Пропустить до основного содержимого
МБОУ "Нартасская средняя общеобразовательная школа"

МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»

Домашняя
Дошкольная группа
Дистанционное обучение
  
МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа» > История школы  

История школы

Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления
Документы
Образование
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приёма (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Образовательные стандарты
Места осуществления образовательной деятельности
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Информационная безопасность
Организация обучения детей с ОВЗ
Организация питания
Food
Школьные новости
План работы
Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"
Инновационная площадка
Реализация ФЦПРО
ГИА, ВПР, ВсОШ
Воспитательная работа
Программа воспитания
Школьная пресса
Профсоюзная жизнь
Противодействие коррупции
Организация работы школы в условиях COVID-19
Дорожная безопасность
Родителям
Информация для родителей
Анкетирование родителей
Прием в первый класс
Списки
Контактная информация
Полезные ссылки
Заявки
Жалобы
Предложения
Карта сайта
Обсуждения
Форумы
Фотогалерея
Modify settings and columns
Немного из истории становления и развития школы

    Один век и еще двадцать пять лет. Ровно 125 лет назад в деревне Большие Ноли была открыта школа грамоты: 18 октября 1885 года священником села Биляморского Иваном Шубиным, который стал заведующим школой. Первым учителем в школе был Алексей Иванов, крестьянин, окончивший курс сельского училища. Школа располагалась в доме крестьянина Ушнурцева. В 1885 году в школе обучалось 22 мальчика, в том числе 4 русских, 13 мари, 5 выбыли до окончания курса и 5 девочек  возраст детей – от 9 до 13 лет. Из учебников имелось 5 сборников молитв, 5 кратких молитв- слов и 10 букварей. В школе изучали Закон Божий. Изучались также в самом элементарном объеме русский язык, арифметика, геометрия, чистописание, рисование. (Материалы Кировского государственного архива, из фонда Вятского епархиального училищного совета.)

    В 1892 году открыта церковно-приходская школа. Школа располагалась в деревянном здании часовни в деревне Большие-Ноли. (часовня была построена в 1885 году). Задача школы состояла в том, чтобы дети были воспитаны в духе повиновения и смирения, помня заветы христианской церкви. С января 1918 года после выхода «Декрета об отделении церкви от государства и школы» было запрещено преподавать в школе Закон Божий. Делами школы ведает школьный Совет, коллективной жизнью учащихся классные комитеты, текущие дела исполняет заведующий учреждением. В 1924-25 учебных годах заведующим Больше-Нолинской школы 1 ступени Мари-Биляморского района Мари-Турекского кантона работал Михаил Ушнурцев. По отчетным данным за данный учебный год школа ставит цель дать молодому поколению зародыш сельскохозяственных знаний, в школе, могли бы в дальнейшем путем самообразования пополнить свои знания. Велись такие предметы: русский язык, арифметика, геометрия, алгебра, природоведение, история, география. Общее количество учащихся – 33 человека, из них мальчиков 31 человек, девочек - двое. При прохождении по комплексной системе преподавания объединяются учащиеся 1 и 2 групп, 3 и 4 групп. Преподавателями были Ушнурцев Л.Д. и Ушнурцева Л.С., техслужащая - Шабалина А.С.

    В 1926- 1927 гг. в Больше-Нолинской едино-трудовой школе I ступени с сельскохозяйственным уклоном по 4-х годичному курсу обучалось 91 человек. Занятие ведется на марийском (65 человек) и русском (26 человек) языках. Русских: мальчиков - 22, девочек- 4, мальчиков: мари - 43, девочек было 19. Преподавателей было двое: Иванов Сергей Алексеевич - ведет 1 и 3 группы (он же заведующий школой) и Ушнурцева Л.С. ведет 2 и 4 группы. В качестве заведующего школой в 1932-1933 гг.работал Казанцев Василий Сергеевич. Школа была прикреплена к колхозу  «У вий», преподавание велось так же на русском и марийском языках, в начале учебного года ребят было 41 человек, в конце года - 51. Из них мальчиков 21, девочек- 30. Причем в основном это были дети колхозников, были и дети крестьян- единоличников - 16. Школа имела свой земельный участок в размере 1га.       Осенью 1933 года школа сгорела. До строительства новой школы в течение двух лет учились в коммуне. Школа была размещена на втором этаже двухэтажного дома. В 1934 году в первый класс Нартасской начальной школы пришли 47 детей, а всего в 1-4 классах 132 человека, к концу учебного года ребят осталось в школе 116. Преподавание велось на марийском языке. Школа имела свой земельный участок.

    В 1935 году начали учить в новой школе, где директором работал Петухов Иван Васильевич. Завучем школы был Вшивцев Николай Илларионович.

    Вскоре Петухова перевели в РОНО на должность инспектора. Родился он в г.Осташково Калининской области в 1916 году. С 1917 года жил в деревне Пинженерь. С 1924 по 1929 годы учился в Куршаковской начальной школе. Далее продолжил учебу в Хлебниковской школе. В 1932 году поступил в Мари-Биляморское педагогическое училище, после окончания которого был назначен учителем Нартасской школы. С 1935 году в школе обучение велось по семилетнему курсу. В 1936-1937 годах в Нартасской неполной средней школе количество классов было - 9, учащихся 237 человек. С ребятами занимались 8 преподавателей. Среди них – Петр Степанович Бердников, родом из д.Койсола Нижнее-Кугенерского сельсовета Сернурского района, Иван Васильевич Ягодаров, уроженец д.Кумерь, Олимпиада Гавриловна Чепакова, Екатерина Николаевна Ягодова, которая начала свой трудовой путь учительницы начальных классов.

    В 1938 году в первый класс поступило 65 учеников, выбыло 15.

    С 1940 года в 5-6 классах начали изучать немецкий язык. В школе было 14 классов, все классы параллельные (марийские и русские). Количество учащихся к концу 1941 года составило 279 человек.

    Началась Великая Отечественная война. Учителя - мужчины ушли на фронт. Это Бердников Петр Степанович, Иван Васильевич Ягодаров, Гвоздев Иван Кугергиевич, Захаров Алексей Захарович, Милинков Петр Васильевич. Вшивцев Н.И. работал в качестве директора школы до 1942 года, вскоре он был отправлен на фронт. Но и в грозные военные годы школа жила и работала. Учителей, ушедших на фронт, заменили молоденькие девушки, одна из них Зяблицева Раисия Степановна. (ее воспоминания в газете «Знамя» от 14 февраля 1995г.) В период войны директором работала Сидоркина Ольга Георгиевна. В 1946 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г» награждены учителя Нартасской семилетней школы Кожевникова Нина Павловна, Желонкин Сергей Иванович, Сидоркина Ольга Георгиевна, Чернышева Степанида Игнатьевна. В 1946 году директором школы стал Сидоркин Алексей Емельянович, а в 1951 году его назначили председателем колхоза « У вий». Его место заняла Луковникова Таисия Яковлевна, которая работала в данной школе с 1948 по 1952 годы учителем русского языка и литературы. В 1952 году ее перевели на работу в райком партии, а потом заведующим РОНО. В это время завучем школы работала Лебедева Таисия, а затем Байкова Р. – учитель химии и биологии. После Луковниковой директором школы назначили Семенова Германа Васильевича.

    С 1953 года директором Нартасской семилетней школы, а с 1960 года Нартасской восьмилетней школы работал Князев Павел Иванович. Завучем работала Карташова Надежда Константиновна, а с 1963 года Пинаева Елена Григорьевна.

    Школа сильна своими учителями, а прославляют ее – ученики. Всю свою жизнь отдали работе с детьми учителя, которые сейчас находятся на заслуженном отдыхе. Выпускники школы с благодарностью вспоминают Аникину Зою Степановну - учительницу начальных классов, Берестову Анастасию Ивановну - учительницу русского языка и литературы, Князеву Александру Гавриловну - учителя математики, Вершинина А.Г., Климова Р.И., Четкарева Сергея Григорьевича – учителя истории, Потаеву Е.Н. – учительницу начальных классов.

    В 60-е годы работала пионервожатой Надежда Семеновна Шембулатова. Ей  в свое время посчастливилось работать во Всесоюзном пионерском лагере «Артек».

    Учителем немецкого языка работала Заровняева Л.С., Соловьева А.С., Валентина Васильевна Желонкина, Карташова Н.К., Семенов Федор Александрович – учитель математики (живет в с.Косолапово).

    С 1946 по 1973 годы учителем начальных классов работал Милочкин Николай Иванович. Будучи учителем Мари-Сендинской начальной школы за выдающиеся успехи в обучении и воспитании детей, за активное участие в общественной жизни в деревне был награжден медалью «За трудовую доблесть». Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР от 5 апреля 1954 года Милочкину Николаю Ивановичу присвоено звание заслуженного учителя Марийской АССР.

    Так же наградой «За трудовую доблесть» высокой правительственной награды был удостоен Рыжков Ф.Г. – учитель начальных классов.

    В конце 70-х годов учителем музыки Чемековой Людмилой Витальевной в школе был создан ансамбль «Ложкари». Ансамбль неоднократно был победителем в районных и республиканских конкурсах. Победив в республиканском отборочном туре на участие в конкурсе «Веселые нотки», ансамбль ездил в Москву, где выступили в Останкино. Получили звание Лауреата Всесоюзного конкурса «Веселые нотки». И еще раз посчастливилось ансамблю «Ложкари» принимать участие в большом праздничном концерте  в концертном зале «Россия» в г.Москве, посвященном 60-лети. Образования Марийской республики.

    С 1979 по 1986 годы директором Нартасской школы работал Милочкин Альберт Николаевич. До 1983 года завучем школы была Блинова Галина Николаевна. В 1986 году директором школы был назначен Семенов Валерий Павлович. В 1995 году школа перешла в новое двухэтажное здание.

    Постановлением главы администрации Мари–Турекского района Ф.Сабирьянова №284 от 27 сентября 1995 года «О преобразовании неполных средних школ района в средние школы» школа преобразована в среднюю (полную) общеобразовательную школу. С 1989 по 2003 годы завучем школы была Туктамышева Людмила Фоминична. В с 2005 по 2008 год  директором Нартасской школы работала Бочарова Светлана Трифоновна, с 2008 по 2010 – Бочаров Перт Алексеевич, с 2010 года снова – Семенов Валерий Павлович, завучем по учебной работе – Казанцева Ираида Сергеевна.

    С 1988 года школа перешла на обучение детей шестилетнего возраста. Для этого было начато строительство пристроя на 50 ученических мест. Строительство пристроя велось силами базового хозяйства им Коминтерна с председателем Михеевым Владимиром Михайловичем и в 1990 году пристрой был введен в эксплуатацию. В новом здании разместились учащиеся 0 класса тех лет и часть учащихся начальных классов. Помимо учебных классов в здании размещались игровые и спальные помещения для шестилеток. Это было началом перехода школы на 11 летнее обучение. Строительство обошлось для колхоза Коминтерн в 52 тысячи рублей, эта была значительная сумма для того времени и настоящим подарком для детей школьного микрорайона. В том же 1988 году школа совместно с колхозом им. Коминтерна заявила о необходимости строительства школы и стала готовить техническую документацию на строительство нового здания школы. В кратчайшие сроки был разработан технический паспорт на разработку проекто-сметной документации школы. И в феврале 1990 года было выдано задание на проектирование школы на 330 учащихся (т.п. 221-1-440.85) в дер. Елымбаево. Заказчиком проекта выступил ОКС Совета Министров МАССР и определен срок начала строительства школы на 1993 год, а исполнителем проекта МАРИЙСКГРАЖДАНПРОЕКТ. Задание на проектирование было подписано первым заместителем Председателя Совета Министров МАССР М. Глазыриным в феврале 1990 года. Генеральным планом проекта предусматривалось строительство комплекса спортплощадок, размещение интерната на 50 мест и 19 квартирного жилого дома (на перспективу). Проектно-сметная документация была выдана в апреле 1992 года, гл. архитектор проекта Г.Гердт, гл. инженер В.Куликов.   Так уж случилось, что именно в это трудное для республики время пришлось строительство школы, и именно в это сложное время с пониманием к проблемам нашей школы отнеслись руководители тех лет и всячески помогали директору школы. Это председатель колхоза им. Коминтерна Михеев В.М., секретарь райкома КПСС Бахтин А.В., председатели райисполкома тех лет Шигапов Р.Ш., главы района Зайцев Г.П., Сабирьянов Ф.Г., начальник Мари - Турекского ПМК – 715 Смирнов В.Н., руководитель госплана Галавтеев В.А., начальник УКСа правительства РМЭ Иливанов П.Н. зам. министра образования Петухов В.А., начальник Й-Олинского комбината КПД Коган Б.А. и конечно первый Президент РМЭ Зотин В.М. и др. Докладу отведен регламент времени, поэтому всех смежников и проектантов не перечислить, но в интернете, где будет опубликован доклад я постараюсь вспомнить всех и выразить слова благодарности им. Уже в 1993 году на отведенный под строительство земельный участок стали завозить строительный материал и готовить площадки и закладку фундаментов под хозяйственный блок и электрическую подстанцию, подрядчиком выступил Сернурский участок Йошкар-Олинского комбината КПД «Северо-востокстрой» под руководством Снопченко О.А. Непосредственное руководство закладками первых фундаментов руководил бывший прораб участка «Северо-востокстрой», нынешний глава администрации района Елкин В.Ю. Эти годы были сложными для страны, творящийся реформизм, дефицит бюджета, разного рода секвистизмы и управленческий хаос остановили начало строительства школы на год. В течении года школьный объект передали другому подрядчику, Мари-Турекскому ПМК – 715. Вариант крупно-панельной  школы отпал и следовательно пришлось экстренно производить привязку проектно-сметной документации к варианту здания в кирпичном исполнении. Практически по ходу строительства поэтапно выдавалась проектно-сметная документация сначала до нулевого уровня, далее поэтажно и по блокам. Ничего нет страшнее чем, неопределенность. Пришлось потратить уйму времени для организации  согласования нового проекта. Все же удалось начать строительство школы в 1993 году. В 1995 году к 1 сентября был запущен в эксплуатацию Блок А  основного здания школы и дети вошли в новые классы. Полный ввод в эксплуатацию учебного здания школы произвели в январе 1996 года, одновременно отметив 110 - летие со дня основания школы.

    Школа гордиться своими учительскими династиями, выпускниками, достижениями учащихся в учебе , труде и спорте. Получив статус средней, школа открыла новые возможности перед молодыми людьми школьного микрорайона. Если раньше по окончании восьмилетней школы в основном дети заканчивали образование после ПТУ и ССУЗов, то теперь образовалась новая волна поступающих в ВУЗы. Для детей открыты новые возможности в выборе образования. Школа как бы восполнила потерю Нартасского сельскохозяйственного техникума. К примеру, в восьмидесятых годах из числа проживающих в школьном микрорайоне людей с высшим образованием практически были единицы не считая учителей, то теперь от общего числа выпускников    % имеют высшее образование или учатся в ВУЗах. Со дня первого выпуска учащихся со средним образованием 20 выпускников окончили с серебряной медалью. Качество знаний достигает до 49%. Учащиеся школы участвуют во многих интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, проектах мунинципального, республиканского и российского уровня и являются победителями, призерами и дипломантами. Учащиеся школы ежегодно становятся обладателями премий в разных номинациях на грант Главы администрации района в рамках проекта «Способная и талантливая молодежь».

    Особое место в жизни школы занимает спортивное движение. Школа всегда являлась местом проведения спортивных мероприятий муниципального, республиканского и даже российского уровня. Много выпускников школы являются мастерами, кандидатами в мастера спорта и перворазрядниками, причем эти звания они заслуживали, еще являясь учащимися школы по лыжным гонкам, туристическому многоборью, футболу, классической борьбе, боксу, дзю-до, троеборью, военно-прикладным и техническим видам спорта.

    Нартасская школа всегда выделялась своими успехами в трудовом воспитании, кстати, эта эффективная система воспитания учащихся сейчас  вычеркнута законодателем из воспитательной системы образования. В свое время школа владела своим техническим парком, имела в распоряжении 40 га. Земли, что позволило ей развиваться в тяжелые 90-е годы и практически самой улучшать свою материально-техническую базу и совершенствовать учебно-воспитательный потенциал. С 1990 года систематически занимала призовые места в районных и республиканских смотрах конкурсах производственных площадей и учебно-опытных участков.

    Как говорит М.М.Поташник «Школа – это учитель, во-первых, учитель – во вторых, учитель в третьих и только в четвертых – что, ни будь». Конечно, величие школы определяется ее учителями. История школы славна страницами талантливых учителей это учителя не только те, о которых мы говорили выше, но и те которые работают сейчас и практически всю свою трудовую деятельность посвятили нашей школе – Это учителя начальных классов Eшметов А.А., Пасынкова Н.Н., Пинаева Н.Н., учитель немецкого языка Казанцева И.С., учителя математики Соловьева З.А., Созонова И.М., учитель истории и обществознания Смирнова Л.К. Из педагогического коллектива, состоящего из 23 педагогов, на сегодня 4 учителя имеют звание Почетного работника общего образования Р.Ф., 3 учителя имеют высшую категорию, 9 учителей первую категорию, 4 учителя вторую категорию, что составляет 65%.  Учитель информатики Бочарова С.Т. и учитель музыки и ИЗО Милочкина С.А являются победителями гранта Президента Р.Ф. в рамках российского национального проекта «Образование». Средний возраст педагогического коллектива 40 лет. Считая с середины 70-х годов, около 80 выпускников школы избрали педагогическую специальность, это важный показатель авторитета педагогов школы и дань уважения к педагогической деятельности в школе.

    В настоящее время, если исходить из теории акмеологии коллектив Нартасской школы обладает большим потенциалом опыта и мастерства педагогической работы, который необходимо организовать в динамику движения по решению задач поставленных правительственной программой по модернизации системы образования и в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Школа является основным фактором социального развития на селе и коллектив должен быть ориентирован на развитее тех качественных характеристик, которые определяют ее устойчивость и уникальность. Имидж школы определяется прежде всего его качественными внешними показателями и показателями на образовательном рынке муниципалитета и региона, а этих показателей у нашей школы более чем достаточно. Сегодня нам предстоит вывести на более высокий уровень школьные образовательные показатели для этого необходимо более полно удовлетворить учебно-воспитательный процесс новейшими и передовыми педагогическими  технологиями, особенно в профессионально – личностной подготовке самих педагогов. Необходимы новации в самой модификации содержания учебных дисциплин, в условиях малокомплектности необходима унификация системы подготовки и переподготовки учителей школы, повышение их педагогической ответственности, совершенствование общеобразовательных, учебно-воспитательных, предметных технологий. Необходим поиск конкретно-локальных технологий, изыскание инноваций в организационно-педагогических формах, методах, приемах и средствах – с обращением к передовому инновационно-педагогическому опыту, этнопедагогике и педагогическому наследию отечества и зарубежья. Сегодня эти слова можно принять как заявление о новой концепции развития Нартасской средней школы. Для решения этих задач нужна экономическая стабильность и плановое материально-ресурсное обеспечение учебно-воспитательной деятельности. Практика школы имеет многолетний опыт работы по материально-ресурсному обеспечению образовательной деятельности, сетевому взаимодействию, взаимодействию с производственными предприятиями и общественными организациями. Вместе с администрацией района и отделом образования в тесном партнерском сотрудничестве и взаимодействии способны направленно развиваться и достигать цели и задачи поставленные образовательной доктриной государства. Коллектив школы благодарен администрации района и лично главе администрации Елкину В.Ю. за усилия направляемые на сохранение и развитие инфроструктуры муниципального образования выведение  из школ несвойственных  ему функций. Может быть не всем, но нам руководителям школ видны усилия администрации района по реализации экономической составляющей муниципального образования.

    Многомерность подхода к ситуации по развитию школы обуславлено требованиями современного рынка, где признается одно преимущество – это высокое качество образования, знаний, инновационных технологий. Доминирующий показатель везде – это конкуренция качества. Поэтому коллективной философией Нартасской средней школы должна стать – философия успеха!