"Всё, что я хотел бы знать,- это яблоня.
Всё, что я знаю, - ветвь яблони.
Всё, что я могу преподать ученикам - это яблоко.
Всё, что останется в них, - это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня..."
Ж. Эрве-Базен
Педагог дополнительного образования Резапов Владимир Александрович обучает детей начальному техническому моделированию в течение 20 лет. Образовательную деятельность осуществляет по программе дополнительного образования детей «Начальное техническое моделирование» сроком на 2 года для обучающихся в возрасте 7 – 12 лет.Более 10 лет занимает призовые места в районных и республиканских конкурсах Соревнования по авиационным моделям для закрытых помещений памяти К.И.Гживаца, конкурс детского творчества «Дом моей мечты» в рамках Универсальной строительной выставки, Конкурс-выставка стендовых моделей.
Начальное техническое моделирование является наиболее доступным и интересным для детей младшего школьного возраста видом деятельности, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.
На занятиях обучающиеся также знакомятся с историей и современным уровнем развития российской и мировой техники.
Игры и соревнования с моделями планеров.
Соревнования – это итог работы каждого авиамоделиста. В них проверяется не только качество моделей, но и умение их конструкторов использовать полученные знания. В практике авиамоделизма широко известны не только соревнования, но и игры, особенно с бумажными моделями. Перед началом стартов все участвующие в них планеры необходимо надписать – сделать опознавательные знаки. Это могут быть первые буквы фамилий и имен их создателей: например, АВ-01, ВС-02 и т.д. При большом числе сходных между собой моделей трудно без надписи определить где, чья модель.
Предлагаем несколько видов соревнований с бумажными моделями, а проявив немного фантазии, можно придумать и другие игры.
Дальность полета. Цель данной игры – достижение наибольшей дальности полета. Перед началом надо оговорить, сколько раз каждый участник будет запускать свою модель, иными словами, сколько будет зачетных полетов (обычно три). А перед ними надо дать возможность совершить один-два тренировочных (пристрелочных) запуска. Очередность выхода на старт обычно определяют жеребьевкой.
Место старта отмечают флажками или линией разметки.
Порядок соревнований таков. Судья по очереди вызывает на старт участников и дает команду для запуска. Модели после полетов остаются на месте посадки. Судья и его помощники замеряют рулеткой расстояние в метрах от линии старта до посадки. Участник, у которого это расстояние будет самым большим, объявляется победителем.
Точность посадки. Цель этих соревнований – посадить модель в заранее обозначенное место. На расстоянии 5-6 м от стартовой линии размечают «аэродром». Это может быть круг диаметром около 1 м или лист газеты. Каждый участник после тренировочных запусков совершает зачетный полет. Если после первого тура у нескольких участников модели приземлились точно на «аэродром», для определения победителя линию старта переносят на 1 м дальше, увеличивая расстояние. Если и в этом случае таких участников окажется несколько, линию старта опять удаляют от «аэродрома». И так до победы одного участника.
Продолжительность полета. Число полетов (туров) оговаривают заранее. Обычно число туров не превышает трех. Старт моделей производят с рук. Время полета фиксируют с момента выпуска планера из рук до момента посадки или до того момента, когда модель скроется из вида. Участник, набравший наибольшую сумму очков, признается победителем.
Вижу цель. Задача истребителя-перехватчика – поражение воздушной цели. Попробуйте вы своим бумажным перехватчиком выполнить эту задачу. Сделайте из бумаги квадрат 10 х 10 см (для малышей размеры можно увеличить), покрасьте его яркой краской и подвесьте на нитке, на высоте 150 – 180 см. Отмерьте от нее метров восемь девять (для малышей – пять-шесть метров) и проведите линию старта. Упражнение выполняют по очереди. Запускают модели поодиночке. Каждому участнику дается по три попытки.