Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся PISA (Programme for International Student Assessment) направлена не только на оценку читательской, математической и естественнонаучной грамотности школьников в возрасте 15-ти лет, но и на выявление их социально-экономического статуса. Этот статус определяется по ответам на ряд вопросов контекстной анкеты, которую участники исследования заполняют после когнитивной части исследования.
Социальный, экономический и культурный статус семей обучающихся является одним из значимых факторов, оказывающих влияние на образовательные результаты. В мировой практике оценка потенциала образовательных систем, как правило, включает изучение эффективности обучения самых социально незащищенных обучающихся. Такой анализ (анализ резильентности, от английского resilient – устойчивый) проводится с целью выявления условий организации обучения, которые могут быть распространены в качестве лучших практик на всю образовательную систему.
Для описания социально-экономического статуса в исследовании PISA используется индекс ESCS (index of economic, social and cultural status), который включает различные переменные: образование родителей, род их занятий, материальные блага семьи, в том числе владение обучающимся и его семьей материальными объектами, связанными с обучением: комнатой или местом для занятий, электронными устройствами, книгами и другими образовательными ресурсами, имеющимися дома.
Лидеры рейтинга резильентности – Гонконг (Китай) и Макао (Китай), где более половины обучающихся считаются академически устойчивыми, затем следуют Сингапур и Эстония с более чем 40% таких обучающихся, в Японии, Канаде и Финляндии – около 40%. При этом, чем выше доля резильентных обучающихся, тем меньше разрыв в образовательных результатах, что характеризует эффективность управленческих механизмов, направленных на предоставление равных образовательных возможностей. По данным PISA-2018 в России около 12% резильентных обучающихся.
В заключении отчета
«Анализ резильентности российских школ», размещенного на сайте ФИОКО, отмечается, что главным ресурсом и причиной резильентности являются школьные коллективы: «Резильентные школы – это организации, в которых установлена атмосфера сотрудничества, в них ценят развитие как обучающихся, так и учителей. Резильентные школы ясно представляют цели своей деятельности и результаты, к которым они ведут обучающихся. Учителя обладают высоким профессионализмом. Коллективы таких школ стараются использовать весь потенциал ресурсов, как цифровых, так и физических. Опыт резильентных школ показывает, что наличие практики или ресурсов не гарантирует результата. Результат достигается при наличии у педагогов развитых компетенций в процессе совместных профессиональных усилий, которые приводят к тому, что обучающиеся в таких школах обладают повышенной любознательностью – признанным предиктором эффективного обучения».