Программа развития 2011-2015 гг.
Содержание
|
|
Раздел 1 |
Паспорт программы развития МБОУ «Мари-Куптинская основная общеобразовательная школа» на основе образовательной инициативы «Наша новая школа» |
Раздел 2 |
Введение. Проблемный анализ качества образовательных услуг и эффективности деятельности школы |
Раздел3 |
Характеристика задач в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» |
Раздел 4 |
Постановка цели деятельности и конкретных достижимых задач |
Раздел 5 |
Сроки реализации проекта |
Раздел 6 |
Содержание, механизм реализации и ожидаемые результаты. Ресурсное обеспечение проекта |
Раздел 1 Паспорт программы развития школы на основе образовательной инициативы «Наша новая школа»
Наименование программы |
Программа развития МБОУ «Мари-Куптинская основная общеобразовательная лььная школа» на 2011 – 2016 учебный год |
Основание для разработки программы |
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» |
Основной разработчик программы |
Администрация МБОУ «Мари-Куптинская основная общеобразовательная школа» |
Исполнители программы |
Администрация и педагогический коллектив МБОУ «Мари-Куптинская основная общеобразовательная школа» Мари-Турекского района |
Цели и задачи программы |
Цель программы: Создание условий для повышения качества образования, достижения высокого уровня подготовки обучающихся (воспитанников) в ходе осуществления модернизации образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и задачах образования, представленных в Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию.
Задачи программы:
1. Повысить качество образования, отвечающее современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования и формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности.
2. Совершенствовать систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и создавать условия для реализации их способностей.
3. Совершенствовать систему материальных и моральных стимулов поддержки учителей. Повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях.
4. Привлекать финансовые средства для развития школьной инфраструктуры.
5. Совершенствовать систему сохранения и укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегающих технологий.
6. Повышать качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств |
Основные направления деятельности |
1. Переход на новые образовательные стандарты.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Совершенствование учительского корпуса.
4. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
5. Расширение самостоятельности школы. |
Сроки реализации программы |
2011 – 2016 гг. |
Источники финансирования программы |
Бюджет. |
Ожидаемые конечные результаты |
Повышение качества образования обучающихся. Улучшение условий реализации образовательной программы школы.
Удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.
Увеличение числа школьников, реализовавших свои способности.
Повышение мотивации обучающихся (воспитанников) к здоровому образу жизни и спорту, сохранение и укрепление здоровья школьников. Обеспечение открытости деятельности школы. |
Механизм реализации программы |
Программа реализуется через запланированные мероприятия. |
Система контроля над выполнением программы |
Контроль выполнения мероприятий Программы осуществляют Управляющий совет школы, отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район», администрация школы. |
Раздел 2 Введение. Проблемный анализ качества образовательных услуг и эффективности деятельности школы
Общая характеристика школы.
Адрес школы: 425510, Республика Марий Эл, Мари-Турекский район д.Мари-Купта, улица Молодежная 13
Аттестация школы: 2009 г.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: Серия А № 265619
регистрационный № 733 от 1 июня 2009 года
Государственная регистрация юридического лица: ОГРН 1021201650084
Аккредитация МО РМ: Свидетельство о государственной аккредитации АА 161614
регистрационный № 1422 от 8 июня 200
Школа функционирует в режиме шестидневной недели. Продолжительность урока в 1 классе 1и 2 четверти - 35 минут, 3и 4 четверти – 45 минут, во 2-9 классах – 45 минут.
Школа имеет освещение люминицентное, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, столовую, спортивный зал, библиотеку, учебные кабинеты , учебно-опытный участок.
Библиотека имеет в своем фонде экземпляров книг, в том числе учебников.
В школе имеется спортивная площадка.
Школа реализует базовую образовательную программу. Педагогический коллектив состоит из 11 учителей.
Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами.
1.Состояние педагогических кадров по стажу:
До 5 лет |
– 1 педагог (9%) |
От 10 до 20 лет |
– 3 педагога (27%) |
Свыше 20 лет |
- 7 педагогов (63%) |
2.Состояние педагогических кадров по квалификации
В школе работает 11учителей. Среди них:
Отличник народного просвещения – 1 человек;
Почетный работник общего образования – 1 человек;
Почетная грамота Минобразования Российской Федерации – 2 человека;
Почетная грамота Минобразования Республики Марий Эл – 8 человек
Почетная грамота отдела образования и по делам молодежи – 10 человек.
Категория учителей |
Высшая |
Первая |
Без категории |
Кол-во |
2(18%) |
6 (55%) |
3 (27%) |
3 Состояние педагогических кадров по образованию:
Высшее образование |
11 педагогов (100 %) |
|
|
Педагогический коллектив школы проводит свою работу в соответствии с Законами РФ « Об образовании», системой действующих стандартов в области обеспечения жизнедеятельности обучающихся. Внеучебная деятельность организована в форме кружков, секций. В школе соблюдены условия предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам.
Учебные планы по школе составлены согласно Приказу Министерства РФ от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ». С 1 сентября 2011 года начали внедрение ФГОС второго поколения.
Элективные курсы разрабатываются учителями и утверждаются директором школы, согласуются с заведующим районным методическим кабинетом. Работа учителей начальной школы направлена на формирование основных учебных навыков и умений школьников, выявление их увлечений и интересов. В настоящее время учителя начальных классов работают по программе «Гармония».
Образовательное учреждение реализует с 2011- 2012 учебного года следующие элективные курсы в 9 классе:
Название курса |
Кол-во часов |
Решение тестовых задач по математике |
17 |
Решение задач по механике |
17 |
Основы программирования |
17 |
ГИА : курс подготовки к экзаменам |
17 |
Информационно- ориентированный курс. |
34 |
В школе проводится учет детей, подлежащих обучению, соблюдаются правила приема, отчисления, переводов обучающихся. Образовательные программы на начало учебного года согласованы и утверждены, соответствуют целям образования и социальному запросу населения.
Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости.
Статистика
№
п/п |
Параметры статистики |
2010-2011уч.год |
2011- 2012 уч.год |
1. |
Количество учеников обучающихся на конец года |
50 |
47 |
2. |
Отсев |
- |
1 |
3. |
Количество учащихся оставленных на повторное обучение |
- |
- |
4. |
Количество обучающихся на «4» и «5» |
22 (44%) |
18 (37%) |
5. |
Количество учащихся, не получивших аттестаты |
- |
- |
Обеспечение безопасности, в том числе пожарной.
В образовательном учреждении обеспечиваются условия по безопасности обучающихся и воспитанников в учебное и внеучебное время. Разработаны мероприятия, инструкции по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности, ведутся журналы инструктажа, кабинеты оснащены аптечками. Школа оборудована пожарной сигнализацией. В 8 классе осуществляется преподавание основ безопасности жизнедеятельности, в начальных классах обучение ведется интегрировано. Систематически проводится разъяснительная работа по соблюдению правил пожарной безопасности, а также правил поведения в случае возможных террористических актов и других чрезвычайных ситуаций.
Школа оборудована АПС,телефонной связью и первичными средствами пожаротушения. Проводятся тренировки с обучающимися, воспитанниками и работниками. Налажено взаимодействие с органами ОВД, пожарной частью.
Материально-техническая база.
|
Кол – во |
Состояние |
Оптимальное |
Допустимое |
Критическое |
Спортивный зал |
1 |
|
+ |
|
Спортивная площадка, стадион |
1 |
|
+ |
|
Актовый зал |
1 |
|
+ |
|
Столовая |
1 |
|
+ |
|
Медицинский кабинет |
1 |
|
+ |
|
Краеведческий музей |
1 |
|
+ |
|
Кабинеты:
- начальных кл.
- анг. языка
- информатики
- математики
- рус. языка и литературы
- истории и обществознания
- ИКН
- химии и биологии
- родного языка и литературы
- музыки и рисования
- родного языка и литературы
- кабинет технологии
- ГПД |
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
|
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ |
|
Мебель |
|
|
Соответствует |
|
Компьютеры |
6 |
|
+ |
|
Ноутбук |
0 |
|
+ |
|
Проектор |
1 |
|
+ |
|
Принтер |
1 |
|
+ |
|
Музыкальный центр |
1 |
|
+ |
|
Телевизор |
1 |
|
+ |
|
Библиотека |
1 |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учреждение имеет оборудование для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (7,9 человек на один компьютер). Материально-техническая база за 2011 год пополнилась новыми компьютерами. Школа имеет скоростной выход в Интернет (к Интернет подключены 4 компьютера), что дает в полной мере возможность как учителям, так и обучающимся получать необходимую информацию. Библиотека ежегодно пополняется научно-популярной литературой.
Нормативно-правовое обеспечение (НПО)
НПО школы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования Российской Федерации, закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отражает основные направления образовательной политики, приоритетным национальным проектом «Образование» и другими локальными актами.
Школьное образование ориентировано:
· на формирование у школьников позитивного отношения к жизни, нравственности, патриотизма, здорового образа жизни;
· открытость образовательного процесса;
· доступность образования;
· стремление педагогического коллектива к признанию любых позитивных достижений учащихся в учебе и во внеклассной работе;
· создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;
· уважение к личности ученика и педагога;
· ориентацию на использование передовых научно-педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения.
Управление в школе:
общее собрание трудового коллектива, Управляющий совет ОУ, Педагогический совет, родительский комитет, школьные методические объединения учителей-предметников и классных руководителей. Управление осуществляется на основе сотрудничества руководства школы и всех участников образовательного процесса. Администрация строит свою работу по управлению школой на основе нормативно-правового обеспечения учебно-воспитательного процесса, разработок, рекомендаций, внедрения новых информационных технологий в обучение и творческого потенциала педагогического коллектива.
Воспитательная работа в школе
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряжённость; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экономической обстановки; падение нравственности и др.
Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные действия: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Всё это приводит к снижению ценности человеческой жизни.
Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостаёт элементарной духовной близости между родителями и детьми.
За последние годы снижена воспитательная функция школы. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.
Наша школа строит свою воспитательную работу по теме «Формирование общечеловеческих ценностей на основе гуманизма»
Основная цель нашей работы: воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в условиях здоровьесберегающей среды в рамках взаимодействия с семьёй и социумом.
Основные задачи воспитания:
1. Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, воспитание гордости за своё Отечество и ответственность за судьбу своей страны.
2. Создание условий для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков.
3. Создание условий для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы.
4. Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
5. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
6. Создание системы целенаправленной воспитательной работы с родителями для активного и полезного взаимодействия школы и семьи.
7. Создание условий для учащихся для активного взаимодействия с социумом.
Решение всех воспитательных задач осуществляется во взаимодействии с основными структурными подразделениями школы:
- М.О. классных руководителей;
- системой дополнительного образования (кружки по интересам);
- взаимодействие семьи и школы;
- внеурочная деятельность.
План воспитательной деятельности составляется с учетом возрастных особенностей учащихся, календарных праздников и интересов учащихся, традиций школы, районных мероприятий.
Воспитательная деятельность в школе осуществляется по направлениям, с учетом принципов воспитания, заложенных в Концепции воспитательной системы.
Основными формами воспитательной деятельности в школе являются: конкурсы, праздники, соревнования, беседы, КВН, викторины
Воспитательная работа в школе проводится по следующим направлениям «Воспитание здорового образа жизни»:
- информационная деятельность
- профориентационная деятельность
- духовно- нравственное воспитание
- связь с родителями
Основная деятельность воспитательной работы в школе организована классными руководителями и педагогами. Педагоги школы значительное внимание уделяют воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.
Система дополнительного образования
В школе работают творческие объединения: предметный, эстетический, спортивный, эколого- биологический, прикладной.
Всего кружковой работой охвачено около 100% учащихся. Воспитательная работа строится на основе развития самоуправления школьников и является одним из приоритетных направлений деятельности школы. Она направлена на интеллектуальное, нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое и физическое развитие личности.
№ |
Название кружка |
1. |
Английского языка |
2. |
Умелые руки |
3. |
Друзья природы |
4. |
Волейбол |
5. |
Общая физическая подготовка |
6. |
Спортивный |
7. |
Мир информатики |
Важным средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Обобщение и распространение опыта работы учителей осуществляется путем проведения открытых уроков, творческих отчетов, участий в школьных, районных, российских, международных конкурсах, конференциях и семинарах, школьных и районных методических объединениях.
Численность обучающихся
На 2011 – 2012 учебный год контингент обучающихся составляет:
I ступень – 23 человек, 2 класса - комплекта.
II ступень – 25 человек, 4 классов – комплектов.
Итого: 47 обучающихся, 9 классов – 7 комплектов
Прогноз численности учащихся школы на срок действия Программы:
Годы |
2010/2011 |
2011/12 |
2012/13 |
2013/14 |
2014/15 |
2015/16 |
Число обучающихся |
50 |
47 |
46 |
41 |
45 |
46 |
|
|
Успехи и достижения
1. Участие в олимпиадах
годы |
2009-2010 |
2010-2011 |
Победители и призёры районных предметных олимпиад. |
5 |
7 |
Условия для сохранения здоровья учащихся.
Для достижения положительных результатов в обучении и воспитании школьников педагогический коллектив уделяет особое внимание вопросам создания условий для сохранения здоровья и безопасности обучающихся.
Сотрудники, обучающиеся регулярно проходят медицинские осмотры, флюорографическое обследование, профилактическую вакцинацию.
Группа здоровья |
2010/2011 уч. год |
число |
% |
I группа |
40 |
80 |
II группа |
10 |
20 |
III группа |
|
|
IV-V группа, инвалиды |
- |
- |
Основная физкультурная: |
45 |
90 |
- подготовительная |
5 |
10 |
- спецгруппа |
- |
- |
Освобождены от физкультуры |
- |
- |
Характеристика социума
МБОУ «Мари-Куптинская я основная общеобразовательная школа» расположена в 12 километрах от районного центра. В связи с этим школа берет на себя функцию организации досуга обучающихся (воспитанников) и создания системы дополнительного образования. В школе обучаются все дети, проживающие в деревнях Мари-Купта, Малая Купта, Аимково и Ашлань - Вершина.
Раздел 3 Характеристика задач в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Современное школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д.М. Медведевым, говорится: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Решить эти задачи должно обновленное содержание образования, переход к стандартам нового поколения. Новые образовательные стандарты предполагают формирование у школьников не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов. Результатом образования должно стать «не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении
Одновременно с внедрением новых образовательных стандартов необходимо выстроить систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей
Важной задачей также является «совершенствование учительского корпуса», а именно, внедрение системы моральных и материальных стимулов поддержки учителей, привлечение к профессии учителя талантливой молодежи.
Должна измениться и школьная инфраструктура. .
Важным направлением является сохранение и укрепление здоровья школьников. Этим вопросом должны заниматься и учителя. К детям должен быть осуществлен индивидуальный подход в обучении, и это позитивно скажется на их здоровье.
Государство планирует расширить самостоятельность школ.
Вышеперечисленные задачи являются основой проекта перспективного развития школы.
Актуальность разработки данного проекта обусловлена тем, что в последние годы произошли значительные изменения внешних и внутренних условий жизнедеятельности школы, которые диктуют необходимость дальнейшего перспективного развития школы в соответствии с поставленными задачами модернизации российского образования.
Выявлены следующие проблемы:
- Повышение качества образования в соответствии с концепцией модернизации Российского образования, соответствующего требованиям современного информационного общества в условиях компетентностного подхода.
- Изменение школьной инфраструктуры: улучшить пространственно-предметную среду ОУ, которая будет соответствовать новым требованиям.
- Укрепление учебно-материальной базы школы, улучшение обеспечения учебными и учебно-методическими пособиями, компьютерным оборудованием.
Раздел 4 Постановка цели деятельности и конкретных достижимых задач
Цель программы:
Создание условий для повышения качества образования, достижения высокого уровня подготовки обучающихся в ходе осуществления модернизации образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и задачах образования, представленных в Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию.
Задачи программы:
1. Повысить качество образования, отвечающее современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования и формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности.
2.Совершенствовать систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и создавать условия для реализации их способностей.
3.Совершенствовать систему материальных и моральных стимулов поддержки учителей. Повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях.
4.Привлекать финансовые средства для развития школьной инфраструктуры.
5.Совершенствовать систему сохранения и укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегающих технологий.
6.Повышать качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств.
Раздел 5 Сроки реализации программы: 2011 – 2015 гг.
Этапы реализации проекта:
1 этап –подготовительный (2012 г.) Проблемный анализ эффективности работы школы, разработка плана мероприятий, расчет финансовых затрат.
2 этап – основной (2012 – 2016г.) Работа школы по реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
3 этап – обобщающий (2017г.) Проблемный анализ результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшего развития школы.