Оценочный лист посещения урока учителя-предметника
ФИО учителя |
|
Дата |
|
Что оценивалось |
|
Когда, где |
|
ФИО проверяющего |
|
Наблюдаемые аспекты |
Имеет место (1) |
Не имеет места (0) |
Комментарий |
1. Компетентность в области личностных качеств (макс. кол-во баллов – 7) |
Самоорганизация: |
1. умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока |
|
|
|
2. рабочее место учителя хорошо организовано |
|
|
|
3. учитель своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации |
|
|
|
4. учитель сохраняет самообладание в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой |
|
|
|
Общая культура: |
|
|
|
5. поведение и внешний вид учителя соответствует этическим нормам |
|
|
|
6. учитель обладает педагогическим тактом, деликатен в общении |
|
|
|
7. высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности (макс. кол-во баллов – 5) |
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся: |
1. учитель умеет правильно ставить цели и задачи урока |
|
|
|
2. корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока |
|
|
|
3.учитель знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока |
|
|
|
Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач: |
4. учитель умеет вовлечь обучающихся в постановку цели и задач на основе темы урока |
|
|
|
5. обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности (макс. кол-во баллв – 4) |
1. учитель умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету |
|
|
|
2. учитель отмечает даже самый маленький успех обучающихся |
|
|
|
3. учитель умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке |
|
|
|
4. учитель владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета |
|
|
|
Итого: |
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности (макс. кол-во баллов – 7) |
Компетентность в методах преподавания: |
1. применяемые учителем методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы |
|
|
|
2. применяемые учителем методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы |
|
|
|
3. учитель владеет современными методами преподавания |
|
|
|
4. обоснованно использует на уроке современные информационно-коммуникационные технологии |
|
|
|
Компетентность в предмете преподавания: |
5. учитель использует дополнительный материал по предмету |
|
|
|
6. учитель излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами |
|
|
|
7. в процессе формирования новых знаний учитель опирается на знания учащихся, полученные ими ранее при изучении других предметов |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (макс.
кол-во баллов – 2) |
Умение выбрать и реализовать образовательную программу: |
|
|
|
1. учитель может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету |
|
|
|
2. учитель обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплекты по преподаваемому предмету |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
6. Компетентность в области организации учебной деятельности (макс. кол-во баллов – 10) |
Умение устанавливать субъект-субъектные отношения: |
|
|
|
1. учитель умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог |
|
|
|
2. учитель умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами |
|
|
|
3. учитель умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину |
|
|
|
Умение организовать учебную деятельность обучающихся: |
|
|
|
4. учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать |
|
|
|
5. учитель формулирует у обучающихся навыки учебной деятельности |
|
|
|
6. учитель умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи |
|
|
|
Умение реализовать педагогическое оценивание: |
|
|
|
7. учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании |
|
|
|
8. учитель аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки |
|
|
|
9. учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся |
|
|
|
10. учитель способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
Общая сумма баллов: |
|
|
|
Рекомендации к использованию оценочного листа посещения урока по предмету
Цель – упорядочить и оптимизировать оценивание профессиональной деятельности учителя-предметника; придать оценке максимально комплексный и всесторонний характер; максимально возможно сделать объективной суммарную оценку, которая основывается на многих параметрах и может быть выражена количественно.
Предлагаемые в оценочном листе оцениваемые аспекты выделены на основе модели профессиональной компетенции учителя и охватывают все стороны его деятельности на уроке.
Шкала имеет два значения (имеет место / не имеет места), что позволяет оперативно и относительно легко подсчитать результаты оценки. Эффективность урока определяется по следующей схеме. Максимальное количество баллов за урок – 35 баллов, что составляет 100%. Если учитель набрал 25 баллов, эффективность его составляет 71%. Расчет определяется по следующей формуле: Х= m х 100% : М, где М – максимальное возможное количество баллов,
m – фактическое количество баллов.
Эффективность урока:
85-100% - «5»
70-84% - «4»
57-69% - «3»
40-56% - «2»
Порядок использования:
1. Рекомендуется дать данную форму для ознакомления всем учителям, ведущим занятия по предмету.
2. Рекомендуется заполнять все графы предлагаемой формы.
3. В соответствующей колонке можно ставить галочку или плюс.
4. Заполнение графы «Комментарий» позволит более предметно и аргументированно обсуждать урок с учителем.
5. В конце проведения оценивания рекомендуется подсчитать количество плюсов и минусов, означающих положительные или отрицательные аспекты деятельности учителя.
6. Рекомендуется сохранять оценочные листы.
7. Сравнение полученных результатов в течение года может дать представление о динамике профессионального роста учителя.
8. Сравнение с листами самооценки может дать представление о соответствии или несоответствии профессионального я-образа учителя оценке со стороны.