В феврале, как указано в архивной справке от 15 августа 1880 года, 125 лет назад по приговору сельского общества было открыто народное училище в д. Сенькино. Основанием для этого послужило «Положение о народных училищах 1874 года». Всего в период с 1867 по 1880 год в Царево-Кокшайском уезде было открыто 30 таких училищ. Что же представляла наша школа в первые годы после ее образования? Это было начальное народное училище с трехгодичным сроком обучения, первые три года занятия проходили на чердаке жилого дома, а позднее в пустующем доме. Попечителем училища Являлся земский врач Царево - Кокшайского уезда А Г Доброседов, законоучителем псаломщик С В Воздвиженский, учителем А А Семенов. По отчету за 1885 - 86 учебный год в школе обучалось 20 мальчиков и 6 девочек, двое ребят окончили курс обучения. В 1911 году школа по прежнему располагается в частном доме с двумя комнатами, за который платили 70 рублей в год. Как пишет учитель Михаил Иванович Иванов «...помещение тесное и холодное...». В этом году обучалось 35 мальчиков и 15 девочек, в 1910 году свидетельство об окончании училища получили 5 учащихся. В неделю проводилось 29 уроков, обучение длилось четыре года и было бесплатным.
Мы сегодня можем судить и о материальной базе школы:
наименование
|
томов
|
названий
|
стоимость
|
учебников
|
911
|
76
|
271,07
|
книг для внеклассного чтения
|
406
|
403
|
79,69
|
книг для учителей
|
168
|
93
|
46,65
|
В 1914 году для училища было построено специальное здание с тремя классными комнатами и помещением для жилья, оно сохранилось до наших дней - сейчас там располагается сельский дом культуры.
В 1918 году Сенькинское земское училище преобразовано в советскую единую трудовую школу I ступени. В 1924 году заведующей школы работает Т Г Одинцова. Приведем ее отчет о работе за 1924-25 учебный год. Всего в четырех классах обучался 41 ученик, в течении года выбыли 22 школьника - 8 по болезни, 4 девочки - домашние дела, 9 - отсутствие обуви, 1 в связи со смертью. Работников было трое: Одинцова Т Г, Сироткина В П - преподаватель, Константинова А В - техслужащая.
Одинцова Т. Г.
Какие же задачи стояли перед школой в те годы? Научить грамоте, воспитать в духе коммунизма, подготовить к трудовой культурной жизни и дать обществу полезного человека. Одинцова Т Г так оценивала окружение и условия, в которых им приходилось жить и работать - население некультурное, бедное, с различными предрассудками и суевериями, отсутствие учебной литературы, письменных принадлежностей и делает такой общий вывод: «Работали по силе возможности и знанию, но условия работы очень и очень трудные. Школа требует новых учебников и подготовленных преподавателей, а их нет, Переподготовить старых - нужны хотя бы краткосрочные курсы.» Одной из важнейших задач решаемых страной в 30-40-е годы являлась культурная революция в осуществлении которой, были достигнуты большие успехи, особенно в ранее отсталых национальных районах. Повышение культурного уровня населения содействовало успешному решению задач индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, образования и воспитания населения. Одной из важнейших задач культурной революции была ликвидация неграмотности среди населения. Согласно переписи населения 1926 года, грамотность среди жителей края составляла всего 29,4%, в то время как в целом по стране было 51,1% грамотных. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения осуществлялась через общество «Долой неграмотность», через пункты по ликвидации неграмотности, через избы-читальни, красные уголки, различные курсы, ну и конечно в школах. С 1925 по 1928 гг. в Марийском Автономном Округе было обучено чтению и письму около 11,5 тыс. неграмотных, из них свыше 8 тысяч марийцев. Всего же с 1926 по 1932 годы в Марийском крае освоили грамоту около 110 тыс. человек. Одновременно проводилась большая работа с детьми школьного возраста. Сеть школ I ступени увеличилась в МАО с 360 в 1926 году до 656 в 1933 году. Охват детей школьного возраста учением возрос с 52% в 1926 году до 61% в 1927-28 году, а детей мари соответственно с 48% до 57%. 11 июля 1930 года Марийский областной исполнительный комитет издал, в соответствии с решениями центральных органов власти, обязательное постановление о введении с 1930 - 31 учебного года всеобщего обязательного начального обучения на всей территории Марийской автономной области; установил обязательность поступления в школу всех детей, достигших 8-летнего возраста. В осуществлении всеобщего обязательного начального обучения в МАО имелись большие трудности: не хватало квалифицированных кадров учителей, в особенности для национальных школ, многие школы ютились в крестьянских избах.
Смирнова А. Ф. с учащимися 1 класса, 1950 год
Мало было учебников и учебных пособий, не было отвечающих требованиям программ, особенно для национальных школ. С 1934 по 1957 год в Сенькинской начальной школе работала Смирнова Анастасия Федоровна. Она родилась в деревне Старый Торьял Новоторьяльского района. В 1914 году началась ее педагогическая деятельность. Окончив педагогические курсы в городе Слободском Кировской области (в то время Вятской губернии), в 1914 году она начала работать в Новом Торьяле в опорной школе. И проработала здесь до 1933 г. Одной из важнейших задач решаемых страной в 30-40-е годы являлась культурная революция в осуществлении которой, были достигнуты большие успехи, особенно в ранее отсталых национальных районах. Повышение культурного уровня населения содействовало успешному решению задач индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, образования и воспитания населения. Одной из важнейших задач культурной революции была ликвидация неграмотности среди населения. Согласно переписи населения 1926 года, грамотность среди жителей края составляла всего 29,4%, в то время как в целом по стране было 51,1% грамотных. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения осуществлялась через общество «Долой неграмотность», через пункты по ликвидации неграмотности, через избы-читальни, красные уголки, различные курсы, ну и конечно в школах. С 1925 по 1928 гг. в Марийском Автономном Округе было обучено чтению и письму около 11,5 тыс. неграмотных, из них свыше 8 тысяч марийцев. Всего же с 1926 по 1932 годы в Марийском крае освоили грамоту около 110 тыс. человек. Одновременно проводилась большая работа с детьми школьного возраста. Сеть школ I ступени увеличилась в МАО с 360 в 1926 году до 656 в 1933 году. Охват детей школьного возраста учением возрос с 52% в 1926 году до 61% в 1927-28 году, а детей мари соответственно с 48% до 57%. 11 июля 1930 года Марийский областной исполнительный комитет издал, в соответствии с решениями центральных органов власти, обязательное постановление о введении с 1930 - 31 учебного года всеобщего обязательного начального обучения на всей территории Марийской автономной области; установил обязательность поступления в школу всех детей, достигших 8-летнего возраста. В осуществлении всеобщего обязательного начального обучения в МАО имелись большие трудности: не хватало квалифицированных кадров учителей, в особенности для национальных школ, многие школы ютились в крестьянских избах.
Мало было учебников и учебных пособий, не было отвечающих требованиям программ, особенно для национальных школ. С 1934 по 1957 год в Сенькинской начальной школе работала Смирнова Анастасия Федоровна. Она родилась в деревне Старый Торьял Новоторьяльского района. В 1914 году началась ее педагогическая деятельность. Окончив педагогические курсы в городе Слободском Кировской области (в то время Вятской губернии), в 1914 году она начала работать в Новом Торьяле в опорной школе. И проработала здесь до 1933 г По семейным обстоятельствам приезжает в Медведевский район и в марте начинает работать учительницей в Сенькинской 4-классной школе. Отсюда в 1957 году уходит на заслуженный отдых. Всю свою жизнь она посвятила воспитанию подрастающего поколения. В 1947 году А.Ф.Смирнова получила значок «Отличник народного просвещения». За добросовестный и многолетний труд она была награждена орденом Ленина, грамотой Президиума Верховного Совета Марийской АССР, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В одно время с Анастасией Федоровной работали учителя: Охотникова Александра Федоровна, Новиков Семен Николаевич, Месяцев Александр Иванович. Заведующие: Александрова Анастасия Васильевна, Глушкова Антонина Ивановна, Полянин Александр Николаевич. Ее учениками были: Черняев Василий Александрович-председатель Сенькинского сельского совета, Антонова Агафья Иванова-заместитель директора Медведевской вечерней школе, доктор исторических наук, академик, автор работ по археологии, бывший директор Марийского Научно - Исследовательского Института Архипов Геннадий Андреевич и другие
Новиков Семен Николаевич с сыном
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз, рассчитывая неожиданным, молниеносным ударом уничтожить страну. Весь советский народ с гневом и возмущением воспринял это вероломное нападение. Сотни тысяч граждан в первые же дни воины обратились в военные комиссариаты. Жители нашей республики не остались в стороне от общей беды. Десятки тысяч человек в годы войны сражались с врагом. Многие не вернулись обратно. В эти годы осложнилась жизнь советской школы. С начала войны до лета 1944 года из школ Марийской АССР было взято в армию более 1 тысячи 300 учителей, многие школы были заняты под военные учреждения, эвакуированные детские дома и интернаты. С территории нашей сельской администрации в годы войны ушли на фронт 190 человек, 38 из них погибли, 53 пропали без вести. Мы глубоко благодарны им за то, что эти люди не дали захватчикам уничтожить нашу страну, сберегли наше будущее. С 1939 по 1941 год в Сенькинской школе работал Новиков Семен Николаевич. В 1941 году он, как и многие ушел на фронт и погиб смертью храбрых. Его жена Анастасия Архиповна продолжила работу в школе тех служащей. В послевоенные годы в республике проводилась большая работа по дальнейшему развитию народного образования, разрабатывались новые учебные планы, программы. Школьники активно участвовали в восстановлении народного хозяйства страны, работали на полях колхозов и совхозов, помогали сеять и убирать урожай. В 60 - х годах школы республики стали серьезно заниматься вопросами политехнического обучения. В учебных планах появились новые дисциплины - труд, практические занятия в учебных мастерских и на учебно - опытных участках, укрепляется материальная база школ. После Смирновой Анастасии Федоровны заведующим начальной школы до 1968 года был Полянин Александр Николаевич. С ним вместе работали учителя: Сусанина Евдокия Васильевна, Хлебникова Нина Андреевна, Дмитриева Валентина Михайловна, Ватюкова Зинаида Петровна, Пушкина Мария Васильевна, Воротилова Тамара Ивановна. С мая 1968 года по февраль 1969 заведующей школой была временно Хлебникова Нина Андреевна, которая в феврале была переведена в Шойбулакскую среднюю школу учительницей начальных классов. А до конца года заведовала в Сенькинской школе Дмитриева В.М. С нового года заведующей школы стала Антонова Надежда Ильинична. В 1970 году школа перешла на трехклассное обучение. Она по прежнему размещалась в старом деревянном здании. Три комнаты были выделены под занятия, одна под учительскую, одна под столовую Учителя, учащиеся заготавливали картофель и овощи, и в течение учебного года в школе было организовано горячее питание. Работала группа продленного дня. В 1974 - 1975 уч. году восьмилетняя школа размещалась в старом здании. Было тесно, занимались в две смены. Директором школы стал Андреев Виктор Андреевич, учитель математики.
Андреев Виктор Андреевич
В школе, кроме трёх начальных классов, были созданы пять старших. В начальных классах преподавали Дмитриева Валентина Михайловна, Воротилова Тамара Ивановна, Пушкина Мария Васильевна. Антоновна Надежда Ильинична и Ватюкова Зинаида Петровна ушли в 1974 году на заслуженный отдых. В старших классах стали работать: Епанечникова Нина Ванифатьевна - завуч и учительница русского языка и литературы. Зайцева Галина Степановна -учительница русского языка и литературы. Терехова Варвара Яковлевна - учительница математики. Ериносова Алевтина Васильевна - учительница иностранного языка. Мухина Людмила Игнатьевна - учительница истории и географии. Салтыкова Ольга Николаевна - учительница родного и русского языка. Антонов Аркадий Иванович - учитель родного языка. Андреева Анастасия Ивановна -учительница химии и биологии. Соколов Валерий Федорович - учитель физкультуры.
Коллектив Сенькинской школы
В 70 - е годы государство расходовало крупные средства на развитие народного образования. Стали строиться десятки новых школ, пристроев к ним, заменивших ветхие не соответствующие новым требованиям помещения. В 1975 году и в д. Сенькино было построено новое здание школы, рассчитанное на 8 классов комплектов, 320 учащихся
Строительство нового здания школы
В строительстве активное участие приняли и учащиеся и учителя. И с нового 1975 - 1976 учебного года занятия начались в новой школе. В течении 1975 1976 гг. школа была оформлена. На нижнем этаже школы разместилась картинная «галерея» в фойе у входа уголок для родителей, уголок профориентации, санитарный. На втором этаже стал создаваться ленинский зал. В школе были созданы группы продленного дня.
Учащиеся 8 класса с учителями. Первый выпуск школы Учащиеся 5 класса, 1975 год
1975 год
Воспитателями были Миловидова Алевтина Семеновна, она же пионервожатая (на общественных началах). Алексеева Рима Николаевна, Лавреньтева Надежда Александровна. Группы продленного дня и начальные классы разместились на первом этаже. Старшие классы, пионерская комната, кабинет директора и учительская - на втором. Стали оформляться кабинеты: начальных классов, химии и биологии, русского языка и литературы, математики, истории и географии, родного языка, иностранного языка.
Кабинет истории Кабинет математики
В 1978 году ушла из школы Миловидова Алевтина Семеновна Укрепляется ее материальная база. Начат, с 1 сентября 1986 года, перевод школ на обучение детей с шести лет. Этот эксперимент организован в трех школах республики и одна из них - Сенькинская. За школами закрепляются базовые предприятия.
Салтыкова О. Н. знакомит учителей Медведевского района В школе проходят практику студенты Марийского
с материалами стендов Государственного Пединститута им. Н. К. Крупской
Для нашей школы это ОПХ «Головное» МарНИИ сельского хозяйства. Тщательно и продуманно в школе организована летняя трудовая практика учащихся, ею охвачены все классы кроме первого. Школьники 6-7-х классов летом работают в учебно -производственной бригаде по обработке кормовой свеклы на полях второго производственного участка ОПХ «Головное», остальные на учебно-опытном участке, которым заведует Игнатьева С В. Овощи выращенные на нем используются для организации горячего питания школьников и приготовления солений в зиму. Осенью школа помогает совхозу в уборке овощей, а на заработанные деньги каждый ученик получает новогодний подарок. В 1992 году по инициативе администрации школы были проведены сельские сходы, на которых было принято решение о реорганизации Сенькинской неполной средней школы в среднюю и с 1992 - 93 учебного года был проведен первый набор в 10 класс в количестве 17 человек. С первых же дней работы средней школы пришлось столкнуться с несколькими проблемами. Одна из них - организация профессионального обучения юношей и девушек 10-11 классов. Это было вызвано тем, что база школы была рассчитана на восьмилетнее образование, где начальное профессиональное образование не предусматривалось. Эту проблему удалось решить с помощью УКК «Марийскмелиорация». Юноши 10 и 11 классов в течении двух лет проходили там обучение по программе «Автослесарь», «Водитель ВС», позднее по этой же специальности обучались в УКК «Институт переподготовки кадров агробизнеса». Для девочек сначала был организован курс «Основы кулинарного дела», который вела заведующая производством школьной столовой Ямиданова Н П, а позднее, на базе ГУП УКК «БОН» «Швея легкой женской одежды». Другая проблема - слабая материальная база школы, рассчитанная на «восьмилетку», но тем не менее в 1993 году был приобретен компьютерный класс на 12 ученических мест, КХН в столовую, обеденные столы, привод универсальный, два видеомагнитофона и телевизора, автомашина ИЖ - 2715, обновлялась учебная мебель, ежегодно проводились косметические ремонты школы и учебных кабинетов и к новому учебному году школа принималась только с оценками «хорошо» и «отлично», в чем была огромная заслуга младшего обслуживающего персонала Басовой Галины Николаевны, Васильевой Риммы Алексеевны и конечно всего коллектива школы. За это прошедшее трудное для всей страны десятилетие коллектив школы сохранил и преумножил ее традиции. Работниками школы всегда делалось все возможное, а порой и невозможное, вне зависимости от ситуации в стране, для того, чтобы учащимся в школе было тепло, уютно, чтобы они были обеспечены горячим питанием, получили прочные знания, стали настоящими гражданами России и нашли свое место в жизни. Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Сегодня процесс обучения в школе строится на основе Закона об образовании, нормативных документов Министерства образования России, Республики Марий Эл, базисного учебного плана, образовательных стандартов, Устава школы, предметных программ и в соответствии с санитарными нормами, активно реализует концепцию модернизации российского образования. В рамках реализации концепции школа в 2004-05 учебном году вступила в эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов на базе лесотехнического факультета Марийского технического университета. В 2003-04 учебном году школа успешно прошла плановую фронтальную проверку, а затем аттестацию и аккредитацию. Коллектив стабильный, с большим творческим потенциалом, любящий свою работу, нет текучки кадров.
В июне 2009 года директором МОУ "Сенькинская средняя общеобразовательная школа" назначена Иванова Людмила Ивановна.С этого же учебного года школа начинает работу над программой "Школа-территория здоровья". В рамках данной программы в школе начинает работу секция спортивного ориентирования
В 2010-2011 учебном году вводится 1 час ОРКСЭ в 4 классе. Учебные модули выбраны родителями.В рамках модернизации системы общего образования улучшена материально-техническая база школы: приобретено 2 компьютера, 2 ноутбука, приобретены учебно-лабораторные оборудования, пополнен библиотечный фонд. Приобретена мебель в компьютерный класс, в обеденный зал. Произведен ремонт спортзала. Установлено ограждение вокруг школы в соответствии с СанПин
В 2011-2012 учебном году постановлением администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" изменён тип общеобразовательного учреждения. В 5 классе введён 1 час ОРКСЭ.В рамках ФГОС 1 класс обучается по программе "Школа-2100". Организована внеурочная деятельность. Школа продолжает работу по программе "Школа- территория здоровья". Стало традицией проводить открытое первенство школы д.Сенькино по спортивному ориентированию "Рождественские встречи". В этом учебном году на базе МОБУ "Сенькинская средняя общеобразовательная школа" второй год проводятся районные и республиканские соревнования по спортивному ориентированию. Школа начинает работу над программой "Школа-этнокультурный центр". Продолжается работа над повышением рейтинга школы. В целях организации внеурочной деятельности ,школа сотрудничает с ДДТ и ДТТ п.Медведево, КДЦ д.Сенькино, работают кружки. На начало учебного года в школе обучается 65 человек. Всего учителей-17, из них 2 внешних совместителя. Организовано двухразовое горячее питание.