Когда президент закончил своё выступление на X съезде ФНПР, то не стал уходить сразу (как часто бывает у чиновников разного уровня после приветственных речей). Скорее всего потому, что знал: Михаил Шмаков хочет кое-что сказать именно при нём. И что, возможно, что-то даже нужно будет сказать в ответ. И Шмаков говорил:
– Чтобы росли зарплаты, должна расти экономика. Нам представляется, что темпы роста, обозначенные правительством на перспективу, около 1,5%, не позволят нам двигаться быстро. Это значит, что государство должно занять более активную позицию в части создания новых производств, предоставления доступного кредита реальному сектору экономики, а не финансовым спекулянтам.
А ещё Шмаков заявил: профсоюзы настаивают на независимости Росстата «от ведомственного влияния» (влияния Минэкономразвития), для того чтобы иметь возможность реально смотреть на вещи. А также – настаивают на прогрессивном подоходном налоге. И на увеличении налогов от дивидендов от акций. И на введении нулевой ставки НДФЛ на доходы населения в размере прожиточного минимума трудоспособного населения и ниже. И, конечно, на пересмотре потребительской корзины. А ещё надо привязать МРОТ к минимальному потребительскому бюджету. То есть говорил, если можно так выразиться, законопроектами. И тоже срывал бурные аплодисменты зала.
– Мы считаем, что в рамках оптимизации пенсионной системы нужно рассмотреть вопрос и вернуться к прежним рамкам выхода на пенсию для людей, работающих на Севере и живущих на Севере. Если, конечно, мы заинтересованы, чтобы там кто-то остался и работал. Одновременно нужно вернуться к вопросу индексации пенсий, снятия ограничений для работающих пенсионеров, – Михаил Шмаков, казалось, решил высказать на этой встрече всё на одном дыхании. И чтобы коллеги, переизбравшие его накануне председателем ФНПР, не сомневались: он будет работать, излагать, требовать. И скажет президенту в глаза всё, что нужно.
И Владимир Путин подтвердил:
– Предложения, которые сейчас прозвучали, мы с Михаилом Викторовичем обсуждали и в двустороннем режиме, и с участием ключевых членов правительства. Будем обсуждать дальше, будем над этим работать. Многие из решений, которые были приняты на уровне правительства и на уровне президента, первоначально так или иначе, даже без широкой огласки, но инициировались именно профсоюзами, а точнее, напрямую даже, можно сказать, Михаилом Викторовичем лично.
И после этого действительно уже можно было уходить: надо работать. В первую очередь – над только что сказанным. Как, впрочем, и участникам съезда.
Центральная профсоюзная газета «Солидарность», № 21 (1188) 2019 г.