Пропустить до основного содержимого

МБОУ «Мари-Куптинская ООШ»

Домашняя
Безопасность детей и дорожная безопасность на лето 2024 года
Навигатор доп образования
Сферум
Электронный дневник
Наша школа в ВК
Горячая линия по отдыху детей
  
МБОУ «Мари-Куптинская ООШ» > Методические и иные документы, разработанные организацией > Система оценки уровня профессиональной деятельности учителя к аттестации  

Система оценки уровня профессиональной деятельности

учителя - предметника при подготовке к аттестации

(методические рекомендации)

 

 

Аттестация учителя-предметника это не только подведение итогов достигнутого учителем в своей профессиональной деятельности. Кроме диагностической, аттестация имеет еще и стимулирующую функцию.

Современный учитель должен осознавать потребность в дальнейшем самостоятельном совершенствовании своего профессионального мастерства. Аттестация призвана дать учителю импульс к совершенствованию его профессиональной деятельности, побудить его поднимать выше планку требований к себе, искать и находить в своей профессии более оптимальные, более интересные, более удачные решения.

Профессиональные компетенции учителя-предметника предполагают владение базовыми профессиональными компетенциями, связанными с готовностью и способностью учителя реализовывать цели обучения предмету на различных уровнях, с учетом современных социальных требований и реальных условий преподавания, а также требований, зафиксированных в нормативных тарифно-квалификационных документах.

К базовым компетенциям учителя-предметника относятся:

1.     компетентность в области личностных качеств;

2.     компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности;

3.     компетентность в области мотивации учебной деятельности;

4.     компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности;

5.     компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений;

6.     компетентность в области организации учебной деятельности..

В данной статье автор предлагает пакет практического инструментария для проведения процедуры оценивания профессиональной деятельности учителя-предметника. В пакет входят оценочные листы, карты, рекомендации и инструкции к использованию, позволяющие проводить комплексную оценку и самооценку профессиональной деятельности учителя. Предлагаются рекомендации по их использованию.

Содержание пакета:

 

·        Оценочный лист посещения урока учителя-предметника;

·        Рекомендации к использованию оценочного листа;

·        Карта самооценки учителя-предметника;

·        Рекомендации к использованию карты самооценки.


Оценочный лист посещения урока учителя-предметника

 

ФИО учителя

 

Дата

 

Что оценивалось

 

Когда, где

 

ФИО проверяющего

 

 

 

Наблюдаемые аспекты

Имеет место (1)

Не имеет места (0)

Комментарий

1. Компетентность в области личностных качеств (макс. кол-во баллов – 7)

Самоорганизация:

1. умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока

 

 

 

2. рабочее место учителя хорошо организовано

 

 

 

3. учитель своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации

 

 

 

4. учитель сохраняет самообладание в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой

 

 

 

Общая культура:

 

 

 

5. поведение и внешний вид учителя соответствует этическим нормам

 

 

 

6. учитель обладает педагогическим тактом, деликатен в общении

 

 

 

7. высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи

 

 

 

Итого:

 

 

 

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности (макс. кол-во баллов – 5)

Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся:

1. учитель умеет правильно ставить цели и задачи урока

 

 

 

2. корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока

 

 

 

3.учитель знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока

 

 

 

Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач:

4. учитель умеет вовлечь обучающихся в постановку цели и задач на основе темы урока

 

 

 

5. обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока

 

 

 

Итого:

 

 

 

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности (макс. кол-во баллв – 4)

1. учитель умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету

 

 

 

2. учитель отмечает даже самый маленький успех обучающихся

 

 

 

3. учитель умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке

 

 

 

4. учитель владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета

 

 

 

Итого:

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности (макс. кол-во баллов – 7)

Компетентность в методах преподавания:

1. применяемые учителем методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы

 

 

 

2. применяемые учителем методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы

 

 

 

3. учитель владеет современными методами преподавания

 

 

 

4. обоснованно использует на уроке современные информационно-коммуникационные технологии

 

 

 

Компетентность в предмете преподавания:

5. учитель использует дополнительный материал по предмету

 

 

 

6. учитель излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами

 

 

 

7. в процессе формирования новых знаний учитель опирается на знания учащихся, полученные ими ранее при изучении других предметов

 

 

 

Итого:

 

 

 

5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (макс.

 кол-во баллов – 2)

Умение выбрать и реализовать образовательную программу:

 

 

 

1. учитель может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету

 

 

 

2. учитель обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплекты по преподаваемому предмету

 

 

 

Итого:

 

 

 

6. Компетентность в области организации учебной деятельности (макс. кол-во баллов – 10)

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения:

 

 

 

1. учитель умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог

 

 

 

2. учитель умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами

 

 

 

3. учитель умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину

 

 

 

Умение организовать учебную деятельность обучающихся:

 

 

 

4. учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать

 

 

 

5. учитель формулирует у обучающихся навыки учебной деятельности

 

 

 

6. учитель умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи

 

 

 

Умение реализовать педагогическое оценивание:

 

 

 

7. учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании

 

 

 

8. учитель аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки

 

 

 

9. учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся

 

 

 

10. учитель способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности

 

 

 

Итого:

 

 

 

Общая сумма баллов:

 

 

 

 


Рекомендации к использованию оценочного листа посещения урока по предмету

 

Цель – упорядочить и оптимизировать оценивание профессиональной деятельности учителя-предметника; придать оценке максимально комплексный и всесторонний характер; максимально возможно сделать объективной суммарную оценку, которая основывается на многих параметрах и может быть выражена количественно.

Предлагаемые в оценочном листе оцениваемые аспекты выделены на основе модели профессиональной компетенции учителя и охватывают все стороны его деятельности на уроке.

Шкала имеет два значения (имеет место / не имеет места), что позволяет оперативно и относительно легко подсчитать результаты оценки. Эффективность урока определяется по следующей схеме. Максимальное количество баллов за урок – 35 баллов, что составляет 100%. Если учитель набрал 25 баллов, эффективность его составляет 71%. Расчет определяется по следующей формуле: Х= m х 100% : М, где М – максимальное возможное количество баллов,

m – фактическое количество баллов.

Эффективность урока:

85-100% - «5»

70-84% - «4»

57-69% - «3»

40-56% - «2»

 

Порядок использования:

1.     Рекомендуется дать данную форму для ознакомления всем учителям, ведущим занятия по предмету.

2.     Рекомендуется заполнять все графы предлагаемой формы.

3.     В соответствующей колонке можно ставить галочку или плюс.

4.     Заполнение графы «Комментарий» позволит более предметно и аргументированно обсуждать урок с учителем.

5.     В конце проведения оценивания рекомендуется подсчитать количество плюсов и минусов, означающих положительные или отрицательные аспекты деятельности учителя.

6.     Рекомендуется сохранять оценочные листы.

7.     Сравнение полученных результатов в течение года может дать представление о динамике профессионального роста учителя.

8.     Сравнение с листами самооценки может дать представление о соответствии или несоответствии профессионального я-образа учителя оценке со стороны.


Карта самооценки учителя-предметника

 

Параметры деятельности

Параметры оценки

Да

Нет

Комментарии

Баллы

 

1 балл

0 баллов

 

1. Компетентность в области личностных качеств (макс. кол-во баллов – 7)

Самоорганизация:

 

 

 

1. всегда ли мне удавалось организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока

 

 

 

2. достаточно ли хорошо организовано мое рабочее место

 

 

 

3. своевременно ли я вношу коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации

 

 

 

4. удавалось ли мне всегда сохранять самообладание в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой

 

 

 

Общая культура:

 

 

 

5. всегда ли  мое поведение и внешний вид соответствуют этическим нормам

 

 

 

6. удалось ли мне быть деликатным в общении с обучающимися

 

 

 

7. мои высказывания были построены грамотно и доступно для понимания, меня отличает высокая культура речи

 

 

 

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности (макс. кол-во баллов – 5)

Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся:

 

 

 

1. мне удалось правильно ставить цели и задачи урока

 

 

 

2. мне удалось корректировать цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока

 

 

 

3.я приняла во внимание уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока

 

 

 

Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач:

 

 

 

4. мне удалось вовлечь обучающихся в постановку цели и задач на основе темы урока

 

 

 

5. обучающиеся принимали участие в формулировании целей и задач урока

 

 

 

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности (макс. кол-во баллв – 4)

1. мне удалось вызвать интерес у обучающихся к своему предмету

 

 

 

2. я старалась отмечать даже самый маленький успех обучающихся

 

 

 

3. мне удалось  создать доброжелательную атмосферу на уроке

 

 

 

4. мне удалось продемонстрировать богатый спектр материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета

 

 

 

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности (макс. кол-во баллов – 7)

Компетентность в методах преподавания:

 

 

 

1. применяемые мной методы соответствовали  целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы

 

 

 

2. применяемые мной методы соответствовали имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы

 

 

 

3. думаю, что владею современными методами преподавания

 

 

 

4. обоснованно использовала на уроке современные информационно-коммуникационные технологии

 

 

 

Компетентность в предмете преподавания:

 

 

 

5.я стараюсь использовать дополнительный материал по предмету

 

 

 

6. я излагаю материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами

 

 

 

7. в процессе формирования новых знаний я опираюсь на знания учащихся, полученные ими ранее при изучении других предметов

 

 

 

5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (макс.

 кол-во баллов – 2)

Умение выбрать и реализовать образовательную программу:

 

 

 

1. я могу провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету

 

 

 

2. я обоснованно выбираю учебники и учебно-методические комплекты по преподаваемому предмету

 

 

 

6. Компетентность в области организации учебной деятельности (макс. кол-во баллов – 10)

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения:

 

 

 

1. мне удалось установить отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог

 

 

 

2. мне удалось наполнить общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами

 

 

 

3. мне удалось  создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину

 

 

 

Умение организовать учебную деятельность обучающихся:

 

 

 

4.я использовал методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать

 

 

 

5. мне всегда удается формировать у обучающихся навыки учебной деятельности

 

 

 

6. мне удается  организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи

 

 

 

Умение реализовать педагогическое оценивание:

 

 

 

7. я  учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании

 

 

 

8. я стараюсь аргументировать оценки, показывать обучающимся их достижения и недоработки

 

 

 

 

9.я стараюсь  сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся

 

 

 

 

10. я стараюсь  способствовать формированию навыков самооценки учебной деятельности

 

 

 

Общая сумма баллов


Рекомендации к использованию карты самооценки учителя-предметника

 

Цель – способствование формированию у учителя адекватного профессионального я-образа; активизировать участие учителя в процессе оценки; способствование направленности учителя на профессиональное развитие, саморазвитие; оптимизация подготовки к аттестации.

Регулярное использование карты поможет выявить рост профессиональной компетенции учителя, улучшение качества его профессиональной деятельности.

Карта самооценки включает все основные позиции, составляющие модель профессиональной компетенции учителя-предметника.

Шкала оценки имеет два значения: «да» и «нет». Поскольку учитель оценивает себя сам, производить количественную оценку можно по желанию. В этом случае нужно использовать схему количественной оценки, предложенной при работе с оценочным листом посещения урока.

Порядок использования:

·        Карта самооценки может быть использована на любой стадии развития профессиональной карьеры учителя.

·        Желательно проводить самооценку не реже одного раза в год.

·        В процессе самооценки учитель на основе субъективного впечатления оценивает себя по каждому параметру, ставя против него галочку или плюс в соответствующей колонке («да» или «нет»).

·        Сравнение полученных результатов с самооценкой прошлого года даст картину изменения самооценки учителя за истекший год.

·        Формированию адекватного профессионального я-образа будет способствовать сравнение результатов самооценки с внешней оценкой, проведенной с помощью оценочного листа посещения урока учителя.

 

 

 

Информационная карта урока в соответствии ФГОС

 

 

Описание

1.     

Тип урока

 

2.     

Класс

 

3.     

Тема

 

4.     

Образовательная программа, автор

 

5.     

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

 

6.     

Формируемые УУД

Личностные

 

Регулятивные

 

Познавательные

 

Коммуникативные

 

7.     

Цель и задачи урока

Цель:

Задачи:

1. Образовательные

2. Развивающие

3. Воспитывающие

8.     

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод:

 

Частные методы и приемы:

9.     

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

 

10.               

Описание методов оценивания, применяемые на уроке

 

11.               

Средства

 

12.               

Описание возможных

методических вариантов урока в зависимости от аудитории

 

13.               

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

14.               

Ход урока

 

1 этап

 

1.     

Цель

 

2.     

Длительность этапа

 

3.     

Иллюстративные и дидактические материалы

 

4.     

Форма организации деятельности обучающихся

 

5.     

Функции преподавателя на данном этапе

 

6.     

Приемы и формы работы

 

7.     

Форма контроля

 

 

2 этап

 

1.     

Цель

 

2.     

Длительность этапа

 

3.     

Иллюстративные и дидактические материалы

 

4.     

Форма организации деятельности обучающихся

 

5.     

Функции преподавателя на данном этапе

 

6.     

Приемы и формы работы

 

7.     

Форма контроля

 

 

3 этап

 

1.     

Цель

 

2.     

Длительность этапа

 

3.     

Иллюстративные и дидактические материалы

 

4.     

Форма организации деятельности обучающихся

 

5.     

Функции преподавателя на данном этапе

 

6.     

Приемы и формы работы

 

7.     

Форма контроля

 

 

… этап