Рациональное питание дошкольников – необходимое условие гармоничного роста, физического и нервно-психического развития ребенка, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Основные принципы
организации правильного питания.
· Питание должно быть полноценным и сбалансированным - содержать нужное количество белков, жиров и углеводов (для дошкольников их соотношение составляет 1:1:3 или 1:1:4; иначе даже высококачественная пища будет усваиваться плохо), а также минеральных веществ, витаминов, воды т.е. обеспечивать организм материалом, необходимым для роста и развития.
· Энергетическая ценность питания должна соответствовать энергозатратам детей (суточная калорийность пищи распределяют так: обед-35-40 %, полдник –10-15%, завтрак и ужин – примерно по 25%).
· Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в еде.
· Пища должна быть вкусной. Необходимо, чтобы ребенок ее ел с аппетитом.
· Следует ограничить потребление продуктов и блюд с повышенным содержанием соли, сахара и специй.
Много огорчений и забот доставляет родителям плохой аппетит детей.
В доме с утра снова игра:
Ложка стала лопаткой,
Мама – пилотом, дед- самолетом,
Бабушка –резвой лошадкой.
Кто как умел, ржал и шумел
В тесной квартире нашей.
Лишь каша, которую Миша не съел,
Так и осталась кашей.
С.Махотин.
Насильственное кормление часто приводит к ухудшению аппетита (возникает отвращение к определенным блюдам, а иногда и к еде вообще), либо к систематическому перееданию.
Если родители не заботится о рациональном питании ребенка, если вовремя и разумно не направляет его привычки и вкусы, они ставят под удар нормальное развитие организма, а значит здоровье и характер своего чада. Этих и других неблагоприятных последствий можно избежать, если помнить о следующем.
1. Малыши доверчивы и внушаемы. Не надо в их присутствии говорить, что они ничего не едят, или привередливы к еде- этим родители сами подают пример излишней разборчивости в пище, сто крайне отрицательно влияет на аппетит ребенка. Порой неоправданное беспокойство взрослых, подчеркнутое внимание к тому, сколько ребенок съел, уговоры съесть еще что-нибудь, либо отсутствие должного контроля за приемом пищи (ребенок ест что хочет и сколько хочет) приводит к установлению таких условно-рефлекторных механизмов психической деятельности, которые способствуют формированию гипертрофированно излишней потребности в пище, а она рано или поздно станет причиной нарушения обмена веществ.
2. Нельзя легко соглашаться с нежеланием ребенка есть то или иное блюдо или разрешать употреблять большое количество пищи, уступая капризам. Надо употребить такт и терпение, убедить ребенка, объяснив необходимость полезность тех или иных продуктов, развивая вкус к пище, осознанную мотивацию (почему надо съедать именно столько пищи), то проблемы будут практически преодолены.
3. Любое действие имеет причину (болезнь, огорчение) и поэтому он плохо ест. Но иногда он плотно позавтракал, и поэтому не проголодался. Нельзя уговаривать, запугивать, обещать что-либо (если съешь, куплю…), а также отвлекать (игрушки, чтение, игры-забавы). Это вредно отражается на характере ребенка.
4. Нельзя одергивать грубо «Не чавкай! Как ты держишь вилку. У тебя не руки, а крюки!» Эти окрики только портят аппетит и настроение. Только дружелюбный тон общения, вера в его потенциальные возможности- вот условия успешного воспитания культуры приема пищи.
5. Несомненно, формированию аппетита способствует развитие навыков самостоятельности, культуры еды. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку, понимание того, что овладение навыками - дело времени.
6. Приучая ребенка к сервировке стола, вы решаете задачу воспитания положительного отношения к еде.
7. Ребенок должен разумно и эмоционально относиться к процессу приема пищи. Осознанность и приятное предвкушение пищи «готовят» организм к тому, чтобы она была усвоена с пользой. В связи с этим родители могут загадывать загадки о продуктах питания, проводить беседы о здоровой пище.
СРОКИ ХРАНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСОБО СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ:
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКТОВ |
СРОКИ ХРАНЕНИЯ И РЕААЛИЗАЦИИ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ +2-+6*С НЕБОЛЕЕ (ЧАСОВ) |
Мясные крупнокусковые полуфабрикаты |
48 |
Мясо птицы охлажденное |
48 |
Мясо птицы замороженное |
72 |
Колбасы вареные: высшего сорта
первого сорта |
72
48 |
Сосиски, сардельки мясные высшего, первого и второго сорта |
48 |
Молоко пастеризованное |
36 |
Творог жирный, обезжиренный, диетический |
36 |
Сметана |
72 |
Сыры |
72 |
Рыба всех наименований охлажденная |
24
при t 0-2* С |
Рыба мороженная |
48
при t 0-2* С |
Яйцо |
7дней |
Овощи отварные неочищенные |
6 |
В ПИТАНИИ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ЗАПРЕЩЕНО
ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
- Фляжное, бочковое непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячение) перед употреблением;
- Творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки;
- Прокисшее молоко («самоквас») в натуральном виде, а также для изготовления творога;
- Макароны с мясным фаршем («по-флотски»), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, зельцы, форшмак;
- Пирожные, торты с кремом;
- Жареные во фритюре изделия (пирожки, пончики);
- Продукты домашнего консервирования.
- Детям не рекомендуются острые приправы (уксус, перец, горчица) и копчености.
В питании детских коллективов должна использоваться только свежеприготовленная пища.
Запрещено смешивать свежую пищу с остатками блюд, изготовленных в более ранние сроки того же дня, тем более-накануне. В целях сохранности исходной пищевой ценности продуктов блюда надо готовить непосредственно перед их употреблением.
Сроки хранения первых и вторых блюд на горячей плите не должны превышать 2х часов.