Система оценки уровня профессиональной деятельности
учителя - предметника при подготовке к аттестации
(методические рекомендации)
Аттестация учителя-предметника это не только подведение итогов достигнутого учителем в своей профессиональной деятельности. Кроме диагностической, аттестация имеет еще и стимулирующую функцию.
Современный учитель должен осознавать потребность в дальнейшем самостоятельном совершенствовании своего профессионального мастерства. Аттестация призвана дать учителю импульс к совершенствованию его профессиональной деятельности, побудить его поднимать выше планку требований к себе, искать и находить в своей профессии более оптимальные, более интересные, более удачные решения.
Профессиональные компетенции учителя-предметника предполагают владение базовыми профессиональными компетенциями, связанными с готовностью и способностью учителя реализовывать цели обучения предмету на различных уровнях, с учетом современных социальных требований и реальных условий преподавания, а также требований, зафиксированных в нормативных тарифно-квалификационных документах.
К базовым компетенциям учителя-предметника относятся:
1. компетентность в области личностных качеств;
2. компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности;
3. компетентность в области мотивации учебной деятельности;
4. компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности;
5. компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений;
6. компетентность в области организации учебной деятельности..
В данной статье автор предлагает пакет практического инструментария для проведения процедуры оценивания профессиональной деятельности учителя-предметника. В пакет входят оценочные листы, карты, рекомендации и инструкции к использованию, позволяющие проводить комплексную оценку и самооценку профессиональной деятельности учителя. Предлагаются рекомендации по их использованию.
Содержание пакета:
· Оценочный лист посещения урока учителя-предметника;
· Рекомендации к использованию оценочного листа;
· Карта самооценки учителя-предметника;
· Рекомендации к использованию карты самооценки.
Оценочный лист посещения урока учителя-предметника
ФИО учителя |
|
Дата |
|
Что оценивалось |
|
Когда, где |
|
ФИО проверяющего |
|
Наблюдаемые аспекты |
Имеет место (1) |
Не имеет места (0) |
Комментарий |
1. Компетентность в области личностных качеств (макс. кол-во баллов – 7) |
Самоорганизация: |
1. умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока |
|
|
|
2. рабочее место учителя хорошо организовано |
|
|
|
3. учитель своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации |
|
|
|
4. учитель сохраняет самообладание в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой |
|
|
|
Общая культура: |
|
|
|
5. поведение и внешний вид учителя соответствует этическим нормам |
|
|
|
6. учитель обладает педагогическим тактом, деликатен в общении |
|
|
|
7. высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности (макс. кол-во баллов – 5) |
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся: |
1. учитель умеет правильно ставить цели и задачи урока |
|
|
|
2. корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока |
|
|
|
3.учитель знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока |
|
|
|
Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач: |
4. учитель умеет вовлечь обучающихся в постановку цели и задач на основе темы урока |
|
|
|
5. обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности (макс. кол-во баллв – 4) |
1. учитель умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету |
|
|
|
2. учитель отмечает даже самый маленький успех обучающихся |
|
|
|
3. учитель умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке |
|
|
|
4. учитель владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета |
|
|
|
Итого: |
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности (макс. кол-во баллов – 7) |
Компетентность в методах преподавания: |
1. применяемые учителем методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы |
|
|
|
2. применяемые учителем методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы |
|
|
|
3. учитель владеет современными методами преподавания |
|
|
|
4. обоснованно использует на уроке современные информационно-коммуникационные технологии |
|
|
|
Компетентность в предмете преподавания: |
5. учитель использует дополнительный материал по предмету |
|
|
|
6. учитель излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами |
|
|
|
7. в процессе формирования новых знаний учитель опирается на знания учащихся, полученные ими ранее при изучении других предметов |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (макс.
кол-во баллов – 2) |
Умение выбрать и реализовать образовательную программу: |
|
|
|
1. учитель может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету |
|
|
|
2. учитель обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплекты по преподаваемому предмету |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
6. Компетентность в области организации учебной деятельности (макс. кол-во баллов – 10) |
Умение устанавливать субъект-субъектные отношения: |
|
|
|
1. учитель умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог |
|
|
|
2. учитель умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами |
|
|
|
3. учитель умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину |
|
|
|
Умение организовать учебную деятельность обучающихся: |
|
|
|
4. учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать |
|
|
|
5. учитель формулирует у обучающихся навыки учебной деятельности |
|
|
|
6. учитель умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи |
|
|
|
Умение реализовать педагогическое оценивание: |
|
|
|
7. учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании |
|
|
|
8. учитель аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки |
|
|
|
9. учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся |
|
|
|
10. учитель способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
Общая сумма баллов: |
|
|
|
Рекомендации к использованию оценочного листа посещения урока по предмету
Цель – упорядочить и оптимизировать оценивание профессиональной деятельности учителя-предметника; придать оценке максимально комплексный и всесторонний характер; максимально возможно сделать объективной суммарную оценку, которая основывается на многих параметрах и может быть выражена количественно.
Предлагаемые в оценочном листе оцениваемые аспекты выделены на основе модели профессиональной компетенции учителя и охватывают все стороны его деятельности на уроке.
Шкала имеет два значения (имеет место / не имеет места), что позволяет оперативно и относительно легко подсчитать результаты оценки. Эффективность урока определяется по следующей схеме. Максимальное количество баллов за урок – 35 баллов, что составляет 100%. Если учитель набрал 25 баллов, эффективность его составляет 71%. Расчет определяется по следующей формуле: Х= m х 100% : М, где М – максимальное возможное количество баллов,
m – фактическое количество баллов.
Эффективность урока:
85-100% - «5»
70-84% - «4»
57-69% - «3»
40-56% - «2»
Порядок использования:
1. Рекомендуется дать данную форму для ознакомления всем учителям, ведущим занятия по предмету.
2. Рекомендуется заполнять все графы предлагаемой формы.
3. В соответствующей колонке можно ставить галочку или плюс.
4. Заполнение графы «Комментарий» позволит более предметно и аргументированно обсуждать урок с учителем.
5. В конце проведения оценивания рекомендуется подсчитать количество плюсов и минусов, означающих положительные или отрицательные аспекты деятельности учителя.
6. Рекомендуется сохранять оценочные листы.
7. Сравнение полученных результатов в течение года может дать представление о динамике профессионального роста учителя.
8. Сравнение с листами самооценки может дать представление о соответствии или несоответствии профессионального я-образа учителя оценке со стороны.
Карта самооценки учителя-предметника
Параметры деятельности |
Параметры оценки |
Да |
Нет |
Комментарии |
Баллы |
|
1 балл |
0 баллов |
|
1. Компетентность в области личностных качеств (макс. кол-во баллов – 7) |
Самоорганизация: |
|
|
|
1. всегда ли мне удавалось организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока |
|
|
|
2. достаточно ли хорошо организовано мое рабочее место |
|
|
|
3. своевременно ли я вношу коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации |
|
|
|
4. удавалось ли мне всегда сохранять самообладание в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой |
|
|
|
Общая культура: |
|
|
|
5. всегда ли мое поведение и внешний вид соответствуют этическим нормам |
|
|
|
6. удалось ли мне быть деликатным в общении с обучающимися |
|
|
|
7. мои высказывания были построены грамотно и доступно для понимания, меня отличает высокая культура речи |
|
|
|
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности (макс. кол-во баллов – 5) |
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся: |
|
|
|
1. мне удалось правильно ставить цели и задачи урока |
|
|
|
2. мне удалось корректировать цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока |
|
|
|
3.я приняла во внимание уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока |
|
|
|
Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач: |
|
|
|
4. мне удалось вовлечь обучающихся в постановку цели и задач на основе темы урока |
|
|
|
5. обучающиеся принимали участие в формулировании целей и задач урока |
|
|
|
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности (макс. кол-во баллв – 4) |
1. мне удалось вызвать интерес у обучающихся к своему предмету |
|
|
|
2. я старалась отмечать даже самый маленький успех обучающихся |
|
|
|
3. мне удалось создать доброжелательную атмосферу на уроке |
|
|
|
4. мне удалось продемонстрировать богатый спектр материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета |
|
|
|
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности (макс. кол-во баллов – 7) |
Компетентность в методах преподавания: |
|
|
|
1. применяемые мной методы соответствовали целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы |
|
|
|
2. применяемые мной методы соответствовали имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы |
|
|
|
3. думаю, что владею современными методами преподавания |
|
|
|
4. обоснованно использовала на уроке современные информационно-коммуникационные технологии |
|
|
|
Компетентность в предмете преподавания: |
|
|
|
5.я стараюсь использовать дополнительный материал по предмету |
|
|
|
6. я излагаю материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами |
|
|
|
7. в процессе формирования новых знаний я опираюсь на знания учащихся, полученные ими ранее при изучении других предметов |
|
|
|
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (макс.
кол-во баллов – 2) |
Умение выбрать и реализовать образовательную программу: |
|
|
|
1. я могу провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету |
|
|
|
2. я обоснованно выбираю учебники и учебно-методические комплекты по преподаваемому предмету |
|
|
|
6. Компетентность в области организации учебной деятельности (макс. кол-во баллов – 10) |
Умение устанавливать субъект-субъектные отношения: |
|
|
|
1. мне удалось установить отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог |
|
|
|
2. мне удалось наполнить общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами |
|
|
|
3. мне удалось создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину |
|
|
|
Умение организовать учебную деятельность обучающихся: |
|
|
|
4.я использовал методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать |
|
|
|
5. мне всегда удается формировать у обучающихся навыки учебной деятельности |
|
|
|
6. мне удается организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи |
|
|
|
Умение реализовать педагогическое оценивание: |
|
|
|
7. я учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании |
|
|
|
8. я стараюсь аргументировать оценки, показывать обучающимся их достижения и недоработки |
|
|
|
|
9.я стараюсь сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся |
|
|
|
|
10. я стараюсь способствовать формированию навыков самооценки учебной деятельности |
|
|
|
Общая сумма баллов |
Рекомендации к использованию карты самооценки учителя-предметника
Цель – способствование формированию у учителя адекватного профессионального я-образа; активизировать участие учителя в процессе оценки; способствование направленности учителя на профессиональное развитие, саморазвитие; оптимизация подготовки к аттестации.
Регулярное использование карты поможет выявить рост профессиональной компетенции учителя, улучшение качества его профессиональной деятельности.
Карта самооценки включает все основные позиции, составляющие модель профессиональной компетенции учителя-предметника.
Шкала оценки имеет два значения: «да» и «нет». Поскольку учитель оценивает себя сам, производить количественную оценку можно по желанию. В этом случае нужно использовать схему количественной оценки, предложенной при работе с оценочным листом посещения урока.
Порядок использования:
· Карта самооценки может быть использована на любой стадии развития профессиональной карьеры учителя.
· Желательно проводить самооценку не реже одного раза в год.
· В процессе самооценки учитель на основе субъективного впечатления оценивает себя по каждому параметру, ставя против него галочку или плюс в соответствующей колонке («да» или «нет»).
· Сравнение полученных результатов с самооценкой прошлого года даст картину изменения самооценки учителя за истекший год.
· Формированию адекватного профессионального я-образа будет способствовать сравнение результатов самооценки с внешней оценкой, проведенной с помощью оценочного листа посещения урока учителя.
Информационная карта урока в соответствии ФГОС
№ |
|
Описание |
1. |
Тип урока |
|
2. |
Класс |
|
3. |
Тема |
|
4. |
Образовательная программа, автор |
|
5. |
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе |
|
6. |
Формируемые УУД |
Личностные |
|
Регулятивные |
|
Познавательные |
|
Коммуникативные |
|
7. |
Цель и задачи урока |
Цель:
Задачи:
1. Образовательные
2. Развивающие
3. Воспитывающие |
8. |
Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке |
Основной дидактический метод:
Частные методы и приемы: |
9. |
Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования |
|
10. |
Описание методов оценивания, применяемые на уроке |
|
11. |
Средства |
|
12. |
Описание возможных
методических вариантов урока в зависимости от аудитории |
|
13. |
Планируемые результаты |
Личностные
Предметные
Метапредметные |
14. |
Ход урока |
|
1 этап |
|
1. |
Цель |
|
2. |
Длительность этапа |
|
3. |
Иллюстративные и дидактические материалы |
|
4. |
Форма организации деятельности обучающихся |
|
5. |
Функции преподавателя на данном этапе |
|
6. |
Приемы и формы работы |
|
7. |
Форма контроля |
|
|
2 этап |
|
1. |
Цель |
|
2. |
Длительность этапа |
|
3. |
Иллюстративные и дидактические материалы |
|
4. |
Форма организации деятельности обучающихся |
|
5. |
Функции преподавателя на данном этапе |
|
6. |
Приемы и формы работы |
|
7. |
Форма контроля |
|
|
3 этап |
|
1. |
Цель |
|
2. |
Длительность этапа |
|
3. |
Иллюстративные и дидактические материалы |
|
4. |
Форма организации деятельности обучающихся |
|
5. |
Функции преподавателя на данном этапе |
|
6. |
Приемы и формы работы |
|
7. |
Форма контроля |
|
|
… этап |
|