
В докладе ЮНЕСКО «Глобальный мониторинг образования в 2023 году» отмечается, что есть доказательства того, что чрезмерное использование мобильных телефонов связано со снижением успеваемости, и что большое количество времени, проведенного за экраном, негативно влияет на эмоциональную стабильность детей.
Утверждается, что образовательные системы должны всегда заботиться о том, чтобы интересы учащихся находились в центре внимания, а цифровые технологии использовались для поддержки образования, основанного на взаимодействии с человеком, а не для его замещения.
Рассматриваются вопросы доступа, равенства и инклюзивности образования, изучаются способы, с помощью которых технологии могут помочь охватить учащихся, находящихся в неблагоприятном положении, а также обеспечить передачу большего объема знаний большему числу учащихся в более увлекательных и дешевых форматах.
Особое внимание уделяется способам повышения качества образования, как в области преподавания и обучения базовым навыкам, так и в области развития цифровых навыков, необходимых в повседневной жизни.
Отмечается, что было проведено мало надежных исследований, демонстрирующих, что цифровые технологии приносят дополнительную пользу для образования, а большая часть доказательств была профинансирована частными образовательными компаниями, пытающимися продавать продукты цифрового обучения. Их растущее влияние на политику в области образования во всем мире является «причиной для беспокойства».
Приводятся примеры стран, которые «осознают важность того, чтобы учащиеся ставились на первое место», когда речь заходит о цифровых технологиях. Указывается на Китай, который установил ограничения на использование цифровых устройств в качестве инструментов обучения, ограничив их до 30 % всего учебного времени, при этом ожидается, что учащиеся будут делать регулярные перерывы.
Приводятся данные, что каждая шестая страна запретила использование смартфонов в школах либо в соответствии с законом, либо в соответствии с указаниями, в том числе Франция, которая ввела свою политику в 2018 году, и Нидерланды, которые введут ограничения с 2024 года.
Справочно
ЮНЕСКО (англ. UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) – специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры.
ООН (Организация Объединённых Наций) – международная организация, созданная для поддержания и укрепления мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.