Программа развития МБОУ «Хлебниковская средняя
общеобразовательная школа»
Рассмотрена
на педагогическом совете школы
Протокол от 30 августа 2011г № 2 |
|
Утверждена
Приказом директора школы
№ 244 от 1 сентября 2011 г |
Полное наименование программы
Программа инновационного развития МБОУ «Хлебниковская средняя общеобразовательная школа» «Адаптивная школа»
Заказчик программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Хлебниковская средняя общеобразовательная школа"
Обоснование необходимости разработки программ
Программа развития МБОУ "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа" является организационной основой реализации комплекса взаимосвязанных мер по целенаправленному изменению педагогической системы школы в течение определенного периода времени. Программа рассматривается как необходимый управленческий инструмент для качественного изменения, перевода образовательного учреждения в качественно новое состояние, соответствующее актуальным запросам семьи, развивающейся личности, потребностям современного общества и рынка труда, возможностям и уровню развития отечественной системы образования.
Главная цель программы
Определение приоритетов и направлений развития образовательного учреждения, создание необходимых условий для качественного изменения образовательной системы школы, проектирование механизмов и ожидаемых результатов, критериев их достижения в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
Нормативные основания для разработки программы
Законодательной базой для разработки Программы развития школы послужили:
- Конституция РФ
- Конвенция о правах ребенка
- Закон РФ от 10 июля 1992г года №3266-1"Об образовании"
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №61
- Закон Республики Марий Эл от 4 апреля 2004 года №9-З «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл»
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 4.02.2010 года №Пр-271
- Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2008-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 №214
- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Мари -Турекский муниципальный район на 2008-2015 годы», принятая Решением собрания депутатов муниципального образования «Мари - Турекский муниципальный район» 12 декабря 2008 года №445
Сроки реализации программы
2011-2015гг
Руководители программы
Санникова Н.П., директор школы
Структура программы развития
- Информационная справка о школе
- Анализ состояния внешней среды ОУ:
- Процесс работы педагогического коллектива школы над программой развития
- Анализ достижений школы.
- Цели, задачи, ценности, миссия школы на предстоящий период.
- Этапы реализации Программы.
- Прогнозируемый результат. Критерии эффективности реализации программы и его диагностическое сопровождение.
- Организационно – управленческое обеспечение механизма реализации программы. Мероприятия. Подпрограммы.
1. Информационная справка о школе
Школа расположена в сельском населенном пункте. Хлебниково бывший районный центр. Транспортная магистраль села асфальтирована. Село удалено от столицы республики Марий Эл г. Йошкар-Ола на 150 километров, от районного центра п. Мари-Турек на 27 километров.
Организован подвоз 102 обучающихся на школьном автобусе, в с. Хлебниково проживает –80 учеников.
Неудовлетворительная демографическая ситуация, нехватка рабочих мест в сельской местности, отток населения в другие регионы влияют на количество обучающихся в образовательном учреждении.
В школе обучаются дети разных национальностей: русских – 61, мари – 93, татар –15, удмуртов – 13.
Социокультурная сфера с. Хлебниково включает сельский дом культуры, МУЗ Хлебниковская участковая больница, библиотеки (зональную и детскую), ООО "Галеон". Правопорядок обеспечивает участковый ОВД МО "Мари-Турекский муниципальный район". Коллектив школы осуществляет свою деятельность в тесном контакте с муниципальным образованием "Хлебниковское сельское поселение". Здание МОУ "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа" состоит из одного трех этажного здания 1992 года постройки.
Учебно-материальная база:
1 компьютерный класс
Кабинеты химии, физики, обслуживающего труда, биологии, русского языка, математики, иностранного языка, 1-го класса, географии, марийского языка, ИКН, ОБЖ оборудованы с учетом современных требований.
В школе имеется
- музыкальный центр (CD- аудио проигрыватель);
- усилитель;
- 3 микрофона;
- микшер;
- светоустановка;
- 2 колонки;
- подставка для микрофона;
- диски с аудиозаписями;
- компьютеры;
- 3 мультимедийных процессора;
- приобретены и установлены душевые для мальчиков и девочек в раздевалках спортивного зала;
- приобретены и установлены софиты в классах;
- подводка горячей воды в кабинеты физики, химии, начальные классы, туалеты, помещения технического персонала, медицинский кабинет, умывальники у столовой;
- приобретен теннисный стол, спортивный инвентарь.
Кадровый состав на 2011-2012 учебный год
Из 27 педагогов имеют звание:
“Заслуженный учитель Республики Марий Эл” – 1 человек;
“Отличник народного образования” – 1 человек;
Почетный работник общего образования – 6 человека.
Лауреаты премии Президента РФ «Лучший учитель года» - 2006-1 чел., 2011-1 чел.
Высшая квалификационная категория – 2 человека;
Первая квалификационная категория – 12 человек.
По стажу:
0 – 5 лет – 4 человека;
6 – 10 лет – нет человек;
11 – 20 лет. – 3 человека;
21-30 – 13 человек;
Более 30 -7 человек.
Из анализа полученных данных видно, что коллектив стабилен, имеет достаточный потенциал, наблюдается старение учительских кадров.
Социальный состав семей обучающихся
Всего учащихся –182
Количество полных семей – 94
Количество неполных семей – 30
Дети матерей-одиночек – 13
Количество учащихся из неблагополучных семей –1
Количество учащихся из многодетных семей – 12
Количество детей, находящихся под опекой – 15
Охват горячим питанием обучающихся школы составляет – 99%
Количество детей инвалидов – 4
Количество детей из семей получающих пособие по потере кормильца - 4
2. Анализ состояния внешней среды ОУ:
Формирование новых общественно-политических и социально-экономических отношений в России, протекающие в обществе процессы его гуманизации и демократизации нашли свое отражение и в системе образования. Однако состояние реформирующегося российского общества сегодня по-прежнему можно охарактеризовать как переходное, нестабильное. Воспитание как социально обусловленный процесс отражает все трудности социально-экономической ситуации в стране и тенденции развития мировой системы образования.
Во-первых, это становление нового типа общества, в котором происходит взаимовлияние, взаимообучение поколений, и даже обучение старших у младших. Это требует перехода к системе образования, построенной на сотрудничестве взрослых и детей. Перед образованием встает задача подготовки выпускников к жизни в условиях стремительно меняющихся запросов общества, готовых к постоянному самообразованию, креативных, компетентных, мобильных.
Во-вторых, требуют изменения цели, методы и идеи воспитания. Все большее значение приобретает значимость общечеловеческих ценностей, культуры, как неотъемлемой составляющей всей системы воспитания и развития личности.
В-третьих, ведущее место в теории и практике педагогики принадлежит сегодня индивидуально-личностному подходу. Главной целью воспитания становится формирование личности способной к жизненному самоопределению, самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию, создание условий для самоактуализации личности, раскрытия ее творческого потенциала, самореализации.
К основным характеристикам социума, оказывающим влияние на процесс образования, можно отнести:
- продолжающаяся дифференциация общества, его социальное расслоение
- увеличение доли семей, в которых родители втянуты в трудовую миграцию, приводящую к снижению роли семьи в воспитании детей
- рост числа детей с отклонениями в здоровье (физическими и психическими), а также социальными аномалиями, отклонениями в поведении как следствие ухудшения жизненных условий и социального сиротства;
- усиление негативного информационного потока через средства массовой информации, неконтролируемого и противоречивого по своему педагогическому воздействию;
- исчезновение в массовой практике молодежных и детских общественных объединений, нежелание детей участвовать в их деятельности, что приводит к отсутствию в воспитательной системе образовательных учреждений значимого фактора социализации;
Среди трудностей самой системы образования в осуществлении ее воспитательных функций можно отметить:
- недостаточность материально-технической базы учреждений, их финансирования;
- экономические проблемы большинства членов педагогического коллектива, в сочетании с нервно-психическими и интеллектуальными нагрузками, связанными со спецификой педагогического труда;
- недостаточная научно–методическая обеспеченность процессов воспитания при достаточно больших объемах выпускаемой педагогической литературы в целом;
- недостаточная координация усилий общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также других структур, занимающихся проблемами воспитания детей и молодежи особенно в сельской местности;
- резкое сокращение инфраструктуры детского досуга за счет высокой платы за посещение театров, музеев, культурных центров и спортивных сооружений, а также их удаленность.
- ослабление взаимодействия школы, семьи и общества в вопросах воспитания детей, отсутствие системы партнерских отношений между различными субъектами воспитательного процесса.
Современная образовательная ситуация в России разворачивается в условиях реализации стратегии модернизации образования. Сформулированы ее цели и задачи, положено начало преобразовательным процессам.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения в этих условиях должна стать не только система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. При этом в содержании образования должны занять важное место средства коммуникации: информационные (компьютерные технологии), русский и иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.
Исходные методологические позиции концепции развития школы строятся на единстве основных современных научных подходов в педагогике и психологии: системного подхода, личностного подхода, ориентационного подхода и диагностического подхода.
3. Процесс работы педагогического коллектива школы над программой развития
Данная программа развития была разработана при активном участии всех педагогов, администрации, детских общественных организаций средней и старшей ступеней школы, родительской общественности и социальных партнеров школы.
Процесс работы над созданием Программы развития школы складывался из нескольких этапов (алгоритм технологии разработки программы):
· Определение основных жизненных и профессиональных ценностей членов педагогического коллектива, учащихся и родителей.
- Мотивация членов педагогического коллектива на участие в создании проекта программы развития. Выявление имеющихся актуальных проблем и определение целей развития школы на предстоящий период, формулирование миссии школы, задач, определение содержания моделей личности выпускника, личности педагога, образовательного процесса, определение стратегии и направлений развития школы на определенный период.
- Создание временного творческого коллектива. Подбор необходимых аналитических и содержательных материалов. Социально-педагогическая диагностика проблем школы, обсуждение возможностей их разрешения в ходе деловой игры с участием всего педагогического коллектива.
- Написание проекта Программы развития школы на 2011-2015гг.
- Обсуждение проекта Программы развития в различных структурных подразделениях школы, на родительских собраниях, в органах детского самоуправления и детских общественных организациях, на совещаниях с социальными партнерами школы.
- Доработка текста Программы с учетом высказанных замечаний и предложений.
- Утверждение Программы развития на Педагогическом Совете.
Анализ факторов, определяющих планирование дальнейшего развития школы
В ходе проблемно-ориентированного коллективного анализа педагогов в форме деловой игры были выделены 4 группы факторов, влияющих на актуальное состояние школы и определяющих его дальнейшее развитие.
- Позитивные факторы внешнего порядка
-профилизация школы;
- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- многообразие и вариативность компонентов образовательных систем;
- развитие социального партнерства в системе образования;
- комплексный проект модернизации образования
- возможности привлечения спонсорских средств, для развития образования.
· Негативные факторы внешнего порядка (угрозы школе извне):
- недостаточное финансирование;
- изменение демографической ситуации, проявляющееся в оттоке семей, имеющих детей
- несогласованность федеральных законов;
- незаинтересованность семьи в решении проблем школы и собственных детей;
- кризис нравственных ценностей в обществе;
- распространенность в обществе негативных явлений (наркомания, алкоголизм, курение);
- «черный пиар» современной школы в СМИ;
- отсутствие учреждения культуры в микрорайоне школы;
- ограничены возможности организации дополнительного образования.
-ограниченность рынка труда для выпускников школы
§ Позитивные внутренние факторы (преимущества и сильные стороны самой школы):
- обновляющаяся система традиций школы;
- творческий потенциал педагогического коллектива;
- доброжелательный психологический микроклимат и энтузиазм в коллективе;
- наличие сложившегося ядра коллектива единомышленников;
- система профориентационной работы;
- начало внедрения информационных технологий;
- организация методической работы;
- создание оптимизационной модели внеурочной деятельности184
§ Негативные внутренние факторы (слабые стороны школы и проблемы):
- слабая материально-техническая база;
- недостаточный уровень владения педагогами современными технологиями обучения и воспитания, экспериментальной и исследовательской деятельности;
- слабый контакт с семьями учащихся и низкий уровень педагогической культуры родителей;
- недостаточность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- недостаточно эффективная система управления;
- проблема качества знаний и формирования ключевых компетенций учащихся;
- пассивная позиция части учителей в вопросах развития школы;
- недостаточное развитие системы социального партнерства;
- отсутствие в старшей школе эффективной общественной организации учащихся;
- проблема сохранения и укрепления здоровья детей;
- недостаточное правовое обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса;
- несформированность гражданской позиции у ряда учащихся и выпускников школы.
- Анализ достижений школы
Целенаправленно ведется работа по отбору содержания образования, ведется контроль уровня его усвоения. Одним из показателей качества образовательных услуг предоставленных обучающимся, являются результаты государственной (итоговой) аттестации и единого государственного экзамена выпускников школы.
Результаты ГИА-9 класс
Предметы |
2009-2010 |
2010-2011 |
Русский язык |
4,3 |
3,9 |
Математика |
3,4 |
4,2 |
Физика |
4,0 |
3,0 |
Биология |
- |
4,0 |
Химия |
- |
2,7 |
Обществознание |
3,7 |
4,0 |
История |
4,0 |
- |
География |
- |
5 |
Результаты ЕГЭ-11 класс
Предметы |
2009-2010 |
2010-2011 |
Русский язык |
57,9 |
50,8 |
Математика |
51,8 |
36 |
Физика |
55,5 |
47 |
Биология |
64,5 |
47 |
Химия |
57,5 |
- |
О росте положительной мотивации учения школьников, о процессе формирования целостного отношения к образованию, свидетельствует трудоустройство выпускников.
|
2009-2010 |
2010-2011 |
В 10 класс |
12/57% |
6/46% |
НПО (количество выпускников 9 кл.) |
3/14% |
5/38% |
СПО (кол-во выпускников 9 кл.) |
6/29% |
2/16% |
НПО (кол-во выпускников 11 кл.) |
3/73% |
4/57% |
СПО (кол-во выпускников 11 кл.) |
- |
2/29% |
ВУЗ (кол-во выпускников 11 кл.) |
8/27% |
1/14% |
Управление качеством педагогического персонала осуществляется через систему аттестации и научно-методическую работу.
Общее количество педагогических работников осуществляющих образовательный и воспитательный процесс 27, из них учителей 15.
Анализ данных за последний год позволяет отметить наличие следующих тенденций среди педагогических работников
1. Старение педагогического персонала, стаж свыше 25 лет – 54%
2. Средний возраст педагогического коллектива – 47 лет
3. Отсутствие молодых специалистов, за последние годы нет ни одного молодого специалиста.
4. Количество педагогов мужчин – 4, что составляет 14,8%.
Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами.
Организационными формами повышения квалификации педагогов является:
- прохождение курсов повышения квалификации при ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования";
- прохождение курсов повышения квалификации при ГОУВПО "Марийский государственный университет";
- организация педагогических семинаров;
- работа кустовых методических объединений;
- работа педагогов над индивидуальной педагогической темой;
- самообразование;
- наставничество;
- участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства;
- участие в международных, межрегиональных, региональных, муниципальных научно-практических конференциях, семинарах.
Процесс аттестации носит системный характер. Положительные тенденции аттестации педагогического персонала характеризуются следующими статистическими данными.
Квалификационная категория |
2010-2011 |
Высшая категория |
2 |
Первая категория |
13 |
Вторая категория |
1 |
Таким образом, удовлетворительный уровень обеспечения школы квалифицированными педагогическими кадрами является положительным фактором ее развития. Основная часть педагогов удовлетворена сложившейся атмосферой в школе.
5. Ценности, цели, миссия школы, педагогическое кредо
Ценности образовательного учреждения формировались с учетом выявленных в ходе анализа проблем школы и современного состояния перспектив социально-экономического развития Республики Марий Эл и Российской Федерации. Правовой основой идеологии развития школьной системы образования является закон Российской Федерации "Об образовании", определяющий принцип государственной политики в области образования:
- Гуманистический характер образования, приоритет общественных ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности. Трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
- Единство культурного и образовательного пространства. Защита системой образования развития национальных культур, региональных культурных традиций и их особенностей в условиях многонационального государства.
- Общедоступность образования, адаптивность системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся.
- Светский характер образования в учреждении.
- Свобода и доступность образования.
-Демократический, государственно- общественный характер образования.
На основе выявленных и согласованных в коллективе ценностей были определены:
Цель: Создание необходимых условий для обеспечения качественного образования, направленного на формирование ключевых компетенций обучающихся, обеспечивающего их социокультурную адаптацию, способствующего сохранению и укреплению здоровья детей.
Миссия школы
- Стать образовательным центром в микрорайоне, выбирая направления и профили работы, отвечающие запросам населения;
- Оказать содействие в становлении культурно-нравственной ориентации учащихся, способности принимать выработанные культурной традицией окружающего социума идеалы, творчески осмысливать и преобразовывать их, исходя из реалий современного мира, и включать в собственную жизнь.
- Обеспечить получение качественного основного и общего среднего образования каждым учеником в соответствии с индивидуальными возможностями; утверждение социального оптимизма, который проявляется через: социальную инициативу, готовность к конструктивному изменению окружающей среды, устойчивую гражданскую позицию, умение быстро адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Кредо школы
- Каждый ребенок - росток, помогите ему вырасти.
- Можно и нужно учить всех без исключения.
Основные направления развития школы
- Создание многофункциональной образовательной среды, обеспечивающей получение основного и общего среднего образования каждым учеником с учетом его индивидуальных особенностей.
ü в части содержания:
- базовое, предпрофильное, профильное, дополнительное в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, по программам VIII вида
ü в части используемых форм:
- обучения: очное, надомное, семейное, дистанционное.
ü в части технологии:
- здоровьесберегающие;
- информационные;
- исследовательские;
- проектные и т.д.
- Построение службы сопровождения и коррекции. Развитие системы поддержки талантливых детей.
- Создание школьного пространства, которое позволит эффективно организовать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
- Освоение механизмов работы с родителями, обеспечивающих их вовлеченность и ответственность за результаты образования ребенка.
- Разработка и внедрение школьных локальных актов, обеспечивающих правовую основу взаимоотношений всех участников образовательного процесса (охрана труда, здоровье учителя).
- Создание условий для роста квалификации педагогического и управленческого персонала.
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Модель выпускника школы
Выпускник– это личность, ориентированная на успех и максимально адаптированная к современным социальным условиям:
Мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающий четкими сформированными навыками учебной деятельности;
Творческой, обладающей способностями, развитым интеллектом, стремящийся к преобразующей деятельности;
Духовной личностью, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни;
Гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
Практичной, знающей основы экономики, владению компетентностью и языкам, хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
Свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, свободным выбором содержания жизнедеятельности, готовый к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире;
Любящей свою малую и большую Родину.
6. Этапы реализации Программы
1 этап - организационно-педагогический – 2011-2012гг.
Диагностика состояния образовательной системы школы, инновационного потенциала педагогического коллектива, образовательных запросов населения.
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области высоких технологий; развития и укрепления необходимой учебно-материальной базы.
Отбор и анализ существующего информационного обеспечения образовательного процесса, разработка пакета необходимых профильных и элективных курсов.
2 этап - экспериментально-внедренческий – 2012-2014гг.
Поэтапный запуск всех составных частей программы (проектов), корректировка программы.
Апробация и экспертная оценка существующего и создаваемого методического и информационного обеспечения образовательного процесса, профильных и элективных курсов.
Изучение опыта классных руководителей по учету достижений учащихся и оперативному информированию родителей.
Разработка и апробация проектов по расширению круга социальных партнеров школы, формированию пакета социальных программ и поиску новых форм информирования общественности о достижениях и проблемах.
3 этап – аналитико-результативный - 2014-2015гг.
Подведение итогов программы, анализ результатов мониторинга программы, диагностика достижений по заданным критериям.
Определение причин рассогласования поставленных задач, планируемых результатов и реальных достижений школы.
Разработка новой программы развития школы на следующий период.
7. Прогнозируемый результат. Критерии эффективности реализации программы и его диагностическое сопровождение.
Развитие качества образования в школе, выраженное:
- в росте позитивной динамики образовательных результатов учащихся;
- расширении поля образовательных возможностей для детей;
- профессиональный рост педагогов, повышение их ИКТ компетентности
- удовлетворенности качеством образования со стороны родителей, работодателей, социума;
- развитии социо-культурных и образовательных связей;
- модернизации системы управления образованием школы.
- реализации инклюзивного образования
- сохранении здоровья обучающихся
Критерии на основе, которых будет производиться оценка в достижении поставленных целей
- медицинские данные, показатели здоровья учащихся;
- учет семей и детей, требующих повышенного внимания;
- данные школьной успеваемости, результаты ЕГЭ;
- участие детей в школьных, городских, региональных и всероссийских олимпиадах, в конкурсах, проектах, мероприятиях и так далее;
- количество детей, занятых в факультативах и кружках;
- итоги поступления в учреждения специального (среднего и высшего) образования.
Собранные данные будут анализироваться на заседаниях педагогического совета, в работе творческих групп и представляться в виде таблиц, схем, диаграмм для дальнейшей корректировки деятельности по данной программе.
8. Организационно – управленческое обеспечение механизма реализации программы
Функциональный механизм реализации Программы включает следующие элементы:
-стратегическое планирование и прогнозирование, определение стратегических направлений, темпов развития;
-финансовый механизм Программы, ее материально-техническое обеспечение;
-взаимодействие с социальными партнерами.
Программой предусматривается привлечение внебюджетных, бюджетных средств всех уровней: федеральные, региональные, муниципальные целевые программы. Главным принципом использования бюджетных средств является контроль за эффективностью их реализации. Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех ее этапах. Предусматривает непосредственное участие общественности в разработке и реализации программы развития школы, родительские собрания, общественные слушания, публичное обсуждение о ходе реализации программы развития школы. Система включает в себя:
1) разработку нормативно-правовой базы защиты прав обучающихся в образовательном процессе – нормативный ресурс;
2) привлечение к решению задач программы партнеров - социальный ресурс;
3)мониторинговые процедуры оценки эффективности произошедших изменений на каждом из 3-х этапов и за период исследования в целом - аналитический ресурс;
4)обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы, через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера – кадровый ресурс;
5)подготовку и развитие материально-технической базы инновационной деятельности школы – материальный ресурс;
6) совершенствование информационной среды школы – информационный ресурс.
9. Основные мероприятия по реализации программы
9.1. Достижение современного качества образования
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Влияние способа организации образовательного процесса на повышение качества образования |
1. Организация системы дополнительных занятий с обучающимися |
2011 – 2013 учебный год |
Заместитель директора по УВР |
2. Введение в учебный процесс информационных технологий |
2012 – 2013
2013-2014 |
Учителя-предметники |
3. Совершенствование работы по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам |
Ежегодно |
Заместитель директора по УВР |
Новшества в условиях организации образовательного процесса |
Научно – методические:
- разработка учебно – дидактического материала для работы с учащимися
Материальные:
- оснащение кабинетов физики, информатики, начальных классов математики, современными учебно – дидактическими, наглядными материалами;
- оснащение спортивного зала и комбинированной мастерской современным оборудованием;
- пополнение библиотечного фонда в том числе ЦОРами |
Ежегодно
Ежегодно
2013- 2014год
|
Учителя профильных дисциплин
Директор, заведующие кабинетами
Директор,
заведующая библиотекой
|
9.2. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся. |
1. Обследование детей, поступающих в школу. Выделение учащихся группы «риска» и больных детей.
2. Мониторинг состояния здоровья учащихся 1 - 11 классов
3. Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся.
4. Диагностика интеллектуальной, эмоционально - волевой сферы учащихся 5 – 8 классов.
5. Принятие программы «Текучая капля».
6. Проведение бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся.
7. Проведение бесед по формированию гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни среди учащихся.
8.Организация секций по футболу, лёгкой атлетике,
9. Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (динамической паузы, подвижные перемены, часы здоровья).
10.Регулярное проведение дней здоровья, безопасности, защиты детей.
11. Выпуск бюллетеней по профилактике различных заболеваний.
12.Проведение конкурса на самый спортивный класс.
13.Проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. |
Ежегодно
ежегодно
ежегодно
Ежегодно
2012 год
ежегодно
ежегодно
Ежегодно
2012
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
|
ЦРБ, медработник
Зам. директора по ВР
Классные руководители
Психолог
Учитель физкультуры
Медработник, классные руководители
Учителя физкультуры
Учителя физкультуры,
Зам директора по ВР
Учителя физкультуры, ОБЖ, классные руководители
Медсестра школы
Учителя физкультуры, педагог-организатор
ЦРБ, медсестра школы
|
Обеспечение формирования здоровье-сохраняющих культурных традиций семьи. |
1. Проведение лекций, родительских собраний, посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам наркозависимости и табакозависимости, профилактике правонарушений, суцидального поведения, дорожно-транспортного травматизма несовершеннолетними.
2.Проведение праздника «Мама, папа, я – дружная спортивная семья». |
2012-2015
2012-2013
|
Заместитель директора по воспитательной работе, врачи, инспектор по делам несовершеннолетних
Учителя физкультуры, зам.директора по ВР |
Обеспечение здоровье-сохраняющей деятельности педагогов. |
1. Организация лектория по сохранению здоровья педагогов.
2. Создание банка данных об оздоровительных программах для взрослых.
3. Проведение профилактических медицинских осмотров педагогов. |
2012- 2014
2012 год
Ежегодно
|
Председатель профкома
Медсестра
Администрация, врачи |
9.3. Совершенствование воспитательной системы
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Формирование духовно-богатой, нравственной личности. |
1. Разработать нормативно-правовую документацию:
Положение о проведении конкурса «Ученик года»
Программа профилактики суицидального поведения «Перекресток»;
Положение о детском лагере отдыха, Положение о детской организации «Радуга»;
Программа формирования законоправного поведения
2. Разработать методические рекомендации по формированию духовно-нравственной культуры учащихся в классе.
3. Формировать духовно-нравственные качества через организацию клубов и кружков «Мастерица», «До, ре, ми», «Путь к успеху», «Капитоша», «Наследие», «Мир сказки», «Художественное слово», «Юный краевед»
4. Проводить творческие отчеты кружков
|
2012 г.
2011 г.
2012 г.
2014гг.
ежегодно
ежегодно |
Педагог-организатор
Зам.директора по ВР
Классные руководители, комитеты классов
Педагоги дополнительного образования и технологии.
Педагоги дополнительного образования и технологии |
Воспитание патриота и гражданина |
1. Провести научно-практическую конференцию классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы».
2. Сформировать пакет методических материалов по проблеме гражданского воспитания.
3. Разработать и внедрить воспитательные программу:
- «Гражданин Отечества начинается с гражданина школы» (Кодекс чести).
4. Продолжить поисковую работу по сбору материалов о выпускниках школы.
5. Формировать гражданско- патриотическую позицию учащихся через систему традиционных дел: - праздники «День знаний», «День защитника Отечества», «Уроки России» («День Конституции»), «Вахта памяти» (9 мая), «Последний звонок»,
- выпуск информационных листов, посвященных важным событиям страны и др.
|
2014 г.
2012-2014 гг.
2013
ежегодно
ежегодно |
Руководитель МО классных руководителей
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
Заместитель директора по воспитательной работе
Классные руководители
Классные руководители
Педагог-организатор
|
Развитие ученического самоуправ-ления. |
1. Разработать Положение об органах ученического самоуправления.
2. Совершенствовать коллективно-организаторскую деятельность ученического актива через традиционные дела:
- конкурсы «Мальчишник», «Ученик года»;
- «Зарничка», «Зарница»
|
2013 г.
2012-2014гг. |
Заместитель директора по воспитательной работе
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
9.4. Повышение роли семьи в воспитательно – образовательном процессе
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Изучение семьи |
1. Продолжить формирование базы данных о семьях учащихся:
- социальный состав семей;
- уровень образования родителей;
- социальный и экономический статус семьи. |
2012- 2014гг.
|
Социальный педагог |
Информирование родителей |
Совершенствовать информационное поле школы с ориентиром на родителей учащихся. Регулярно оформлять:
- информационный стенд для родителей о жизнедеятельности школы;
- информацию о текущих достижениях школы и достижениях за учебный год
оформить:
- стенд «Наши родители»;
- стенды о педагогах- ветеранах школы;
|
Ежегодно
2014.
2013 |
Классные руководители
Педагог-организатор
Совет старшеклассников
Педагог-организатор
|
Просвещение родителей |
1. Просветительская деятельность учителей начальной школы. Программа «Школа будущего первоклассника».
2. Разработать программу родительских собраний для родителей 1 – 11 классов |
2012 – 2013 гг.
2012-2014 гг.
|
Зам.директора по УВР, учителя нач. классов,
руководитель МО
Зам.директора по УВР и ВР
|
Консультирование родителей |
1. Создать консультативный центр для родителей
|
2012-2013 гг. |
Педагог- психолог, педагог-логопед, соцпедагог |
Совместная деятельность педагогов и родителей |
1. Регулярно проводить открытые уроки и внеклассные мероприятия |
2012 – 2014гг. |
Классные руководители |
9.5. Совершенствование работы с педагогическими кадрами
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Нормативно – правовое обеспечение системы управления |
1. Разработать следующие положения:
-о конкурсах «Учитель года» и «Самый классный классный».
2. Разработать «Кодекс классного руководителя».
3. Разработать новые должностные инструкции |
2013.
2014
2011 |
Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ВР
Директор
|
Новшества в условиях организации образовательного процесса |
Научно – методические:
создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте учителей школы
Материальные:
усовершенствование
материальной базы учебных кабинетов. |
Ежегодно
2011-2014 |
Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР |
Повышение профессионального мастерства |
1. Повышение квалификации педагогов на курсах
2. Провести конкурс «Учитель года».
3. Провести конкурс «Самый классный классный». |
Ежегодно
2013 год
2014 год |
Директор
Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ВР |
Повышение профессионального мастерства классных руководителей |
1. Разработать программу обучения классных руководителей новым воспитательным технологиям.
2. Регулярно проводить классные часы гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности.
3. Сформировать пакет материалов по изучению уровня воспитанности учащихся.
4. Изучить степень развития сотрудничества классного руководителя с классом:
- уровень взаимного доверия;
- степень включенности классного руководителя в дела класса;
- взаимодействие актива и классного руководителя;
- степень включенности родителей учащихся в дела класса |
20013 год
Ежегодно
2011-2015гг.
2011-2015гг. |
Заместитель директора по воспитательной работе
Классные руководители
Заместитель директора по воспитательной работе
Заместитель директора по воспитательной работе |
Проект «Качество образования»
Цель: Создание образовательной среды для получения каждым учеником основного, общего среднего образования на уровне, обеспечивающем ему успешность во взрослой жизни, через оптимизацию содержания, используемых форм обучения, методов, технологий.
Механизмы реализации проекта
- мониторинга качества
- создание системы интенсивного изучения отдельных предметов, обеспечивающих формирование основных компетенций учащихся:
- информатика
- химия
- биология
- математика
- русский язык
- система олимпиад, творческих отчетов, работа КМО
- применение программ элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки
- создание в школе системы мер помощи учащимся для углубленного изучения и ликвидации пробелов по предметам:
- консультации педагогов-предметников;
- система дополнительных занятий
- деятельность НОУ обучающихся
- проектная деятельность
- Выбор УМК, обеспечивающих эффективное освоение школьных предметов, возможность выбора индивидуальной траектории обучения для надомного обучения.
- Освоение всеми педагогами интерактивных технологий.
- Стимулирование качества обученности и участия в инновационных проектах.
- Использование социокультурного потенциала школы в образовательном пространстве через развитие образовательно-социальных практик: выездные курсы
- Индивидуальные отчеты по участию в проектах.
- Участники проекта:
- Заместители директора по УВР;
- Руководители МО;
- Методический совет;
- Педагогический коллектив.
Планируемые результаты
- рост качественных показателей по материалам государственной аттестации, достижения учащихся;
- рост личностных достижений детей (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т.д.);
- удовлетворенность результатами родителей;
- рост квалификации педагогического коллектива;
- гарантия сопровождения учащихся нуждающихся в специальной поддержке работа ПМПК;
- разработка модели ежегодного «Открытого отчета» школы по качеству образования.
Ресурсное обеспечение
- Методический ресурс: МО, руководители направлений.
- Организационный ресурс: администрация школы.
- Воспитательная служба: зам директора о ВР, педагог-организатор, педагог-психолог, соцпедагог, педагог-организатор ОБЖ, библиотекарь.
- Оснащение кабинетов:
- химия
- биология
- русского языка
- математики
- информатики
- начальной школы
Проект «Профильная школа»
Целевое назначение проекта
Проект выступает составной частью программы обновления качества образования, реализуется через организацию предпрофильного и профильного обучения в рамках модернизации российского образования.
Цель проекта: обеспечение перехода школы на ступени 10-11 классов на профильную модель образования. При этом профильная модель образования предназначена для создания более благоприятных условий для старшеклассников за счет ориентации образовательных программ на требования вузов (и других образовательных учреждений) в соответствии с профессионально – образовательными предпочтениями учащихся.
Реализация проекта предполагает сочетание профильной модели с моделью работы по индивидуальным маршрутам с опорой на возможности дистанционной поддержки образования.
Механизмы реализации проекта
Проект реализуется за счет:
- разработки новых образовательных программ и учебных планов для старшего звена образования школы;
- согласования программ и планов с учетом интересов жителей микрорайона школы, требований работодателей;
- повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для реализации новых учебных планов и программ;
- обеспечение методической и экспертной поддержки проекта со стороны вузов – партнеров;
- решение проблемы доступности качественного профильного образования для всех желающих и способных обучаться в профильных классах и по индивидуальным образовательным траекториям;
- организация экспертизы качества проекта.
Участники проекта
В проекте принимают участие педагоги школы.
Методическая служба школы.
Служба сопровождения и коррекции.
Планируемые результаты
В результате реализации проекта на предпрофильную и профильную систему преподавания (в различных ее вариантах перейдут) учащиеся 9-11 классов, что позволит им качественно улучшить свое образование.
Ресурсное обеспечение
Проект требует обновления методических и технологических ресурсов (закупка новых учебников и учебных пособий, приобретение ЦОР).
Кадровые ресурсы:
- привлечения потенциала вузовских преподавателей и экспертизы МарГУ, МарГТУ;
- повышение квалификации педагогических кадров.
Проект требует дополнительного финансирования в части:
- обеспечения повышения квалификации педагогов;
- частичного технического и методического переоснащения образовательного учреждения;
- информатизации.
Проект «Информатизация школы»
Целевое назначение проекта
- Оптимизация процесса обучения.
- Повышение уровня информационной компетентности учащихся и педагогов.
- Повышение эффективности управления образованием за счет применения новых информационных технологий.
- Развитие социального партнерства за счет повышения доступности информации о деятельности отдельных образовательных учреждений и системы в целом.
- Технологическое обновление образовательного процесса.
Механизм реализации проекта
Основными механизмами реализации проекта выступают:
- оснащение ИИСС (информационными источниками сложной системы), расширение их роли в образовательном процессе;
- повышение квалификации педагогов в применении информационных технологий в образовательном процессе, в частности – в использовании ИИСС в работе с классом, в индивидуальной работе с учащимися;
- внедрение новых информационных технологий в управление;
- разработка информационных материалов для образовательных учреждений силами педагогов, администраторов, учащихся школы;
- разработка и запуск в действие сайта школы в целях повышения эффективности информационного оснащения;
- целевая поддержка одаренной молодежи, проявляющей заинтересованность в самореализации в сфере информационной культуры (конкурсы, проекты, гранты);
- мониторинг и экспертиза эффективности применения новых информационных технологий.
Участники проекта
- педагоги;
- учащиеся;
- родители;
- попечительский совет.
Планируемые результаты
Технологическое и методическое обновление школ.
100% оснащение видео - презентационной техникой.
25% обновление компьютерной базы.
100% оснащение медиатеки профильного обучения.
Рост часов доступности компьютеров и выхода в Интернет для учащихся.
Рост квалификации педагогов:
- основы компьютерной грамотности (100%);
- использование ЦОР в образовательном процессе – 70%.
Рост квалификации управленческих кадров.
Внедрение новых информационных технологий и информационных регламентов в управление образовательным учреждением.
Повышение рейтинга школьного сайта.
Ресурсное обеспечение
Оборудование.
Частичная замена компьютерной техники до 50%.
Приобретение ИИСС для образовательного процесса.
Приобретение мультимедиа-оборудования, 3 интерактивных досок.
Проект «Служба сопровождения»
Цель деятельности Службы сопровождения в образовательном учреждении заключается в организации психолого-медико-социального сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.
Задачи:
- Защита прав и интересов личности детей, обучающихся, воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
- Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем обучения и развития;
- Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута; участие специалистов Службы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
- Развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей;
- Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
- Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;
- Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей; Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей;
- Участие специалистов Службы в психолого-медико-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, приемных родителей;
Основные направления деятельности Службы
1. Психосоциальная диагностика - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп социального риска;
2. Психокоррекционная работа – совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда по разработке психокоррекционных программ воспитания; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса.
3. Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
4. Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников образовательного учреждения, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и др. по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.
5. Исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
6. Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни;
7. Организационно-методическая деятельность:
- анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований;
- участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации,
- участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья;
- организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками;
- формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.
8. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.
Механизмы реализации проекта
- создание службы сопровождения;
- повышение квалификации педагогов по психологии;
- заключение договора с ПМПК(Русские Шои).
Участники проекта
- Психолог;
- Логопед;
- Медицинский работник;
- Социальный педагог;
- Педагоги;
- Учащиеся;
- Родители.
Планируемые результаты
Повышение эффективности образовательного процесса для детей группы риска.
Уменьшение количества детей, состоящих на внутришкольном учете.
Ресурсное обеспечение
Методическое - «Положение о службе сопровождения».
Финансовое – внутренние резервы школы.
Проект «Здоровье и физическая культура»
Цель: Создание условий для сохранения здоровья детей в образовательном процессе, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания. Формирование у молодежи и педагогических работников культуры здорового образа жизни. Формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Механизмы реализации проекта
· разработка и внедрение здоровье сберегающих технологий;
· формирование культуры здорового образа жизни через предметы: биология, физкультура, естествознание, социальная практика, обслуживающий труд, традиционные внеклассные мероприятия (районные, школьные);
· создание безопасной школьной среды (световой, тепловой, двигательный режим, питание и т. д.).
Участники проекта
· Медицинская служба;
· Педагоги;
· Учащиеся;
· Родители;
· Хозяйственная служба.
Планируемые результаты
Снижение уровня заболеваемости
Рост охвата горячим питанием 100% школьников.
Позитивное отношение к нормам и правилам здорового образа жизни.
Создание школьного спортивного клуба.
Ресурсное обеспечение
Методическое: программа «Текучая капля».
Через МО – все педагоги должны овладеть здоровьесберегающими технологиями.
Проект «Семья и школа»
Современное общество как никогда нуждается в помощи школы, которая является сегодня единственным учреждением, способным воспитать молодого человека, готового решать новые, более сложные проблемы завтрашнего дня.
Наша школа – это ОУ, которое вводит новую культуру обучения, основанную на стимулировании мышления. Учебно-воспитательный процесс опирается на практико-деятельностный подход, направленный на максимальное развитие личности каждого ребёнка в природосообразном направлении. Эффективность этого процесса обеспечивается взаимными усилиями всех его участников, т.е. учителями, учениками и родителями. В основе успешности программ, объединяющих усилия семьи и школы, лежат общение и сотрудничество. Успех сотрудничества целиком и полностью определяется желанием учителя привлечь родителей к совместной деятельности – вне зависимости от их семейного положения, образовательного уровня и места работы. Психолого-педагогические исследования, проводимые в школе, выявляют прямую зависимость результатов обучения детей от степени участия в УВП родителей. Образование ребёнка – это результат совместного труда учителей, детей и родителей. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности школы является работа с родителями.
Анализ сложившейся на 2010 г. ситуации, относительно участия родителей в учебно-воспитательном процессе, обнаруживает снижения активности родителей по мере взросления детей.
I ступень обучения – 70-90% родителей - активные участники школьной жизни;
II ступень обучения – 30-60% родителей - активные участники школьной жизни;
III ступень обучения – 40-55% родителей – активные участники школьной жизни.
Среди причин добровольного самоотстранения родителей от процесса воспитания и образования детей можно назвать следующие.
Объективные:
- низкий культурно-педагогический уровень родителей
- трудное экономическое положение семей;
- работа родителей за пределами региона;
- асоциальное поведение родителей.
Субъективные:
- отсутствие потребности у родителей в личном участии в процессе развития ребёнка;
- отсутствие контакта между учителем и родителем;
- недостаточное использование комплексной методики учителем и классным руководителем в активизации участия родителей в учебно-воспитательном процессе.
Причина ситуации самоотстранения состоит ещё и в том, что большинство родителей выполняет по отношению к ребёнку в большей мере контролирующую функцию и считает, что, взрослея, ребёнок всё меньше нуждается во внимании такого рода, т.к. способен контролировать себя самостоятельно. Наблюдения педагогов и психологов школы подтверждают ошибочность этого мнения, т.к. лишь постоянное внимание, искренняя заинтересованность в развитии ребёнка, неослабевающая активность участия родителей в УВП повышает качество знаний, обеспечивает стабильный академический процесс, положительные сдвиги в поведении и в отношении детей к учёбе.
Воспитание – это максимальное развитие личности ребёнка в разумно организованном обществе. Изменение ценностных жизненных ориентиров в современном социуме негативно отразилось на нравственном климате современной семьи, что усиливает разногласия во взглядах на процесс воспитания со стороны семьи и школы, хотя сегодня, в период перестройки школьного образования, особенно важно сотрудничество этих социальных институтов. Необходимо, чтобы родители понимали суть изменений школьной системы, чтобы они могли включиться в процесс наравне с учителями и своими детьми, т.е. необходимо организовать сообщество единомышленников. Исходя из выше сказанного, можно сформулировать
Цель: Создание системы эффективного взаимодействия семьи и школы, повышение ответственности родителей за результаты обучения, их вовлеченности в творческую и социально значимую деятельность детей.
Актуальность и значимость этого направления работы школы определяется, в том числе, и ростом социальной дезадаптации детей, проявляющейся
- в утрате социальных связей с семьёй и школой;
- в резком ухудшении нервно-психологического здоровья детей
- в росте доли детей с девиантным поведением;
- увеличение семей с конфликтными отношениями между родителями.
Реализация данного раздела программы позволит решить следующие
задачи:
· создать единую систему работы с детьми в школе и семье;
· помочь родителям освоить новые методы общения с детьми;
· активизировать участие родителей в учебно-воспитательном процессе на каждом этапе взросления ребёнка в течение всего периода обучения;
· отработать действенные методики, помогающие установить контакт с семьями учеников;
· выработать единый взгляд на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребёнка;
· создание максимально приемлемых условий для природосообразного развития каждого ребёнка в семье и в школе;
· обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Планируемые результаты:
1. родители – полноправные члены государственного общественного управления школой;
2. школа открытое пространство для социума;
3. школа среда созидательного сообщества детей и взрослых;
4. родители – активные участники организации полифункционального пространства школы;
5. родители оказывают посильную помощь в коррекции воспитания в семьях с асоциальным поведением родителей.
6. удовлетворенность образовательным процессом в школе у 80% родителей.
7. увеличение количества родителей, посещающих родительские собрания, массовые мероприятия.
8. повышение доверия школе (родители чаще обращаются к специалистам школы по возникающим проблемам в вопросах общения с детьми).
Механизмы реализации проекта:
Совершенствование традиционных форм работы с родителями:
- родительские комитеты (школьные, классные);
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- консультации учителей-предметников.
Организация психолого-медико-социального просвещения и сопровождения родителей в вопросах воспитания детей.
Разработка нормативно-правовой базы взаимодействия семьи и школы.
Проведение массовых школьных мероприятий, где родители будут выступать активными участниками.
Изучение и тиражирование положительного опыта семейного воспитания, работы классного руководителя с семьей.
Использование различных форм поощрения родителей за достижения их детей
Участники проекта
- Ученики школы;
- Родители;
- Классные руководители;
- Педагог-психолог;
- Социальный педагог;
- Учителя - предметники;
- Педагог-логопед
- Педагог-организатор
Проект «Профи»
Целевое назначение
Проект предназначен для повышения профессиональной и ИКТ компетенции педагогов, уровня их квалификации, профессионального роста педагогов, совершенствования системы методической работы, внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий
- за счет опоры на инновационный потенциал наиболее успешных педагогов школы;
- за счет распространения передового педагогического опыта;
- за счет освоения эффективных современных образовательных технологий;
- построения системы методической работы в школе, ориентированной на достижение нового качества образования.
Механизмы реализации проекта
- методическая поддержка всех проектов Программы развития школы;
- эффективное использование аттестации педагогов для повышения качества образования;
- открытые уроки, мастер-классы, семинары, предметные недели
- участие в конкурсах педагогического мастерства;
- создание методической копилки по психологии, педагогике, вопросам управления в помощь учителю, обобщенного опыта работы учителей школы;
- целенаправленная работа методических объединений на достижение результатов, обозначенных в Программе развития школы.
В проекте принимают участие все педагоги школы, методическая служба, администрация школы.
Планируемые результаты
Рост квалификации педагогических работников, выраженный в показателях аттестационного процесса.
Стабилизация кадрового состава.
Рост инноваций.
Ресурсное обеспечение
Методическое
Положение о МО.
Финансовое
Фонд материального поощрения победителей.
Материально-техническое
Оснащение учительской информационными и выставочными стендами.
Аудио - видео техническое оснащение.
Проект «Воспитательное пространство»
Цель воспитания – формирование социально адаптированной творчески мыслящей личности, способной к целеполаганию, самообразованию, самореализации.
Модернизация воспитания в школе основывается на гуманистическом, индивидуальном, личностно-ориентированном, средовом, проблемном, личностно-деятельностном подходах к развивающейся личности и предполагает целенаправленное формирование таких качеств учащихся, способностей, ценностных смыслообразующих жизненных установок, которые помогут им быть успешными в современном обществе.
Только вовлекая детей в конкретную деятельность можно воспитать такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, пунктуальность.
В воспитании нет перерывов – это систематический и системный процесс, который подразумевает не только деятельность, отношения, общение, но и создание благоприятной среды, расширение воспитательного пространства, активный выход на социум. Каждый ребёнок в этом процессе – это компетентная личность, поднимающаяся как по ступеням от самоконтроля, самоопределения, самообразования к самовоспитанию и самореализации. Системный подход к воспитанию должен реализовываться через интеграцию внеурочной деятельности и учебного процесса. Поэтому наша школа должна стать содружеством детей и взрослых, формирующим свои традиции, обычаи, ценности. Таким образом, воспитательный процесс в школе должен выстраиваться так, чтобы, взрослея, каждый наш ученик стремился к нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству. Основополагающей здесь является деятельность классного руководителя. Методическое объединение классных руководителей - важнейшее звено воспитательной системы школы. МО позволяет классным руководителям не только обмениваться положительным опытом, но и совершенствовать свою работу в процессе воспитания каждого ученика и всего классного коллектива. Классный руководитель – это организатор и устроитель целенаправленного творческого процесса взаимодействия с воспитанниками и родителями по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей и самоактуализации личности.
Только содружество ученик, классный руководитель, родитель даст положительные результаты в воспитании Человека.
Важное место в деятельности содружества занимает ученическое самоуправление, которое призвано обеспечить:
- содержание школьной жизни на каждой ступени образования;
- активную жизненную позицию учащихся;
- выработать навыки анализа и самоанализа;
- сформировать умения контролировать и самоконтролировать.
В основе воспитательной системы школы лежит методика КТД, реализация, в полной мере которой, и обеспечивает актуализацию личности каждого ребенка в школьной жизни.
Приоритетными направлениями воспитательной деятельности на современном этапе являются:
Нравственно-патриотическое воспитание;
Профилактика правонарушений и безнадзорности.
Данные направления реализуются в соответствии с разработанными и действующими программами:
ü За духовное и нравственное здоровье
ü Патриотическое воспитание обучающихся
ü Летний отдых и трудовая занятость детей и подростков
ü Профилактика правонарушений и безнадзорности обучающихся школы
ü Профилактика суицидального поведения подростков «Перекресток»
Задачи:
- совершенствование системы воспитательной работы школы через методику коллективных творческих дел;
- совершенствование системы школьного самоуправления;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения на всём периоде обучения;
- создание внутриклассного климата, способствующего активизации деятельности ребёнка в ученическом самоуправлении;
- организация внеурочной занятости учащихся, обеспечивающей разностороннее развитие личности. Формирование нравственной и гражданской позиции подрастающего поколения по отношению к городу, России;
- использование социокультурного потенциала города в образовательном пространстве через развитие образовательно-социальных практик;
- раскрытие склонностей и индивидуальных способностей детей и подростков к творческой, исследовательской, проектной и научно-поисковой деятельности;
- формирование толерантного отношения к сверстникам и людям старшего поколения;
- развитие системы самоуправления;
- профилактика правонарушений и безнадзорности детей
Ожидаемые результаты:
1. школьное самоуправление – основа деятельности ученического коллектива;
2. 100% охват обучающихся организованной досуговой деятельностью во внеурочное время;
3. повышение профессионального мастерства классных руководителей;
4. внедрение в практику деятельности классных руководителей экспериментально-исследовательской работы;
5. системный мониторинг оценки степени воспитанности учащихся.
Оценивание результатов воспитательной работы можно проводить по следующим показателям:
· Наличие четкой структуры плана воспитательной работы классного руководителя – участника проекта, направленность деятельности класса.
· Сплочение классного коллектива в ходе участия класса в проекте, насыщенность и полнота жизнедеятельности (процент количественного участия детей в событиях школы).
· Расширение возможности участия класса и отдельных учащихся в проектах, конкурсах, позволяющих проявить полученные навыки и умения (наличие участников, лауреатов и победителей олимпиад, конкурсов и т.д.).
· Приобретение опыта коллективной творческой деятельности, повышение информационно-коммуникативных компетенций учащихся и педагогов (участие в сетевых проектах, создание продуктов с помощью ИКТ-технологий).
· Получение позитивного социального опыта взаимодействия, общения, совместной деятельности школьников друг с другом, с педагогами, специалистами и другими людьми (неперсонифицированный контроль).
Социальные партнеры
· Отдел образования и по делам молодежи МО «Мари-Турекский муницмпальный район»;
· Дом детского и юношеского творчества п. Мари-Турек;
· Дом Культуры с. Хлебниково;
· Центр детского и юношеского туризма «Роза ветров» г. Йошкар-Ола;
· Органы внутренних дел;
· Органы системы профилактики;
· Хлебниковская участковая больница;
· Общественные организации и др.
Локальные акты, обеспечивающие реализацию программы развития
- Положение об условиях отраслевой системы оплаты труда работников МБОУ "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа"
- Положение о Единой комиссии по размещению заказов
- Положение об общешкольном родительском комитете
- Положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников МБОУ "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа"
-Положение об обеспечении безопасности персональных данных обучающихся (воспитанников) МБОУ "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа"
- Положение об элективных курсах
- Положение об организации факультативных занятий в ОУ
- Положение о ведении классных журналов
- Положение о группе надомного обучения для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения
- Положение об учете неблагополучных семей и обучающихся в ОУ
- Положение о классном родительском комитете
- Положение о Совете профилактики правонарушений
-Положение о порядке проведения промежуточной аттестации в переводных классах
-Положение о ведении ученических тетрадей и их проверке
- Положение об индивидуальном и надомном обучении обучающихся
- Положение о методическом объединении классных руководителей
-Положение об аттестационной комиссии для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников
-Положение о порядке утверждения и хранения экзаменационных материалов
-Положение об Управляющем Совете (Совете школы) МБОУ "Хлебниковская СОШ"
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) МБОУ "Хлебниковская СОШ"
- Положение о годичной команде педагогов, организующих работу по предпрофильной подготовке обучающихся основной школы
- Положение об образовательном рейтинге выпускника 9-го класса В МБОУ "Хлебниковская СОШ"
-Положение об индивидуальном учебном плане учащегося 9-го класса в МБОУ "Хлебниковская СОШ"
- Положение о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании в учреждениях Республики Марий Эл, реализующих программы общего образования
- Положение о школьной конфликтной комиссии
- Положение о методическом объединении учителей предметников
-Рекомендации по заполнению журналов и оцениванию достижений учащихся при проведении курсов по выбору (элективных курсов) в 9 классах основной школы
- Декларация прав учащихся МБОУ "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа"
- Положение об учебно- опытном участке
- Положение о компоненте МБОУ "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа"
-Положение о школьной аттестационной комиссии
- Положение о логопедической службе при ОУ
- Положение о школьной психологической службе
- Положение о группе продленного дня
- Положение о педагогическом совете
- Положение о классном руководителе
- Положение о поощрениях и взысканиях учащихся
- Должностные инструкции педагогических работников школы
- Должностные инструкции технического персонала школы
- Инструкции по охране труда
- Программа развития школы
- Проект "Создание здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы"
- Положение о рабочей группе по введению ФГОС начального общего образования
ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Индикаторы |
Показатели школы по годам |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015
|
Количество обучающихся (чел.) |
182 |
168 |
155 |
150 |
Укомплектованность кадрами (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля педагогических кадров с высшим образованием (%) |
90 |
90 |
90 |
100 |
Доля педагогов прошедших переподготовку, повышение квалификации не менее 1 раза в 5 лет (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Уровень аттестации педагогов (%) |
50 |
50 |
60 |
60 |
Доля педагогов, использующих информационно-коммуникативные технологии обучения (%) |
50 |
62 |
75 |
88 |
Доля детей, охваченных обучением (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля учащихся, перешедших на очередную ступень обучения (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля учащихся, оставшихся на повторный год обучения (%) |
- |
- |
- |
- |
Полнота реализации образовательных программ (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Положительные результаты итоговой аттестации (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Наличие доступа в Интернет (1 компьютер на количество учащихся) |
14 |
10 |
8 |
6 |
Охват питанием учащихся (%) |
98 |
98 |
100 |
100 |
Укомплектованность спортивным инвентарем (%) |
50 |
60 |
70 |
80 |
Отсутствие детского травматизма (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Отсутствие нарушений учащимися режима обучения (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Привлечение внебюджетных средств (тыс.руб.) |
2000 |
5000 |
8000 |
10000 |
При реализации программы развития школы возможны риски:
- недофинансирование в любом, даже в минимальном объеме, ставит под угрозу реализацию Программы развития школы;
-сокращение контингента обучающихся.
Развитие материально-технической базы
№ п/п |
Мероприятия |
Источник финансирования |
Сметная стоимость |
Ответственный за исполнение |
Сроки |
1. |
Приобретение спортинвентаря |
КПМО |
26000
65000 |
Директор, завхоз |
2011г.
2012г |
2. |
Приобретение программного обеспечения |
КПМО |
10.000
7000 |
Директор, завхоз |
2011г
2012г |
3. |
Приобретение электрополотен
цев
|
КПМО |
10127 |
Директор, завхоз |
2012г |
4. |
Приобретение картофелечистки
( 1 шт.) |
КПМО |
32000 |
Директор, завхоз |
2012 |
5. |
Приобретение морозильной камеры для пищеблока (1шт.) |
КПМО |
39995 |
Директор, завхоз |
2011г |
6. |
Приобретение мультимедийного оборудования ( 2шт) |
КПМО |
30000 |
Директор, завхоз |
2012г |
7. |
Приобретение экрана для медиапроэкторов.
( 1 шт.) |
КПМО |
3000 |
Директор, завхоз |
2012г |
8. |
Замена окон в учебных кабинетах |
КПМО |
93937
235195 |
Директор, завхоз |
2011г
2012г |
9. |
Приобретение для кабинета физики спиртовых термометров |
КПМО |
3000 |
Директор, завхоз |
2012г |
10. |
Приобретение компьютеров
|
КПМО |
80000
60000 |
Директор, завхоз |
2011г
2012г |
11. |
Приобретение наглядных пособий и дидактического материала для кабинета начальных классов |
КПМО |
40746 |
Директор, завхоз |
2012г |
12. |
Приобретение жалюзи для кабинета информатики |
КПМО |
55000 |
Директор, завхоз |
2012г |
13. |
Приобретение линолеума в учебные кабинеты |
КПМО |
12662
124758 |
Директор, завхоз |
2011г
2012 |
14 |
Текущий ремонт в кабинетах |
внебюджетный |
10000 |
Директор, завхоз |
Ежегод
но |
15 |
Текущий ремонт в туалетах, рекреациях, на пищеблоке |
КПМО |
18000 15500 |
Директор, завхоз |
2011г
2012г |
16 |
Замена частичная изгороди по всему периметру пришкольного участка |
местный |
10000 |
Директор, завхоз |
2012-2013 |
17 |
Приобретение учебников |
КПМО |
150000
150000 |
Директор, завхоз |
2011г
2012г |
18 |
Курсы повышения квалификации |
КПМО |
4000
4700 |
Директор, завуч |
2011г
2012г |
10.Заключение
Уровень работы школы на сегодняшний день позволяет надеяться на то, что при хорошей организации работы и необходимом финансировании педагогический коллектив справится с решением поставленных задач.