прокурором Марийской области.
В период с 1910 по 1914 год школа насчитывала 40 учащихся, в том числе 8-9 девочек.
В 1914-1917 годах школа работала по двухкомплектной системе. Примерное количество Учащихся было 60-64 учащихся. Учителями работали Голубкин Егор Иванович, петрова Елизавета Петровна, Соколов Василий Петрович, Степанов Филипп Степанович.
В 1916 года изучение Закона божия начато на марийском языке. Изучение славянского языка в 3-4 классах введено с 1900-1901 учебного года. В годы Великой Октябрьской революции учителя менялись очень часто, а порой школа оказывалась и без учителя.
Дооктябрьский период из истории жизни школы характерен тем, что учителя воспитывали учащихся методом зубрежки путем применения наказания мерами физического воздействия, как например: оставление без обеда или после уроков, ставление на колени, удар линейкой. Царила полная палочная дисциплина, по этому не было и понятия о создании сознательной дисциплины в школе. Многие учащиеся отсеивались после 1-2 класса обучения.
Послеоктябрьский период
Знамя Великой Октябрьской социалистической революции охватило и уголки марийского края. В стране началась Гражданская война. Многие крестьяне в солдатской шинели уходили на защиту Советской власти. Ухудшилось материальное положение крестьян. Это повлияло и на школу. В Себеусадской школе, которая находилась в годы гражданской войны в деревне Чодрасола у Андреева Сидора, количество учащихся сократилось примерно до 20 человек. Большое затруднение было в подборе учительского кадра.
В 1918-1928 годах обучению русскому языку внимание не уделялось. Преподавание русского языка не считалось особым предметом. По всем предметам дети обучались только на родном языке. В эти годы школа работала без твёрдой программы, а учителя указания получали только на августовских конференциях.
С января 1933 года в школе обучение началось по новым программам, по которым учащиеся стали получать прочные и глубокие знания по всем предметам. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса явился теперь урок, с твёрдо составленным расписанием и определённым составом учащихся.
В годы Великой Отечественной войны учителя очень часто менялись. В 1942 году школа осталась с одной учительницей. РОНО назначил учителем Торопцову Зинаиду Константиновну, которая окончила 7 классов и не имела соответствующего педагогического образования. Тогда успеваемость учащихся была низкая и посещаемость снижалась до 75 %.
В 1945-1946 учебном году заведующим работал Григорьев Иван Григорьевич. В школе был организован горячий завтрак. Успеваемость учащихся улучшилась, посещаемость поднялась.
В 1946-1947 учебном году все классы были размещены в бывшем клубе промартели «Маршан – Патыр». Количество детей увеличилось до 121.
Семилетняя школа
С начала 1947-1948 учебного года по просьбе населения четырёхкомплектная начальная школа была преобразована в семилетнюю, в которой впервые открылись два пятых и один шестой классы. В школе стало 187 учащихся. Работало 9 учителей. Директором школы назначен Смирнов Семён Владимирович, завучем была Герасимова Мария Егоровна. Но для открытия семилетней школы не было материальной базы. Хотя арендованное клубное здание было выкуплено школой, но в нём размещались только четыре класса. Эта трудность была преодолена с помощью колхозников окружающих деревень. За десять дней с их помощью были изготовлены 3 классные доски, 23 четырёхместные парты, в деревне арендовано 3 частных дома.
В 1949-1950 учебном году количество класс - комплектов дошло до 11с количеством 264 учащихся. Создалась большая проблема с размещением классов. В 1951 году на средства самообложения поднято новое здание из четырёхклассных комнат, а в1952 году на отпущенные средства из районного бюджета закончена внутренняя отделка, и здание сдано на эксплуатацию.
В 1957 году старое школьное здание было капитально отремонтировано. В этом же году на сэкономленные средства построено ещё одно классное помещение.
В 1958 году на внутришкольные средства к этому дому пристроен прируб.
В 1960 году построено здание для интерната школы с буфетом и кухней для организации горячего питания учащихся.
Неузнаваемо изменилась школа с момента организации семилетней школы. Большое школьное здание с красиво оформленным коридором освещается электричеством и звучит радио. Школа имеет мастерскую, лабораторный кабинет и пионерскую комнату. В интернате школы никелированные койки, мягкая и чистая постель. Оборудована спортивная и географическая площадка. За годы работы семилетки обогатилась учебно-материальная база школы.
Восьмилетняя школа
С 1961-1962 учебного года на основании нового «Закона о школе» семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю. С этого учебного года перед коллективом учителей и учащихся поставлена новая задача: наряду с дальнейшим укреплением связи обучения с жизнью, основное внимание уделить на обеспечение прочных и глубоких знаний учащихся по всем предметам, на решительное преодоление неуспеваемости и втогодничества.
После преобразования школы в восьмилетнюю расширены 4 классные помещения, построена просторная школьная мастерская
Педагоги в лицах
Ветераны педагогического труда