В статье рассматриваются вопросы государственной итоговой аттестации по родным языкам и родной литературе.
Марийским институтом образования (МИО) выпущен очередной номер научно-методического журнала «Туныктышо. Учитель», посвященный Международному дню учителя. Журнал входит в перечень научных журналов РИНЦ, размещенной на платформе электронной научной библиотеки
Elibrary.ru.
Во 2 номере журнала за 2023 год представлены материалы по следующим тематическим рубрикам: эффективные модели и формы наставничества; система воспитания; функциональная грамотность; региональная система методического сопровождения; современные образовательные технологии; история регионального образования: педагоги-наставники; инклюзивное и специальное образование.
В статье Майковой О.М., Синдеевой Е.П., Малининой Г.А. «Об изменениях в формате экзаменационных испытаний: проблемы и перспективы» (стр. 51-54) рассматриваются вопросы государственной итоговой аттестации по родному языку на примере учебного предмета «Родной (марийский: горный, луговой) язык». Представлены новые форматы экзаменов по родному языку и родной литературе, а также обоснование необходимости изменения контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА-9 по указанным учебным предметам.
По данным региональной информационной системы, содержащей сведения о государственной итоговой аттестации обучающихся общеобразовательных организаций, на протяжении последних лет в Республике Марий Эл количество обучающихся девятых классов, выбирающих родной язык и родную литературу для прохождения ГИА остается стабильным, что свидетельствует о сохранении интереса к национальной культуре. Более того, наблюдается тенденция к некоторому увеличению количества участников экзамена по родным языкам. Так, например, количество выпускников текущего года, сдававших экзамен по татарскому языку, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 67 человек, а по марийскому языку – на 100.
На протяжении многих лет выпускники, выбравшие экзамен по родной литературе, сдавали экзамен по билетам, а выбравшие экзамен по родному языку писали диктант и выполняли дополнительные задания к нему. В 2024 году по родной литературе в регионе предлагается вместо экзамена по билетам использовать аналог итогового собеседования, а по родному языку диктант уступит место изложению. Предлагаемый формат экзамена в виде изложения по прослушанному тексту с творческим заданием будет способствовать демонстрации уровня коммуникативно-деятельностного подхода и соблюдения языковых норм, а также развития культуроведческих компетенций – осознания языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа.
В целях выбора оптимальных вариантов проведения региональных экзаменов с 12 по 31 октября планируется проведение апробации новых КИМ ГИА-9 по родному языку и родной литературе в общеобразовательных организациях Республики Марий Эл.
С материалами журнала «Туныктышо. Учитель» можно ознакомиться
на сайте МИО.